Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Тыва от 14.05.2008 N 3/28-08 Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Республики Тыва N 58/251-5 от 4 мая 2008 года “Об отмене решений избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 мая 2008 г. N 3/28-08

Верховный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Аал-оол Ч.Д.,

при секретаре В.,

с участием прокуроров О.У.М., С.И.Р., заявителя А., представителей Т.А. Р.А.И. и , заявителя А., представителя А. Д.Г., представителя Избирательной комиссии Республики Тыва по доверенности С., представителя Временной избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 мая 2008 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлениям А. и А. о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Республики Тыва N 58/251-5 от 4 мая 2008 года “Об отмене решений избирательной комиссии муниципального образования городского округа
“Город Кызыл“,

установил:

А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Республики Тыва от 4 мая 2008 года N 58/251-5 “Об отмене решений избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“.

В обоснование своих требований заявитель указала следующее.

На 25 мая 2008 года Избирательной комиссией муниципального образования “Город Кызыл“ назначены досрочные выборы депутатов Кызылского городского Хурала представителей.

25 апреля 2008 года вступило в силу решение Кызылского городского суда от 18 апреля 2008 года о признании незаконным и отмене решения Кызылского городского Хурала представителей от 21 мая 2007 года N 217 “Об утверждении состава избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“.

28 апреля 2008 года постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва N 57/249-5 сформирована временная избирательная комиссия муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ (ВРИК) в количестве 9 человек. Со дня формирования ВРИК все полномочия по подготовке и проведению выборов депутатов Кызылского городского Хурала представителей перешли к новому временному составу комиссии. Каких-либо правовых сомнений в законности действий всех субъектов избирательного законодательства до этого момента не было.

Постановлением от 4 мая 2008 года N 58/251-5 Избирательная комиссия Республики Тыва отменила решения избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ от 24 апреля 2008 года N 25/8 “О формировании 31 участковой избирательной комиссии по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва“ и от 24 апреля 2008 года N 25/9 “О назначении председателей участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва“. Данное постановление опубликовано в газете “Тувинская правда“ N 52 от 6 мая 2008 года.

Согласно п.п.
2 и 7 статьи 19 Федерального закона N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ избирательные участки образуются по согласованию с комиссиями главой местной администрации городского округа на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, и образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования, а опубликованы в срок не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

В соответствии с Календарным планом мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва, утвержденного решением избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ от 15 марта 2008 года N 25/2, образование избирательных участков были намечены сроком исполнения 9 апреля 2008 года.

И.о. мэра города Кызыла Р. прислал в ИКМО г. Кызыла уже образованные и утвержденные избирательные участки по выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей для согласования, которые были согласованы ИКМО г. Кызыла и опубликованы в газете “Риск“ от 22 - 29 апреля 2008 года и от 30 апреля - 6 мая 2008 года.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, п. 1 ст. 22 Закона РТ от 10 июля 2003 года N 325 ВХ-1 “О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Тыва“ участковые комиссии формируются в период избирательной кампании не позднее чем через три дня после образования избирательного участка.

В силу п. 10 ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ Избирательная комиссия муниципального образования “Город Кызыл“ (после формирования избирательных участков) приняла решения от 24 апреля 2008 г. N 25/8 “О формировании 31 участковой избирательной комиссии по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва“ и N 25/9 “О назначении председателей участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва“.

Таким образом, решения ИКМО г. Кызыла от 24 апреля 2008 г. NN 25/8, 25/9 приняты избирательной комиссией в пределах компетенции, и оснований для их отмены не имелось.

Согласно п. 22 ст. 2 указанного Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ вышестоящая избирательная комиссия - определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов.

В силу п. 24 ст. 2 Федерального закона избирательная комиссия, организующая выборы (организующая выборы избирательная комиссия) - избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.

Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона, пунктом 1 ст. 20 Закона Республики Тыва “О выборах представительных органов местного самоуправления в Республике Тыва“ и пунктом 1 ст. 62 Устава городского округа “Город Кызыл Республики Тыва“ установлено, что избирательной комиссией, организующей данные выборы, является избирательная комиссия муниципального образования городского округа “Город Кызыл“.

Таким образом, Избирательная комиссия Республики Тыва не является вышестоящей избирательной комиссией для Избирательной комиссии муниципального образования “Город Кызыл“ и не принимает участия в выборах депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва.

