Решения и определения судов

Определение Рязанского областного суда от 30.04.2008 N 33-769 Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск о признании незаконным отказа в назначении пенсии и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости, так как на момент обращения с заявлением к ответчику у истца имелся необходимый для назначения пенсии тридцатилетний стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 апреля 2008 г. N 33-769

(извлечение)

30 апреля 2008 года судебная коллегия рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району Рязанской области на решение Касимовского городского суда Рязанской области от 19 марта 2008 года, которым постановлено:

Иск Р.Н.М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда по Касимовскому району о признании незаконным отказа в назначении пенсии и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда по Касимовскому району назначить Р.Н.М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 30 марта 2007
года.

В остальной части иска отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи, объяснения Р.Н.М., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Рабочий Н.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району Рязанской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска истец указал, что с 08.04.1971 по 02.11.1971 работал в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом с. Житловка Кременской районной больницы (стаж работы 6 месяцев 28 дней); с 27.12.1972 по 16.09.1974 в должности фельдшера скорой помощи в Рубежанской городской больнице Ворошиловоградского облздравотдела (стаж работы 1 год 8 месяцев 19 дней); с 16.09.1974 по 19.09.1974 в должности медстатистика в Рубежанской городской санэпидстанции Ворошиловоградского облздравотдела (стаж работы 3 дня); с 19.09.1974 по 25.12.1974 в должности санитарного врача по гигиене труда в Рубежанской городской санэпидемстанции Ворошиловоградского облздравотдела (стаж работы 3 месяца 6 дней); с 01.01.1975 по 13.08.1975 в должности помэнтомолога в Кременской районной санэпидемстанции (стаж работы 7 месяцев 2 дня); с 01.09.1975 по 06.10.1975 в должности фельдшера здравпункта п. Пивань городской больницы N 7 г. Комсомольск-на-Амуре (стаж работы 1 месяц 5 дней); с 14.10.1975 по 01.02.1976 в должности помощника санитарного врача в Углегорской санэпидемстанции Сахалинской области (стаж работы 3 месяца 17 дней); с 01.02.1976 по 09.12.1976 в должности фельдшера скорой помощи Углегорской центральной районной больницы Сахалинской области (стаж работы 10 месяцев 8 дней); с 10.12.1976 по 09.09.1980 в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом ПМС-188 отделенческой больницы ст. Южно-Сахалинск (стаж работы 3 года 8 месяцев 29 дней); с 09.09.1980 по 15.06.1981 в
должности старшего лаборанта в Сахалинском филиале ТИНРО (стаж работы 9 месяцев 6 дней); с 21.07.1984 по 01.10.1985 в должности помощника санитарного врача по гигиене труда Рубежанской горсанэпидемстанции (стаж работы 1 год 2 месяца 10 дней); с 05.10.1985 по 08.09.1986 в должности лаборанта-цитолога в Рубежанской городской больнице (стаж работы 11 месяцев 3 дня); с 08.10.1986 по 01.01.1991 в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории Рубежанской городской больницы (стаж работы 4 года 3 месяца 23 дня); с 01.01.1991 по 30.04.1992 в должности заведующего цитологической лабораторией в Рубежанской городской больнице (стаж работы 1 год 3 месяца 29 дней); с 04.05.1992 по 01.01.1993 в должности заведующего цитологической лабораторией Кременской районной больницы (стаж работы 7 месяцев 27 дней); с 01.01.1993 по 22.07.1994 в должности заведующего цитологической лабораторией Кременского АРТМО (стаж работы 1 год 6 месяцев 21 день); с 01.08.1994 по 05.06.1995 в должности врача-лаборанта клинической лаборатории поликлиники Ивдельской ЦРБ Свердловской области (стаж работы 10 месяцев 4 дня); с 05.06.1995 по 01.03.1996 в должности исполняющего обязанности заведующего, врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории поликлиники Ивдельской ЦРБ Свердловской области (стаж работы 8 месяцев 26 дней); с 01.03.1996 по 30.08.2000 в должности врача-лаборанта цитологической лаборатории поликлиники Ивдельской ЦРБ Свердловской области (стаж работы 4 года 5 месяцев 29 дней); с 01.09.2000 по 04.09.2000 в должности врача-лаборанта МУЗ “СТМО“ Ханты-Мансийского автономного округа (стаж работы 3 дня); с 04.09.2000 по 01.02.2002 в должности заведующего лабораторным отделением МУЗ “СТМО“ Ханты-Мансийского автономного округа (стаж работы год 4 месяца 27 дней); с 01.02.2002 по 05.07.2004 в должности заведующего клинико-биохимической лабораторией врача лаборанта МУЗ “СТМО“ Ханты-Мансийского автономного округа (стаж работы
2 года 5 месяцев 4 дня); с 07.07.2004 по 01.12.2004 в должности врача-лаборанта клинической лаборатории диагностики МУЗ “Касимовская центральная районная больница“ (стаж работы 4 месяца 24 дня); с 01.12.2004 по 31.08.2007 в должности врача клинической лаборатории диагностики (цитологических исследований) МУЗ “Касимовская центральная районная больница“ (стаж работы 2 года 9 месяцев); с 03.09.2007 по настоящее время в должности исполняющего обязанности заведующего клинико-диагностической лаборатории, врача клинической лаборатории диагностики ФГУЗ “Медико-санитарная часть N 154“ федерального медико-биологического агентства г. Красноармейск Московской области.

