Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Тыва от 05.05.2008 N 3/27-08 О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Тыва.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 мая 2008 г. N 3/27-08

Верховный суд Республики Тыва в составе:

Председательствующего Аал-оол Ч.Д.,

при секретаре С.Ч.В.

с участием представителя заявителя по доверенности, представителя Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании 05 мая 2008 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 29 июня 2006 года N 1883 ВХ-1 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Тыва“ в части,

установил:

Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о
признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 29 июня 2006 года N 1883 ВХ-1 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Тыва“ в части.

В обоснование своих требований прокурор указал следующее.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона РТ к полномочиям органов государственной власти Республики Тыва в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено проведение аккредитации организаций в соответствии с единым порядком аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции до 1 июля 2006 года.

Данные положения Закона РТ противоречат Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ, в соответствии с которыми статья 15 этого Федерального закона, предусматривающая аккредитацию организаций, осуществляющих оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, утратила силу с 1 июля 2006 г. В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон, субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по осуществлению аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания.

Постановление Правительства РФ от 15.12.1998 N 1493 “Об утверждении правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания“, принятое в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 171-ФЗ, также фактически утратило силу и не применяется.

Частью 3 статьи 7 Закона РТ установлены требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) дифференцировано в зависимости от места осуществления розничной продажи
алкогольной продукции: в сельских поселениях - не менее 50 тыс. руб., в административных центрах муниципальных районов - не менее 500 тыс. руб., в городских поселениях и городе Ак-Довураке - не менее 500 тыс. руб., г. Кызыле - не менее 900 тыс. руб.

Данные положения Закона РТ не соответствуют федеральному законодательству.

Текст документа приведен в соответствии с оригиналом.

В соответствии пунктом 3.2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ субъекты Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.

Указанным Федеральным законом N 171-ФЗ право субъектам Российской Федерации ставить в зависимость возможность осуществления торговли в определенном населенном пункте от размера уставного капитала не установлено.

Пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ предусмотрено понятие дискриминационных условий, под которыми понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Статьей 15 указанного Федерального закона установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Таким образом, федеральным законодательством запрещено создавать неравные условия для организаций, занимающихся розничной продажей алкогольной продукции, фактически
ограничивая их право осуществления торговли алкогольной продукцией в различных муниципальных образованиях на территории одного субъекта.

Текст документа приведен в соответствии с оригиналом.

Часть 3 статьи 7 Закона РТ допускает не предусмотренные Федеральным законом ограничения конкуренции и свободы предпринимательской деятельности на рынке алкогольной продукции области, ставя отдельные хозяйствующие субъекты, в частности, имеющие больший размер уставного капитала, в преимущественные условия по отношению к иным, имеющим меньший размер уставного капитала.

Заместитель прокурора Республики Тыва просит также обязать заинтересованное лицо после вступления в законную силу решения опубликовать сообщение о нем в газетах “Тувинская правда“ и “Шын“.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала и просила об удовлетворении заявления по основаниям, указанным в нем.

Представители Законодательной палаты и Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От представителя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц.

Представитель Председателя Правительства Республики Тыва В.Н. с заявлением согласился частично, указав, что, действительно, п. 7 ст. 3 Закона Республики Тыва противоречит законодательству Российской Федерации, с требованием о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 3 ст. 7 Закона Республики Тыва не согласился, поскольку Федеральным законом N 171-ФЗ не установлен запрет на установление субъектом Российской Федерации дифференцированного минимального размера оплаченного уставного капитала в зависимости от места розничной торговли алкогольной продукцией, поскольку в данном случае учитывается ряд факторов: общее число населения, являющегося потенциальным потребителем, ориентировочное число неработающего населения, платежеспособность населения и товарооборот.

В данном случае рассматривать ч. 3 ст. 7
Закона Республики Тыва как ограничивающую конкуренцию и противоречащую ст. 15 Федерального закона “О защите конкуренции“ является необоснованным, поскольку установленный минимальный размер оплаченного уставного капитала для субъектов розничной торговли распространяется на типы муниципальных образований, а не на отдельные муниципальные образования. Установление же единого минимального размера оплаченного уставного капитала субъектов розничной торговли, который в среднем будет около 500 тыс. рублей, повлечет ограничение конкуренции.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона РТ к полномочиям органов государственной власти Республики Тыва в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено проведение аккредитации организаций в соответствии с единым порядком аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции до 1 июля 2006 года.

Данные положения Закона РТ противоречат Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ, в соответствии с которыми статья 15 этого Федерального закона, предусматривающая аккредитацию организаций, осуществляющих оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, утратила силу с 1 июля 2006 г. В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон, субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по осуществлению аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания.

Постановление
Правительства РФ от 15.12.1998 N 1493 “Об утверждении правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания“, принятое в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 171-ФЗ, также утратило силу и не применяется.

Частью 3 статьи 7 Закона РТ установлены требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) дифференцировано в зависимости от места осуществления розничной продажи алкогольной продукции: в сельских поселениях - не менее 50 тыс. руб., в административных центрах муниципальных районов - не менее 500 тыс. руб. в городских поселениях и городе Ак-Довураке - не менее 500 тыс. руб., г. Кызыле - не менее 900 тыс. руб.

Данные положения Закона РТ не соответствуют вышеуказанному федеральному законодательству.

Текст документа приведен в соответствии с оригиналом.

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ субъекты Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.

Указанным Федеральным законом N 171-ФЗ право субъектам Российской Федерации ставить в зависимость возможность осуществления торговли в определенном населенном пункте от размера уставного капитала не установлено.

Пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ предусмотрено понятие дискриминационных условий, под которыми понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом
или другими хозяйствующими субъектами.

Статьей 15 указанного Федерального закона установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Таким образом, федеральным законодательством запрещено создавать неравные условия для организаций, занимающихся розничной продажей алкогольной продукции, фактически ограничивая их право осуществления торговли алкогольной продукцией в различных муниципальных образованиях на территории одного субъекта.

Текст документа приведен в соответствии с оригиналом.

Часть 3 статьи 7 Закона РТ допускает не предусмотренные Федеральным законом ограничения конкуренции и свободы предпринимательской деятельности на рынке алкогольной продукции области, ставя отдельные хозяйствующие субъекты, в частности, имеющие больший размер уставного капитала, в преимущественные условия по отношению к иным, имеющим меньший размер уставного капитала.

По приведенным мотивам заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Следует признать недействующими со дня вступления решения в законную силу п. 7 ст, 3 и ч. 3 ст. 7 Закона Республики Тыва от 29 июня 2006 года N 1883 ВХ-1 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Тыва“.

В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газетах “Тувинская правда“ и “Шын“.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 29 июня 2006 года N 1883 ВХ-1 “О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Тыва“ в части удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу п. 7 ст. 3 и ч. 3 ст. 7 Закона Республики Тыва от 29 июня 2006 года N 1883 ВХ-1 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Тыва“.

Сообщение о решении должно быть опубликовано в газетах “Тувинская правда“ и “Шын“.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента составления решения в окончательной форме через Верховный суд Республики Тыва.

Решение в окончательной форме изготовлено 8 мая 2008 года.

Председательствующий

Ч.Д-Д.ААЛ-ООЛ