Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05.05.2008 по делу N А19-2881/08-31 В удовлетворении иска о признании договора в части оплаты услуг банка по зачислению денежных средств на счета по вкладам недействительным и взыскании списанной суммы отказано, поскольку материалами дела доказано, что государственный контракт отвечает требованиям действующего законодательства, является действительным в силу закона.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 мая 2008 г. по делу N А19-2881/08-31

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Л.В.Ушаковой

при ведении протокола судебного заседания

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления Департамента социальной защиты населения Иркутской области по Кировскому и Куйбышевскому районам г. Иркутска

к Акционерному коммерческому Сберегательному банку РФ (ОАО)

3-е лицо Государственное учреждение - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,

о признании пункта договора недействительным и взыскании 39 650 руб. 76 коп.

при участии в заседании:

от истца: Волкова И.А. - представитель по доверенности от 21.02.2008 г. б/н

от ответчика: Данеко И.А. - представитель по доверенности от 07.11.2006 г. N 30-03/44

от третьего лица:
Фролченко Д.А. - представитель по доверенности от 28.12.2007 г. N 54

Якимова С.А. - представитель по доверенности от 16.01.2008 г. N 76

установил:

иск заявлен о признании абзаца 1 пункта 4.1.2 договора о зачислении денежных средств на счета физических лиц в соответствии с реестрами, предоставляемыми на электронных носителях от 19.01.2007 г. N 18350097 недействительным и взыскании 39 650 руб. 76 коп.

В обоснование своих требований истец указал, что в соответствии с ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (далее - Закон), Постановлением Правительства РФ “Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей“, Управление Департамента социальной защиты населения Иркутской области по Кировскому и Куйбышевскому районам г. Иркутска получает от Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации средства федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов на выплату пособий.

Во исполнение п. 9 Правил финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицами, фактически осуществляющими уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию (далее - Правила) истец осуществляет перечисление средств в свои структурные подразделения на выплату пособия, в связи с чем, с Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ (ОАО) заключен договора о зачислении денежных средств на счета физических лиц в соответствии с реестрами, предоставляемыми на электронных носителях от
19.01.2007 г. N 18350097, согласно абз. 1 п. 4.1.2 которого истец обязуется оплачивать услуги банка по зачислению денежных средств на счета физических лиц, согласно представленным Предприятием (Организацией) реестрам и/или расчетным документам, оформленным на отдельных получателей - владельцев счетов без представления реестров в размере 1,5% и 1% от общей суммы подлежащих зачислению ежемесячных денежных выплат, пособий гражданам, иных социальных выплат, субсидий, денежных компенсаций.

Полагая, что указанный пункт государственного контракта противоречит действующему законодательству - ч. 4 ст. 4 ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ и п. 9 Правил финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицами, фактически осуществляющими уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, на основании ст. ст. 167, 168, 180 ГК РФ просил признать абзац 1 пункта 4.1.2 договора о зачислении денежных средств на счета физических лиц в соответствии с реестрами, предоставляемыми на электронных носителях от 19.01.2007 г. N 18350097 недействительным и взыскать с ответчика 39 650 руб. 76 коп.

Ответчик, возражая против заявленных требований, указал, что в соответствии с условиями договоров с органами социальной защиты о зачислении денежных средств на счета физических лиц, в банк перечисляются денежные средства без разбивки по каждому получателю с реестрами получателей пособий с указанием конкретных лиц и номеров счетов
получателей пособий. Банк самостоятельно осуществляет доставку суммы пособия до каждого конкретного получателя, оформляя необходимые документы. Банковская операция состоит в зачислении суммы на счет физического лица на основании платежных документов. Банку оплачиваются не банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющих детей, а оплачиваются услуги оказываемые банком органам социальной защиты населения по доставке пособий в кредитные учреждения, указанные получателем пособий и банк не осуществляет операции с пособиями применительно к ч. 4 ст. 4 Закона, его услуги оплачиваются на основании ч. 2 ст. 4 Закона и п. 9 Правил. На основании изложенного, просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи с тем, что, оплата каких-либо услуг банка за счет средств федерального бюджета противоречит действующему законодательству. Полагает, что применение п. 9 Правил без учета положения ст. 4 Закона неправомерно, так как Правила являются подзаконным актом, который, как следует из преамбулы, принят в соответствии со ст. 4 Закона, содержащей императивную норму о недопустимости взимания платы за банковские услуги. Указанная позиция изложена в письме заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ Стародубцева В.И. от 25.06.2007 г. N 5011-ВС, уполномоченного давать разъяснения по применению указанных Правил.

Исследовав материалы дела, суд не находит оснований
для удовлетворения исковых требований.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

19.01.2007 г. между истцом и ответчиком заключен договор о зачислении денежных средств на счета физических лиц в соответствии с реестрами, предоставляемыми на электронных носителях N 18350097, в соответствии с абзацем 1 пункта 4.1.2 которого, истец обязался оплачивать услуги банка по зачислению денежных средств на счета физических лиц, согласно представленным Предприятием (Организацией) реестрам и/или расчетным документам, оформленным на отдельных получателей - владельцев счетов без представления реестров в размере 1,5% и 1% от общей суммы подлежащих зачислению ежемесячных денежных выплат, пособий гражданам, иных социальных выплат, субсидий, денежных компенсаций.

Истец, полагая, что абзац 1 пункта 4.1.2 договора от 19.01.2007 г. N 18350097 противоречит действующему законодательству, в соответствии с которым оплата каких-либо услуг банка за счет средств федерального бюджета не предусмотрена, обратился в суд с настоящим иском.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суд находит, что истцом не представлено доказательств наличия обстоятельств, при которых абзац 1 пункта 4.1.2 договора от 19.01.2007 г. N 18350097 может быть признан недействительным и применены последствия недействительности сделки в виде взыскания с ответчика 39 650 руб. 76 коп. и доводы третьего лица судом также отклоняются.

