Решения и постановления судов

Решение Калининградского областного суда от 04.09.2008 N 3-40/08 Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании в части статьи 1 Закона Калининградской области от 04.10.2005 N 655 “О государственных должностях Калининградской области“.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 сентября 2008 г. N 3-40/08

Калининградский областной суд в лице судьи - Струковой А.А.

с участием прокурора - Коломийца М.Ю.

при секретаре - Минченко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Калининградской области об оспаривании в части статьи 1 Закона Калининградской области от 4 октября 2005 года N 655 “О государственных должностях Калининградской области“ (в редакции Законов Калининградской области от 13 октября 2005 года N 662, от 24 ноября 2005 года N 680, от 27 апреля 2006 года N 3)

установил:

статьей 1 Закона Калининградской области “О государственных должностях Калининградской области“ от 4 октября 2005 года
N 655, официально опубликованного 5 октября 2005 года и вступившего в силу со дня его официального опубликования, утвержден Сводный перечень государственных должностей Калининградской области, в который включена должность Губернатора Калининградской области.

И.о. прокурора Калининградской области обратился в суд с заявлением об оспаривании статьи 1 названного Закона области, ссылаясь на то, что должность Губернатора Калининградской области неправомерно, в нарушение Указа Президента РФ от 11 января 1995 года N 32 “О государственных должностях Российской Федерации“ и п. 6 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, отнесена к государственной должности Калининградской области при том, что такая должность, по мнению прокурора, является государственной должностью Российской Федерации.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования уточнил и просил признать недействующей и не подлежащей применению статью 1 названного Закона только в части отнесения должности Губернатора Калининградской области к государственной должности Калининградской области. В обоснование доводов дополнительно сослался на то, что об отнесении должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации к государственной должности Российской Федерации свидетельствует возможность наделения такого лица соответствующими полномочиями только по представлению Президента Российской Федерации.

Представитель Правительства Калининградской области - Сухорученко Е.А. и Калининградской областной Думы - Кузнецов А.В. полагали требования прокурора не основанными на законе.

Представитель Губернатора Калининградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Выслушав пояснения участвующего в деле прокурора, представителей Правительства Калининградской области и Калининградской областной Думы, суд приходит к следующему.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N
58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации“ подписан Президентом РФ 27.05.2003, а не 27.07.2003.

В соответствии с абзацами 6, 7 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2003 года N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации“, п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Исходя из приведенного понятия государственной должности критериями, разграничивающими государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, являются порядок их установления и объем полномочий (непосредственное исполнение полномочий федеральных государственных органов либо непосредственное исполнение полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации).

В силу ст. 2 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти
субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (п. 1); конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (п. 2).

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11 декабря 2004 года N 159-ФЗ) гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (п. 1); в случае двукратного отклонения представленной кандидатуры (представленных кандидатур) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) проводятся соответствующие консультации с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 2); наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации (п. 6); высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) осуществляет, помимо иных, полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации (п. 7).

На основании п. 2 ст. 19 указанного Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации).

Таким образом, по смыслу приведенных положений закона к
полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено не только установление наименования должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации), но и установление как таковой должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также объема его полномочий.

Кроме того, окончательное решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) принимается именно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации при том, что в целях более полного обеспечения права субъекта Российской Федерации самостоятельно формировать свои органы государственной власти не исключается возможность представления Президентом Российской Федерации законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации нескольких кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) и возможность внесения самим законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации предложения Президенту Российской Федерации о кандидатуре (кандидатурах) на данную должность, а также возможность выражения законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.

Должность Губернатора Калининградской области - высшего должностного лица Калининградской области, установлена Уставом (Основным законом) Калининградской области (ст. 24).

Согласно п. 2 ст. 24 Устава (Основного закона) Калининградской области и п. 2 ст. 1 Закона Калининградской области от 29 сентября 2005 года N 651 “О Губернаторе Калининградской области“ Губернатор Калининградской области возглавляет высший исполнительный орган государственной власти - Правительство Калининградской области.

Статьей 27 Устава (Основного закона) Калининградской области и ст. 5 Закона Калининградской области “О Губернаторе Калининградской области“ определен круг его обязанностей по исполнению полномочий государственного органа власти Калининградской области.

Кроме того, статьей 33 Устава (Основного закона) Калининградской
области и ст. 5 Закона Калининградской области “О Губернаторе Калининградской области“ установлена ответственность Губернатора за исполнение своих обязанностей перед населением области.

В соответствии со ст. 31 Устава (Основного закона) Калининградской области гарантии деятельности и условия материально-финансового обеспечения для осуществления Губернатором Калининградской области своих полномочий определены Законом Калининградской области “О Губернаторе Калининградской области“ с установлением необходимых выплат в соответствии с законом об областном бюджете.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что должность Губернатора Калининградской области обладает необходимыми признаками государственной должности и относится к государственным должностям Калининградской области, а не к государственным должностям Российской Федерации.

Ссылку прокурора на Указ Президента РФ “О государственных должностях Российской Федерации“ от 11 января 1995 года N 32 (которым должность руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесена к государственным должностям Российской Федерации) суд полагает основанной на неправильном применении норм материального права при том, что в силу ст. 74 Федерального закона N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ нормативные правовые акты в соответствующей сфере применяются постольку, поскольку они не противоречат указанному Федеральному закону, то есть Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32 в этой части применению не подлежит.

При таких обстоятельствах суд полагает заявление прокурора не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления и.о. прокурора Калининградской области об оспаривании в части статьи 1 Закона Калининградской области от 4 октября 2005 года N 655 “О государственных должностях Калининградской области“ (с последующими изменениями и дополнениями) - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской
областной суд в течение 10 суток.

Мотивированное решение изготовлено “5“ сентября 2008 года.

Судья Калининградского

областного суда

А.А. Струкова