В соответствии с
п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Верховного суда Республики Тыва от 22 февраля 2008 г. постановление Избирательной комиссии Республики Тыва от 23.01.2008 N 30/173-5 “Об отмене решения Избирательной комиссии муниципального образования “Город Кызыл“ от 18 января 2008 года N 9 признано незаконным и отменено. Из него следует, что Избирательная комиссия Республики Тыва не является для избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ вышестоящей.

Избирательная комиссия РТ в нарушение п. 6 ст. 75 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ на направила жалобы В. и М. на рассмотрение во временную избирательную комиссию муниципального образования городского округа “Город Кызыл“, а приняла по ней решение по существу.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Регламент Избирательной комиссии Республики Тыва принят 06.06.2003 N 147/814, а не от 16.06.2003 N 148/822, данным документом внесены изменения в Регламент Избиркома РТ.

Согласно п. 2 ст. 16 Закона РТ от 05.02.2001 N 777 “Об избирательной комиссии Республики Тыва“, ст. 40 Регламента Избирательной комиссии Республики Тыва от 16.06.2003 N 148/822 решения Комиссии об отмене решений нижестоящих избирательных комиссий принимается, если за них проголосовало 7 и более членов ИК РТ, или более половины от установленного числа членов Комиссии.

Таким образом, оспариваемое постановление принято с нарушением процессуальных норм. 4 мая 2008 года на заседании Избирательной комиссии Республики Тыва присутствовало 7
(семь) из 12 членов ИК РТ с правом решающего голоса. Постановление было принято пятью голосами против двоих воздержавшихся (менее половины от установленного числа членов ИК РТ с правом решающего голоса).

Оспариваемым постановлением нарушены избирательные права А., как избирателя, на обеспечение процесса голосования законными участковыми избирательными комиссиями по выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей.

Кроме того, А. избрана секретарем УИК избирательного округа “Спутник“ N 31, и оспариваемым постановлением нарушено ее право участвовать в проводимых избирательных действиях, связанных с обеспечением процесса голосования по выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей.

А. обратилась в суд с заявлением о защите избирательных прав, указывая на то, что постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 4 мая 2008 года N 58/251-5 “Об отмене решений избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ нарушены ее права, как избирателя на обеспечение процесса голосования законными участковыми избирательными комиссиями по выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей, как члена участковой избирательной комиссии. Поскольку А. избрана председателем УИК N 31 “Спутник“, считает, что оспариваемым постановлением нарушены ее права участвовать в избирательных действиях, связанных с обеспечением процесса голосования по выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей. Просит отменить оспариваемое постановление ИК РТ, как незаконное и отменить.

В обоснование своих требований А. приводила доводы, аналогичные доводам А.

М.Т.А. в судебном заседании требование поддержала и просила об удовлетворении заявления. Также просит суд привести решение суда к немедленному исполнению.

Представитель Т.А. Р.И.А. пояснил о том, что оспариваемым постановлением Избирательная комиссия Республики Тыва отменила решения избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ N 25/8 и 25/9 от 24 апреля 2008 года, которыми были утверждены составы
участковых избирательных комиссий и председатели этих комиссий. Указанные выше решения были приняты после формирования избирательных участков.

Заявитель, реализуя свои избирательные права, была выдвинута в состав участковой комиссии. Оспариваемым постановлением нарушены права А., поскольку ИК РТ не имела правовых оснований для отмены решений избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“, поскольку для последней она не является вышестоящей.

Представитель заявителя пояснил о том, что избирательная комиссия муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ в соответствии с законом назначила состав участковых избирательных комиссий и их председателей.

ИК РТ, не являясь для избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ вышестоящей комиссией, не выявив никаких нарушений, не имея документов, отменила решения избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“.

7 апреля 2008 года и.о. мэра г. Кызыла направил в избирательную комиссию муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ для согласования список избирательных участков. Таким образом, избирательные участки были сформированы. 22 апреля газета “Риск“ опубликовала указанный выше список. Публикация никем не была оспорена.

Кроме того, ИК РТ приняла оспариваемое постановление в неправомочном составе.

А. заявление также поддержала и просила об его удовлетворении с приведением решения суда к немедленному исполнению.

Представитель А. П.Д.Г. пояснил о том, что А. была выдвинута в состав участковой избирательной комиссии N 31 региональным отделением ПП “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“. Она была избрана секретарем указанной комиссии.

Постановление ИК РТ принято с нарушением компетенции, поскольку она не является для избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ вышестоящей.

Кроме того, у комиссии не имелось кворума для принятия решения, поскольку на заседании присутствовало 7 членов комиссии из 12. За принятие постановления проголосовало 5 членов,
1 - против и еще 1 воздержался.

