Решения и определения судов

Постановление президиума Ивановского областного суда от 20.06.2008 N 44г-30/2008 Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, ежегодная компенсация за причинение вреда здоровью, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и подлежат индексации, однако порядок индексации указанных сумм может быть различным.

ПРЕЗИДИУМ ИВАНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2008 г. по делу N 44г-30/2008

Президиум Ивановского областного суда в составе:

председателя президиума Соловьева В.Л.,

членов президиума: Прозорова П.И., Тарасова В.А., Мозжухиной В.В., Рощиной О.А.,

рассмотрел дело по надзорной жалобе Территориального отдела социальной защиты населения по Приволжскому муниципальному району на решение Приволжского районного суда Ивановской области от 20 декабря 2007 г., оставленное без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 13 февраля 2008 г., по иску Б.Ю. к Территориальному отделу социальной защиты населения по Приволжскому муниципальному району, Управлению Федерального казначейства по Ивановской области об индексации ежемесячных денежных выплат на приобретение продовольственных товаров и ежегодной
компенсации возмещения вреда на оздоровление и выплате сумм задолженности, переданное с надзорной жалобой для рассмотрения в судебном заседании президиума судьей Ивановского областного суда Рощиной О.А.

Заслушав доклад по делу судьи Рощиной О.А., пояснения П.Л. - руководителя Территориального отдела социальной защиты населения по Приволжскому муниципальному району президиум,

установил:

Б.Ю. обратился в суд с иском к ответчикам об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью на себя вследствие чернобыльской катастрофы с 2000 года и взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 1 июля 2000 года по 1 декабря 2007 года, а также ежегодной денежной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы (на оздоровление) за 2000 - 2007 годы.

Исковые требования мотивированы тем, что Б.Ю. является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1987 году и относится к категории граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, т.е. указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

Полагая необходимым применить с 2000 года - индексы МРОТ - 1,581, с 2001 года - 1,515, с 2002 года - индексы прожиточного минимума по Ивановской области - за 2002 год - 1,277, за 2003 год - 1,216, за 2004 год - 1,164, применить с 2005 года индекс уровня инфляции 1,11, с 2006 года - 1,09, с 2007 года - 1,08, истец просил суд обязать Территориальный отдел выплачивать ему с 1 декабря 2007 года ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных
товаров в размере 944,44 руб., ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью (на оздоровление), начиная с 2007 года, в размере 1416,94 руб., взыскать с Управления Федерального казначейства по Ивановской области единовременно недополученные суммы: ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 1.07.2000 года по декабрь 2007 года в размере 38933,57 руб., и ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период 2000 - 2007 г. г. в размере 4983,79 руб.

Решением Приволжского районного суда Ивановской области от 20 декабря 2007 г. исковые требования Б.Ю. удовлетворены в полном объеме. Суд обязал Территориальное управление социальной защиты населения по Приволжскому району назначить Б.Ю. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с 01.12.2007 года в размере 944 руб. 44 коп., и ежегодную компенсацию за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы за 2007 года в размере по 1.416 руб. 94 коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации. С Управления Федерального казначейства по Ивановской области в пользу Б.Ю. взыскана задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров единовременно в размере 38.933 руб. 57 коп., задолженность по ежегодным компенсациям за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы единовременно в размере 4.983 руб. 79 коп.

Определением Приволжского районного суда Ивановской области от 14 января 2008 года исправлена описка в решении от 20 декабря 2007 года и указано, что вместо Территориального управления социальной защиты населения по Приволжскому району считать правильным “обязать Территориальный отдел социальной защиты населения по Приволжскому муниципальному району Ивановской области...“.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 13 февраля 2008 г. вышеуказанное решение районного суда оставлено без изменения.

16
апреля 2008 года в Ивановский областной суд поступила надзорная жалоба Территориального отдела социальной защиты населения по Приволжскому муниципальному району, в которой заявитель просит судебные постановления, состоявшиеся по настоящему делу, отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права при рассмотрении дела.

По запросу заместителя председателя Ивановского областного суда от 6 мая 2008 года гражданское дело поступило в Ивановский областной суд 19 мая 2008 года.