В соответствии
со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Критерием недействительности сделки выступает несоответствие условия (условий) сделки требованиям правового акта - невыполнение сторонами сделки требований правовых актов, предъявляемых к ее содержанию - нарушения формы сделки; несоблюдение требований, предъявляемых к участникам сделки, недопустимые пороки воли.

Как следует из абз. 1 п. 4.1.2 заключенного между сторонами договора от 19.01.2007 г. N 18350097 истец обязался оплачивать услуги банка по зачислению денежных средств на счета физических лиц, согласно представленным Предприятием (Организацией) реестрам и/или расчетным документам, оформленным на отдельных получателей - владельцев счетов без представления реестров в размере 1,5% и 1% от общей суммы подлежащих зачислению ежемесячных денежных выплат, пособий гражданам, иных социальных выплат, субсидий, денежных компенсаций.

Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с п. п. 1 и 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).

Пунктом 2 ст. 1 ГК РФ предусмотрено, что граждане (физические
лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с абз. 6 ст. 4 ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного абзацами вторым и третьим настоящей части). Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий (абз. 8 ст. 4 Закона).

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. N 866 “О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ утверждены Правила финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не
подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, согласно пункту 9 которых, органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации перечисляют средства, полученные от региональных отделений Фонда на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия, исходя из размеров, назначенных получателям пособия в соответствии с ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, в указанные получателями пособия организации федеральной почтовой связи, включая расходы на пересылку и доставку, либо в кредитные учреждения.

Суд находит несостоятельной ссылку истца и третьего лица на положения ст. 4 Закона о том, что плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается, в связи со следующим.

Истец и ответчик при заключении договора от 19.01.2007 г. N 18350097 правомерно, с соблюдением норм действующего законодательства, с учетом волеизъявления обеих сторон в абзаце 1 пункта 4.1.2 договора предусмотрели условие об оплате услуг банка по зачислению денежных средств на счета физических лиц, согласно представленным Предприятием (Организацией) реестрам и/или расчетным документам, оформленным на отдельных получателей - владельцев счетов без представления реестров в размере 1,5% и 1% от общей суммы подлежащих зачислению ежемесячных денежных выплат, пособий гражданам, иных социальных выплат, субсидий, денежных компенсаций.

Как следует из пояснений ответчика, в соответствии с условиями договора от
19.01.2007 г. N 18350097 о зачислении денежных средств на счета физических лиц в соответствии с реестрами, предоставляемыми на электронных носителях в банк перечисляются денежные средства без разбивки по каждому получателю с реестрами получателей пособий с указанием конкретных лиц и номеров счетов получателей пособий. Банк самостоятельно осуществляет доставку суммы пособия до каждого конкретного получателя, оформляя необходимые документы.

В соответствии с Положением о безналичных расчетах в РФ от 03.10.2002 г. N 2-П банковская операция состоит в зачислении суммы на счет физического лица на основании платежных документов.

Банку оплачиваются не банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющих детей, а оплачиваются услуги оказываемые банком органам социальной защиты населения по доставке пособий в кредитные учреждения, указанные получателем пособий и банк не осуществляет операции с пособиями применительно к ч. 4 ст. 4 Закона. Услуги банка оплачиваются на основании ч. 2 ст. 4 Закона и п. 9 Правил.

В качестве основания признания абз. 1 п. 4.1.2 договора недействительным истец и третье лицо ссылаются на разъяснения, данные в письме заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ Стародубцева В.И. от 25.06.2007 г. N 5011-ВС.

Указанные разъяснения не могут быть приняты судом, поскольку основания для признания сделки недействительной предусмотрены только в Гражданском кодексе РФ, а не могут быть
заложены в подзаконных актах.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Кредитные учреждения являются коммерческими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, работающими в сфере оказания банковских услуг.

Согласно ст. 128 ГК РФ услуги, в том числе и банковские, являются одним из объектов гражданских прав. Большинство из них, в частности банковские услуги, носят возмездный характер, что вытекает из сущности правовой природы любого гражданского договора, который всегда презюмируется возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное (п. 3 ст. 423 ГК РФ) и под “иными правовыми актами“ судебная практика понимает только указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации; нормативные же акты федеральных органов исполнительной власти к их числу не относятся.

В связи с чем, позиция, изложенная в письме заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ Стародубцева В.И. от 25.06.2007 г. N 5011-ВС, противоречит основным принципам гражданского законодательства. И органы федеральной почтовой связи и кредитные учреждения, в данном случае Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ (ОАО), являются равными участниками гражданских правоотношений в сфере оказания услуг по пересылке и доставке государственных пособий гражданам, имеющих детей, и органы социальной защиты населения, перечисляя средства, полученные от региональных отделений Фонда на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия, не могут отдавать предпочтения в оплате услуг органам федеральной почтовой связи, исключая из оборота в сфере оказания услуг кредитные учреждения, что и закреплено в п. 9 Правил.

С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что абзац 1 пункта 4.1.2 договора от 19.01.2007 г. N 18350097 отвечает требованиям действующего законодательства, заключен с соблюдением его условий и требований, и является действительным в силу закона.

В соответствии с п. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.

Исходя из приведенных выше обстоятельств дела, суд находит, что права истца никем не нарушены и не оспорены, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований.

Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца, который от уплаты государственной пошлины освобожден в соответствии со ст. 105 АПК РФ и ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 110, 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В.УШАКОВА