Решения и постановления судов

Решение Верховного суда Республики Коми от 14.05.2008 по делу N 3-32/08 Об отказе в удовлетворении о признании недействующим Постановления Правительства РК N 223 от 01.10.2007 “О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 мая 2008 г. по делу N 3-32/08

Верховный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Белова Н.Е.

при секретаре Козловой С.Н.

с участием прокурора Шевелевой М.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, суде, 14 мая 2008 года, дело по заявлению Ф.И.О. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления Правительства Республики Коми N 223 от 1 октября 2007 года “О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми“

установил:

Некрасова С.В. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления Правительства Республики Коми N 223 от 1
октября 2007 года “О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми“ и в обоснование требований указала, что оспариваемые нормы противоречат федеральному законодательству, так как тарифная ставка 1-го разряда данным нормативным актом установлена в размере 1404 руб., что значительно ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодателем в размере 2300 рублей. Установление региональным законодателем тарифной ставки 1-го разряда в размере 1404,00 руб. нарушает ее права, так как, работая помощником воспитателя ГУ РК “Социальный приют для детей и подростков “Надежда“ ее заработная плата исчисляется по 3-му разряду ЕТС Республики Коми и должностной оклад составляет 1580 руб., исчисленный из тарифной ставки 1-го разряда 1404 руб. и тарифного коэффициента 1,125, что ниже минимального размера оплаты труда в размере 2300 руб.

В судебное заседание Некрасова С.В. не явилась. О рассмотрении дела извещена судом надлежащим образом.

Представитель Некрасовой С.В. по доверенности Ткаченко Н.Н. в судебном заседании на заявлении настаивал и дал суду соответствующие пояснения.

Представители Правительства Республики Коми Лукина А.Н., Игнатова О.Я., Константинов С.И. и Труфанов И.В. с требованиями Некрасовой С.В. не согласились.

Заслушав представителя заявителя и представителей Правительства Республики Коми, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении требований Некрасовой С.В. следует отказать, суд в соответствии с пп. 2
п. 1 ст. 26, ст. 251, 252 ГПК РФ находит жалобу процессуально допустимой и подлежащей рассмотрению по существу.

Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление Некрасовой С.В. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации принимаемые субъектами Российской Федерации нормативные правовые акты по предметам совместного ведения, в том числе в области трудового законодательства, не должны противоречить федеральным законам.

Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. “к“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Статьей 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статья 130 Трудового кодекса РФ, конкретизируя названные положения Конституции Российской Федерации, в качестве государственной гарантии по оплате труда работников определяет величину минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда“ и другие законодательные акты Российской Федерации“ минимальный размер оплаты труда установлен с 01.09.2007 в размере 2300 руб.

Таким образом, установленная упомянутым Федеральным законом величина минимального размера оплаты труда не вступает в противоречие с нормами Конституции
Российской Федерации и Трудового кодекса РФ. При этом признана утратившей силу ч. 2 ст. 129 ТК РФ, содержащая определение минимальной заработной платы, согласно которому в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Также признана утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, устанавливающая, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. Следовательно, в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые в соответствии с трудовым договором.

Согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

При этом установление размера тарифной ставки, оклада работников государственных учреждений ниже минимального размера оплаты труда не свидетельствует о нарушении норм ст. 37 Конституции Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ N 590 от 30.09.2006 повышен с 1 октября 2006 года в 1,11 раза размер тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС по оплате
труда работников федеральных государственных учреждений, установленной пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.04.2006 N 256 в размере 1100 рублей и с учетом повышения размер тарифной ставки (оклада) первого разряда составил 1221 руб.

Тарифная ставка, оклад (должностной оклад) первого разряда ЕТС по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми согласно постановлению Правительства Республики Коми N 223 от 01.10.2007 установлена в размере 1404 руб., то есть выше чем для федеральных государственных служащих

Суд находит, что законодатель, Республика Коми, может осуществить собственное правовое регулирование по вопросам, касающимся установления тарифных ставок.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Правовой акт, устанавливающий базовые ставки не принят, то есть предельные значения размера тарифных ставок отсутствуют.

Принимая во внимание, что федеральным законодательством определение порядка применения тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации, Правительством Республики Коми постановление от 01.10.2007 N 223 “О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми“ издано во исполнение Закона Республики Коми “Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми“ N 58-РЗ от 12.11.2004 и в пределах предоставленных полномочий.

В целях недопущения выплаты заработной платы ниже установленного минимального размера оплаты труда, пунктом 2 постановления N 223 предусмотрено, что в случае, если у работника оплата труда за месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного
Федеральным законом от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда“, то ему устанавливается доплата, обеспечивающая оплату труда работника не ниже установленного федеральным законом минимального размера, в пределах фонда оплаты труда.

Из заявления Некрасовой С.В. следует, что ее месячная заработная плата из расчета тарифной ставки /оклада/ 3 разряда 1580 руб. за полностью отработанную норму рабочего времени с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, составляет 3792 руб. в месяц. Следовательно, размер получаемой заявителем заработной платы с 01.09.2007 превышает минимальный размер оплаты труда 2300 рублей, установленный Федеральным законом N 54-ФЗ от 20.04.2007.

Постановление Правительства Республики Коми от 1 октября 2007 года N 223 “О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми“ принято в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 256 “О размерах тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений“. Причем для государственных служащих Республики Коми размер тарифной ставки (оклада) первого разряда и межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки установлены более высокие, чем для работников федеральных государственных учреждений.

Таким образом, установление с 01.09.2007 размера тарифной ставки 1 разряда ЕТС постановлением Правительства
Республики Коми N 223 от 01.10.2007 ниже, чем минимальный размер оплаты труда, не противоречит федеральному законодательству.

Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ Верховный суд Республики Коми

решил:

Отказать Ф.И.О. в признании незаконным и недействующим Постановления Правительства Республики Коми N 223 от 1 октября 2007 года “О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми“.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в 10-дневный срок через Верховный суд Республики Коми.

Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2008 года.

Председательствующий

Н.Е.БЕЛОВ