В результате принятия ИК РТ оспариваемого постановления нарушены права А. принимать участие в работе участковой избирательной комиссии.

Представитель Избирательной комиссии Республики Тыва по доверенности С. требования не признал и пояснил о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ участковые комиссии формируются в период избирательной кампании в сроки, установленные законом.

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона Республики Тыва “О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Тыва“ участковые комиссии формируются в период избирательной кампании не позднее чем через три дня после образования избирательного участка.

Пунктами 1, 2, 7 статьи 19 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ предусмотрено, что для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются по согласованию с комиссиями главой местной администрации. Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации. Аналогичные положения содержатся в п.п. 1, 2, 6 статьи 16 Закона Республики Тыва “О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Тыва“.

Согласно статье 52 Устава городского округа “Город Кызыл Республики Тыва“ мэр г. Кызыла в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения. По вопросам компетенции Мэрии принимаются постановления, подписываемые мэром г. Кызыла.

28 апреля 2008 года и.о. мэра города Кызыла издал постановление N 630 “Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей по досрочным выборам
депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва, назначенным на 25 мая 2008 года“, которое было опубликовано в газете “Тувинская правда“ за N 50 (16558) от 29 апреля 2008 года.

24 апреля 2008 года, то есть еще до образования избирательных участков, избирательная комиссия муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ в нарушение пункта 1 статьи 22 Закона Республики Тыва “О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Тыва“ приняла решение N 25/8 “О формировании 31 участковых избирательных комиссий по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва“.

Поскольку до издания постановления и.о. мэра города Кызыла от 28 апреля 2008 года N 630 “Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва, назначенным на 25 мая 2008 года“ никаких иных правовых актов по вопросу образования избирательных участков и.о. мэра города Кызыла не принималось, постольку является несостоятельным содержащийся в поданных заявлениях довод о том, что на момент принятия 24 апреля 2008 года избирательной комиссией муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ решения N 25/8 “О формировании 31 участковых избирательных комиссий по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва“ и.о. мэра города Кызыла были утверждены и образованы избирательные участки.

В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ председатели участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса непосредственно вышестоящими комиссиями.

24 апреля 2008 года избирательная комиссия муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ приняла решение N
25/9 “О назначении председателей участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва 25 марта 2008 года“.

Поскольку решение избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ от 24 апреля 2008 года N 25/8 “О формировании 31 участковых избирательных комиссий по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва“ является незаконным, постольку незаконным является и решение этой же комиссии от 24 апреля 2008 года N 25/9 “О назначении председателей участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва 25 марта 2008 года“, как принятое на его основе.

Согласно пункту 11 статьи 23 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, подпункту “п“ части 2 статьи 5 Закона Республики Тыва “О системе избирательных комиссий в Республике Тыва“ Избирательная комиссия Республики Тыва вправе рассматривать жалобы на решения избирательных комиссий муниципальных образований, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

В соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ решения избирательной комиссии городского округа, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, которая обязана принять решение в соответствии с пунктом 6 этой же статьи.

Таким образом, в пункте 7 статьи 75 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ содержится специальная норма, прямо предусматривающая обязанность Избирательной комиссии Республики Тыва рассматривать жалобы на решения избирательных комиссий муниципальных образований с возможностью принятия любого решения, предусмотренного пунктом 6 статьи 75 данного Федерального закона.

Обстоятельства формирования участковых избирательных комиссий и назначения их председателей были предметом рассмотрения избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“, в результате которого последней и были приняты решения, обжалованные В., М. в Избирательную комиссию Республики Тыва.

В связи с этим является несостоятельным довод заявителя А. о том, что Избирательная комиссия Республики Тыва должна была отправить поступившие к ней жалобы на рассмотрение временной избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ и только после их рассмотрения последней вправе была рассмотреть их по существу.

При принятии обжалуемого постановления на заседании Избирательной комиссии Республики Тыва присутствовало 9 из 12 членов комиссии с правом решающего голоса, при этом за принятие указанного постановления проголосовало 8 членов комиссии. Данное обстоятельство подтверждается протоколом заседания Избирательной комиссии Республики Тыва от 4 мая 2008 года N 58. Доводы заявителя А. об обратном являются голословными и не подтверждены никакими доказательствами, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом.