В надзорной жалобе заявитель настаивает на том, что вывод суда о необходимости удовлетворения исковых требований Б.Ю. основан на неверном толковании норм действующего законодательства РФ, определяющих порядок индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, право на получение которых предоставлено гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В подтверждение своей позиции о правомерности действий по осуществлению индексации компенсационных выплат Б.Ю. в объеме и порядке, предусмотренном Правительством РФ, Территориальный отдел социальной защиты населения по Приволжскому муниципальному району ссылается на постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 г. N 18-П, от 19.06.2002 г. N 11-П и правовую позицию Верховного Суда РФ по указанной проблеме, сформулированную в определении от 11 января 2008 г. N 25-В07-24.

Кроме того, в надзорной жалобе указывается на отсутствие в решении суда расчета размера ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, определенной судом к выплате в пользу истца с 1 декабря 2007 г., что противоречит требованиям ст. 195 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны
восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Проверив материалы гражданского дела и доводы надзорной жалобы, президиум находит судебные постановления, состоявшиеся по делу, подлежащими отмене по следующим основаниям.

Судом установлено, что Б.Ю. является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году и относится к категории граждан, принимавших в 1986 - 1987 г. г. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, т.е. указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“. ОСЗН Приволжского района выплачивал истцу ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью, без учета инфляции вплоть до 29.05.2004 года, когда впервые в силу ч. 3 ст. 5 Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ в редакции Федерального закона от 26.04.2004 года N 31-ФЗ, была предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Удовлетворяя заявленные Б.Ю. требования, суд пришел к выводу о необходимости индексации спорных выплат по аналогии с индексацией, установленной для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, полагая, что данные денежные компенсации входят в общий объем возмещаемого вреда и подлежат индексации по единым правилам.

Указанные выводы суда основаны на неверном расширительном толковании норм Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“. Они находятся в противоречии с правовой позицией высших судебных органов РФ по указанной категории гражданских дел, сформулированной в постановлениях Конституционного Суда РФ от
01.12.1997 г. N 18-П, от 19.06.2002 г. N 11-П и определении Верховного Суда РФ от 11 января 2008 г. N 25-В07-24.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В Постановлении от 1 декабря 1997 года “По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 ФЗ от 24 ноября 1995 года “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ Конституционным Судом РФ выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 25 статьи 14, а не пункт 15 статьи 14.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п. 22 ст. 14 и ч. 1
ст. 39 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (в ред. ФЗ от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены п. 15 ст. 14 названного Закона.

Ч. 3 ст. 5 Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (в ред. ФЗ от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Следует, кроме того, учитывать, что положения ст. 3 базового Закона предусматривали право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен ФЗ от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ “О порядке установления размеров стипендий и социальных
выплат в Российской Федерации“, в соответствии с которым в законодательство РФ, в том числе в Закон РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом ст. 3 ФЗ от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и ст. 4 ФЗ от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно п. 3 ст. 4 ФЗ от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в ст. 14 и 39 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П “По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 18 июня 1992 года “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (в ред. от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), федеральных законов от 12 февраля 2001 года
“О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, от 19 июня 2000 года “О минимальном размере оплаты труда“ и от 7 августа 2000 года “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ“ в связи с запросами Верховного Суда РФ и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев“ (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих
выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо, исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 июня 2004 года в размере 330 руб. (установленная Законом 300 руб.), ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 550 руб. (установленная Законом 500 руб.) - коэффициент 1,1; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2005 г. N 292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2005 года в размере 366 руб. 30 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 610 руб. 50 коп. - коэффициент 1,11; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 года N 246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2006 года в размере 399 руб. 27 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 665 руб. 45 коп. - коэффициент 1,09; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 года N 171 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2007 года в размере 431 руб. 21 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 718 руб. 69 коп. - коэффициент 1,08.

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года N 35, в ред. от 5 апреля 2005 года N 7 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 ФЗ от 19.06.2000 N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда“, а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

С учетом того, что все обстоятельства дела установлены судом на основании совокупности представленных по делу доказательств, однако судом допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, президиум полагает необходимым принять по делу новое решение, не передавая его на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 388, 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

решение Приволжского районного суда Ивановской области от 20 декабря 2007 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 13 февраля 2008 г. отменить.

Принять по делу новое решение: “В удовлетворения иска Б.Ю. к Территориальному отделу социальной защиты населения по Приволжскому муниципальному району, Управлению Федерального казначейства по Ивановской области об индексации ежемесячных денежных выплат на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации возмещения вреда на оздоровление и выплате сумм задолженности отказать“.

Председатель президиума

Ивановского областного суда

В.Л.СОЛОВЬЕВ