Решения и определения судов

Постановление президиума Московского городского суда от 31.07.2008 по делу N 44у-407/08 По смыслу закона в том случае, когда передача наркотического средства осуществляется в ходе проверочной закупки, проводимой представителями правоохранительных органов в соответствии с Федеральным законом РФ от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“, содеянное следует квалифицировать со ссылкой на ч. 3 ст. 30 УК РФ, поскольку в этих случаях происходит изъятие наркотического средства из незаконного оборота.

ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 2008 г. по делу N 44у-407/08

Президиум Московского городского суда в составе:

председательствующего Паршина А.И.

и членов президиума: Дмитриева А.Н., Агафоновой Г.А., Курциньш С.Э., Тарасова В.Ф.

рассмотрел уголовное дело по надзорному представлению первого заместителя прокурора г. Москвы Росинского В.В. на приговор Никулинского районного суда г. Москвы от 13 июля 2005 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 26 сентября 2005 года, которыми

М., <...>, ранее не судимый,

осужден к лишению свободы:

- по ч. 5 ст. 33, п. п. “а“, “б“ ч. 2 ст. 228-1 УК РФ на 5 лет, без штрафа;

- по п. “а“ ч.
2 ст. 228-1 УК РФ на 5 лет, без штрафа;

- по п. п. “а“, “б“ ч. 2 ст. 228-1 УК РФ на 5 лет, без штрафа.

В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний ему назначено 10 лет лишения свободы, без штрафа, в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания исчислен с 27 мая 2005 года.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 26 сентября 2005 года приговор оставлен без изменения.

В надзорном представлении первый заместитель прокурора г. Москвы Росинский В.В. просит изменить судебные решения в отношении М.:

- исключить осуждение М. в пособничестве в незаконном производстве наркотических средств по квалифицирующему признаку “совершение преступления группой лиц по предварительному сговору“, снизить назначенное по ч. 5 ст. 33, п. “б“ ч. 2 ст. 228-1 УК РФ наказание с применением ст. 64 УК РФ до 4 лет 6 месяцев лишения свободы;

- переквалифицировать действия М. по эпизоду от 22 июля 2004 года с п. п. “а“, “б“ ч. 2 ст. 228-1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. п. “а“, “б“ ч. 2 ст. 228-1 УК РФ, по которой назначить наказание с применением ст. 64 УК РФ в виде 4 лет лишения свободы;

- на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний окончательно назначить М. наказание в виде 8 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Заслушав доклад судьи Тарасова В.Ф., объяснения представителя М. - М.С. по доводам надзорного представления, мнение первого заместителя прокурора г. Москвы Росинского В.В., поддержавшего доводы надзорного представления, президиум

установил:

М. признан
виновным:

- в пособничестве в незаконном производстве наркотических средств, группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере;

- в незаконном сбыте наркотических средств, группой лиц по предварительному сговору;

- в незаконном сбыте наркотических средств, группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.

Согласно приговору, М., в июне 2004 года, в г. Москве вступил в сговор с П. на производство наркотических средств. Во исполнение преступной договоренности, П. должен был производить наркотические средства в лаборатории химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и передавать их М. для последующей реализации. М. совместно с П. приискал необходимые химические реактивы, место их хранения, а также методику изготовления наркотического средства - амфетамина, после чего П., в период с июня 2004 года по 15 августа 2004 года, в помещениях лаборатории 207 - 209 нефтехимического синтеза химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова произвел не менее 3,11 грамма наркотического средства - амфетамина, которое передавал М. для реализации. Таким образом, М. умышленно содействовал незаконному производству наркотического средства - амфетамина в крупном размере.

Он же, действуя по предварительному сговору с П., в июне - июле 2004 года, по адресу: <...>, сбыл произведенное наркотическое средство - амфетамин в количестве не менее 0,73 грамма Ф. за вознаграждение не менее 2 000 рублей.

Он же, действуя по предварительному сговору с П., 22 июля 2004 года, примерно в 12 часов 55 минут, по адресу: <...> сбыл произведенное наркотическое средство - амфетамин в количестве не менее 2,38 грамма, что является крупным размером, Ф. за вознаграждение в размере не менее 3 000 рублей, после чего был задержан.

Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в
надзорном представлении первого заместителя прокурора г. Москвы Росинского В.В., президиум находит судебные решения подлежащими изменению по следующим основаниям.

Вывод суда о виновности М. в совершении преступлений, за которые он осужден, соответствует материалам дела и подтверждается доказательствами, исследованными в судебном заседании, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Обвинительный приговор постановлен обоснованно, что в представлении не оспаривается.

Вместе с тем суд, правильно расценив действия М. как пособничество в незаконном производстве наркотических средств в крупном размере, ошибочно квалифицировал их по признаку “совершение преступления группой лиц по предварительному сговору“, поскольку обвиняемый непосредственно не участвовал в совершении данного преступления. В связи с этим данный квалифицирующий признак подлежит исключению из осуждения М.

Кроме того, правильно установив обстоятельства совершения М. преступления по эпизоду от 22 июля 2004 года, суд ошибочно квалифицировал действия осужденного как оконченное преступление.

По смыслу закона в том случае, когда передача наркотического средства осуществляется в ходе проверочной закупки, проводимой представителями правоохранительных органов в соответствии с Федеральным законом РФ от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“, содеянное следует квалифицировать со ссылкой на ч. 3 ст. 30 УК РФ, поскольку в этих случаях происходит изъятие наркотического средства из незаконного оборота.

Согласно материалам дела, М. задержан непосредственно после совершения преступления, наркотическое средство выдано участвовавшим в проверочной закупке Ф. сотрудникам правоохранительных органов, проводившим оперативно-розыскное мероприятие. Таким образом, наркотическое средство изъято из незаконного оборота, в связи с чем действия М. подлежат переквалификации с п. п. “а“, “б“ ч. 2 ст. 228-1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. п. “а“, “б“ ч. 2 ст. 228-1 УК РФ как совершение покушения
на незаконный сбыт наркотических средств группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.

При назначении наказания по ч. 5 ст. 33, п. “б“ ч. 2 ст. 228-1; ч. 3 ст. 30, п. п. “а“, “б“ ч. 2 ст. 228-1 УК РФ президиум принимает во внимание тяжесть совершенных им преступлений, конкретные обстоятельства дела и не находит оснований для применения ст. 73 УК РФ.

При определении меры наказания президиум учитывает данные о личности осужденного и смягчающие наказание обстоятельства, изложенные в приговоре, состояние его здоровья, активное способствование раскрытию совершенных им преступлений, а также аналогичных преступлений, совершенных другими лицами, и признавая данные обстоятельства исключительными, полагает возможным назначить М. наказание с применением ст. 64 УК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 407, 408 УПК РФ, президиум

постановил:

надзорное представление первого заместителя прокурора г. Москвы Росинского В.В. удовлетворить.

Приговор Никулинского районного суда г. Москвы от 13 июля 2005 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 26 сентября 2005 года в отношении М. изменить:

исключить осуждение М. в пособничестве в незаконном производстве наркотических средств по квалифицирующему признаку “совершение преступления группой лиц по предварительному сговору“, снизить назначенное по ч. 5 ст. 33, п. “б“ ч. 2 ст. 228-1 УК РФ наказание с применением ст. 64 УК РФ до 4 лет лишения свободы;

переквалифицировать действия М. с п. п. “а“, “б“ ч. 2 ст. 228-1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. п. “а“, “б“ ч. 2 ст. 228-1 УК РФ, по которой назначить наказание с применением ст. 64 УК РФ в виде 4 лет лишения свободы, без
штрафа.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности совершенных преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 33, п. “б“ ч. 2 ст. 228-1; п. “а“ ч. 2 ст. 228-1; ч. 3 ст. 30, п. п. “а“, “б“ ч. 2 ст. 228-1 УК РФ, путем частичного сложения наказаний окончательно назначить М. наказание в виде 8 лет лишения свободы, без штрафа, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

В остальной части судебные решения оставить без изменения.

Председательствующий

А.И.ПАРШИН