Представитель временной избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ В. требования не признал, пояснив о том, что он обратился с жалобой в ИК РТ, поскольку решения избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ о назначении членов участковых избирательных комиссий и их председателей носили незаконный характер. Исполняющий обязанности мэра города Кызыла список избирательных участков, опубликованный в газете “Риск“, не утверждал и для опубликования в указанную выше газету не направлял. Таким образом, избирательная комиссия муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ была не вправе формировать состав участковых избирательных комиссий до образования избирательных участков.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Соян И.Р., полагавшей, что заявление удовлетворению не подлежит, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ от 24 апреля 2008 года N 25/8 “О формировании 31 участковых избирательных комиссий по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва“ А. и А. назначены членами участковой избирательной комиссии “Спутник“ N 31 с правом решающего голоса, а решением этой же комиссии от 24 апреля 2008 года N 25/9 “О назначении председателей участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва 25 марта 2008 года“ А. назначена председателем участковой избирательной комиссии “Спутник“ N 31.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва N 58/251-5 от 4 мая 2008 года отменены решения избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ N 25/8 от 24 апреля 2008 года “О формировании 31 участковых избирательных комиссий по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва“ и N 25/9 от 24 апреля 2008 года “О назначении председателей участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва 25 марта 2008 года“. Также на временную избирательную комиссию муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ возложена обязанность в срок до 6 мая 2008 года рассмотреть вопрос о формировании участковых избирательных комиссий по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва и о назначении председателей указанных комиссий.

Из указанного выше акта следует, что постановление N 630 “Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета избирателей по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва, назначенным на 25 мая 2008 года“ и.о. мэра города Кызыла издано 28 апреля 2008 года.

Избирательная комиссия муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ в нарушение п. 1 ст. 22 Закона Республики Тыва “О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Тыва“ приняла решение N 25/8 “О формировании 31 участковых избирательных комиссий по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва“ 24 апреля 2008 года, т.е. еще до образования избирательных участков.

24 апреля 2008 года избирательная комиссия муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ приняла решение N 25/9 “О назначении председателей участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва 25 марта 2008 года“.

Поскольку решение избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ от 24 апреля 2008 года N 25/8 “О формировании 31 участковых избирательных комиссий по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва“ является незаконным, постольку незаконным является и решение этой же комиссии от 24 апреля 2008 года N 25/9 “О назначении председателей участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва 25 марта 2008 года“.

Текст документа приведен в соответствии с оригиналом.

Из оспариваемого заявителями постановления также видно, что основанием для проведения проверки явились жалобы заместителя председателя временной избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ В., руководителя Местного исполнительного комитета Кызылского городского местного отделения ТРО ВПП “Единая Россия“ М., в которых содержатся требования об отмене решений избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ N 25/8 от 24 апреля 2008 года “О формировании 31 участковых избирательных комиссий по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва“ и N 25/9 от 24 апреля 2008 года N 25/8 “О формировании 31 участковых избирательных комиссий по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва“.

Из материалов дела следует, что на 25 мая 2008 года назначены досрочные выборы депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума.

Избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с комиссиями главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в орган местного самоуправления городского поселения, за исключением городского округа, или сельского поселения (далее - городское, за исключением городского округа, или сельское поселение именуются поселениями) - главой местной администрации поселения либо лицами, указанными в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, соответствующими комиссиями в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке. Избирательные участки, участки референдума образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования.

Аналогичная норма содержится и в ст. 16 Закона Республики Тыва от 10 июля 2003 года N 325 ВХ-1 “О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Тыва“.

В соответствии с ч. 6 ст. 16 указанного выше республиканского закона списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Порядок доведения до избирателей указанных сведений в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, устанавливается законом.

7 апреля 20087 года и.о. мэра г. Кызыла Р.Д. направил для согласования списки избирательных участков, образованных на территории г. Кызыла для проведения голосования и подсчета голосов избирателей по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва, назначенных на 25 мая 2008 года, председателю избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“.

8 апреля 2008 года заместитель председателя избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ направил и.о. мэра города Кызыла Р.Д. согласованный список избирательных участков для утверждения.

Однако указанный выше список и.о. мэра города Кызыла не был утвержден.

Письмами, адресованными на имя председателя избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“, от 10 апреля 2008 года и 23 апреля 2008 года и.о. мэра г. Кызыла Р.Д. возвращает для доработки списки избирательных участков, образованных на территории города Кызыла для проведения голосования и подсчета голосов избирателей по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва, в связи с неучтением в списках нескольких домов по ул. .

В N 4 газеты “Риск-экспресс“, вышедшей 22 апреля 2008 года опубликован список избирательных участков города Кызыла по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва, назначенных на 25 мая 2008 года.

Из письма и.о. мэра города Кызыла Р.Д. от 14 мая 2008 года за N 1874 видно, что мэрией города Кызыла в редакцию газеты “Риск“ списки избирательных участков не направлялись. Постановление N 630 “Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва, назначенных на 25 мая 2008 года“ было издано и.о. мэра города Кызыла 28 апреля 2008 года. Указанное постановление было опубликовано в газете “Тувинская правда“ в N 50 (16558) от 29 апреля 2008 года. В иных средствах массовой информации список избирательных участков мэрией города Кызыла не публиковался.

Постановлением и.о. мэра города Кызыла N 630 от 28 апреля 2008 года “Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва, назначенных на 25 мая 2008 года“ образован на территории г. Кызыла 31 избирательный участок для проведения голосования и подсчета голосов избирателей по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва.

Таким образом, судом установлено, что избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва были образованы и.о. мэра города Кызыла 28 апреля 2008 года.

Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума.

Частью 1 ст. 22 Закона Республики Тыва от 10 июля 2003 года N 325 ВХ-1 “О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Тыва“ установлено, что участковые комиссии формируются в период избирательной кампании не позднее чем через три дня после образования избирательного участка в составе от 5 до 11 членов комиссии с правом решающего голоса для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей.

Между тем решением избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ N 25/8 “О формировании 31 участковых избирательных комиссий по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва“, а также решением избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ N 25/9 “О назначении председателей участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва 25 марта 2008 года“ состав участковых комиссий и их председатели назначены 24 апреля 2008 года, т.е. до образования избирательных участков.

Указанные выше обстоятельства, безусловно, указывают на незаконный характер решений избирательной комиссии муниципального образования городского ок“уга “Город Кызыл“ N 25/8 “О формировании 31 участковых избирательных комиссий по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва“ от 24 апреля 2008 года и N 25/9 “О назначении председателей участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва 25 марта 2008 года“ от 24 апреля 2008 года.

В соответствии с ч. 7 ст. 75 Федерального закона N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

По мнению суда, Избирательная комиссия Республики Тыва, действуя в рамках полномочий, предоставленных ей указанной выше нормой закона, обоснованно пришла к выводу о незаконном характере решений избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ N 25/8 “О формировании 31 участковых избирательных комиссий по досрочным выборам депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва“ от 24 апреля 2008 года и N 25/9 “О назначении председателей участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Кызылского городского Хурала представителей третьего созыва 25 марта 2008 года“ от 24 апреля 2008 года и необходимости их отмены.

Таким образом, заявителями не приведено каких-либо доводов и доказательств, подтверждающих обоснованность их требований.

Несостоятельны и доводы заявителей о том, что оспариваемое постановление принято Избирательной комиссией Республики Тыва в неправомочном составе.

Так, ч. 2 ст. 16 Закона Республики Тыва “Об Избирательной комиссии Республики Тыва“ N 777 от 5 февраля 2001 года следует, что решения Избирательной комиссии Республики Тыва об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии, в том числе избирательной комиссии муниципального образования, принимаются на заседании Избирательной комиссии Республики Тыва 7 и более голосами членов Избирательной комиссии Республики Тыва с правом решающего голоса.

Согласно протоколу заседания Избирательной комиссии Республики Тыва N 58 от 4 мая 2008 года в заседании комиссии приняли участие 9 ее членов с правом решающего голоса.

По вопросу отмены решений избирательной комиссии муниципального образования городского округа “город Кызыл“ за его принятие проголосовали 8 членов комиссии, против - 1.

Данное обстоятельство подтверждается и показаниями свидетелей Б.Д., Ш., О., Ч., К.С. и М., пояснившими, что 4 мая 2008 года в заседании Избирательной комиссии Республики Тыва приняли участие 9 ее членов. За отмену решений избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ проголосовали 8 человек, против - член комиссии И.В.

Доказательств, опровергающих указанное выше обстоятельство, заявители и их представители суду не представили.

Суд находит, что оснований для отмены оспариваемого заявителями постановления Избирательной комиссии Республики Тыва не имеется, ввиду чего в удовлетворении заявлений А. и А. следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, ст. 261 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявлений А. и А. о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Республики Тыва N 58/251-5 от 4 мая 2008 года “Об отмене решений избирательной комиссии муниципального образования городского округа “Город Кызыл“ отказать.

На решение могут быть поданы кассационные жалоба или представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия решения через Верховный суд Республики Тыва.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 мая 2008 года.

Председательствующий

Ч.Д-Д.ААЛ-ООЛ