30 марта 2007 г. истец обратился с заявлением к ответчику о назначении ему пенсии, поскольку считает, что он имеет необходимый 30-летний стаж в области здравоохранения.

Решением пенсионных органов от 14 мая 2007 г. ему было отказано в назначении пенсии.

Истец просит признать данный отказ незаконным, и обязать ответчика включить периоды работы с 08.04.1971 по 02.11.1971 в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом с. Житловка Кременской районной больницы, с 27.12.1972 по 16.09.1974 в должности фельдшера скорой помощи в Рубежанской городской больнице Ворошиловоградского облздравотдела, с 01.09.1975 по 06.10.1975 в должности фельдшера здравпункта п. Пивань городской больницы N 7 г. Комсомольск-на-Амуре, с 01.02.1976 по 09.12.1976 в должности фельдшера скорой помощи Углегорской центральной районной больницы Сахалинской области, с 10.12.1976 по 09.09.1980 в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом ПМС-188 отделенческой больницы ст. Южно-Сахалинск, с 05.10.1985 по 08.09.1986 в должности лаборанта-цитолога в Рубежанской городской больнице, с 01.01.1991 по 30.04.1992 в должности заведующего цитологической лабораторией в Рубежанской городской больнице, с 04.05.1992 по 01.01.1993 в должности заведующего цитологической лабораторией Кременской районной больницы, с 01.01.1993 по 22.07.1994 в должности заведующего цитологической лабораторией Кременского АРТМО, с 05.06.1995 по
01.03.1996 в должности исполняющего обязанности заведующего, врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории поликлиники Ивдельской ЦРБ Свердловской области, с 04.09.2000 по 01.02.2002 в должности заведующего лабораторным отделением МУЗ “СТМО“ Ханты-Мансийского автономного округа - в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, и назначить пенсию с 30.03.2007.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району Рязанской области просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность выводов суда о наличии у истца необходимого стажа для назначения пенсии по основаниям, предусмотренным подпунктом 11 п. 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, приводя при этом те же доводы, на которые ссылался представитель кассатора в суде первой инстанции, возражая против иска.

В суд кассационной инстанции поступило ходатайство от кассатора - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району Рязанской области об отложении дела слушанием в связи с невозможностью направления своего представителя для принятия участия в кассационном рассмотрении дела в связи с отсутствием билетов.

Выслушав мнение Р.Н.М., который суду пояснил, что свободно купил билеты на автобус сегодня перед отъездом, в автобусе были в избытке свободные места, судебная коллегия полагает ходатайство Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району Рязанской области не подлежащим удовлетворению.

Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

Из материалов дела усматривается, что истец после окончания Кременского медицинского училища по специальности фельдшер, о чем имеется диплом об окончании от 1 марта 1971 г., работал:

с 8 апреля по 6 ноября 1971 г. в должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом с.
Житловка Кременской районной больницы Ворошиловоградского облздравотдела;

с 27 декабря 1972 г. по 16 сентября 1974 г. в должности фельдшера скорой помощи в Рубежанской городской больнице Ворошиловоградского облздравотдела;

с 16 сентября по 18 сентября 1974 г. в должности медстатистика в Рубежанской городской санэпидемстанции Ворошиловоградского облздравотдела;

с 19 сентября по 25 декабря 1974 г. в должности санитарного врача по гигиене труда в Рубежанской городской санэпидемстанции Ворошиловоградского облздравотдела;

с 1 января по 13 августа 1975 г. в должности помощника энтомолога в Кременской районной санэпидемстанции;

с 1 сентября по 6 октября 1975 г. в должности фельдшера здравпункта п. Пивань городской больницы N 7 г. Комсомольск-на-Амуре;

с 14 октября 1975 г. по 31 января 1976 г. в должности помощника санитарного врача в Углегорской санэпидемстанции Углегорской ЦРБ Сахалинской области;

с 1 февраля по 9 декабря 1976 г. в должности фельдшера скорой помощи Углегорской центральной районной больницы Сахалинской области;

с 10 декабря 1976 г. по 9 сентября 1980 г. заведующим фельдшерско-акушерским пунктом ПМС-188 Отделенческой больницы ст. Южно-Сахалинск;

с 9 сентября 1980 г. по 15 июня 1981 г. в должности старшего лаборанта в Сахалинском филиале ТИНРО;

с 21 июля 1984 г. по 1 октября 1985 г. в должности помощника санитарного врача по гигиене труда Рубежанской горсанэпидемстанции;

с 5 октября 1985 г. по 7 сентября 1986 г. в должности лаборанта-цитолога в Рубежанской городской больнице;.

с 8 сентября 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в должности врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории Рубежанской городской больницы;

с 1 января 1991 г. по 30 апреля 1992 г. в должности заведующего цитологической лабораторией Рубежанской городской больницы;

с 4 мая 1992 г. по 22 июля 1994 г. в должности заведующего
цитологической лабораторией Кременской районной больницы;

с 1 августа 1994 г. по 4 июня 1995 г. в должности врача-лаборанта клинической лаборатории поликлиники Ивдельской ЦРБ Свердловской области;

с 5 июня 1995 г. по 29 февраля 1996 г. в должности исполняющего обязанности заведующего, врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории поликлиники Ивдельской ЦРБ Свердловской области;

с 1 марта 1996 г. по 30 августа 2000 г. в должности врача-лаборанта цитологической лаборатории поликлиники Ивдельской ЦРБ Свердловской области;

с 1 сентября по 3 сентября 2000 г. в должности врача-лаборанта МУЗ “СТМО“ Ханты-Мансийского автономного округа;

с 4 сентября 2000 г. по 31 января 2002 г. в должности заведующего лабораторного отделения МУЗ “СТМО“ Ханты-Мансийского автономного округа;

с 1 февраля 2002 г. по 5 июля 2004 г. в должности заведующего клинико-биохимической лабораторией - врача-лаборанта МУЗ “СЦРБ“ Ханты-Мансийского автономного округа;

с 7 июля по 30 ноября 2004 г. в должности врача-лаборанта клинической лаборатории диагностики МУЗ “Касимовская центральная районная больница“;

с 1 декабря 2004 г. по 31 августа 2007 г. в должности врача клинической лаборатории диагностики (цитологических исследований) МУЗ “Касимовская центральная районная больница“;

с 3 сентября 2007 г. по настоящее время в должности исполняющего обязанности заведующего клинико-диагностической лабораторией, врача клинической лабораторной диагностики ФГУЗ “Медико-санитарная часть N 154“ федерального медико-биологического агентства г. Красноармейск Московской области.

В соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, указанного в ст. 7 данного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее
30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу п. 3 этой же статьи списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

П. 9 ст. 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях“ предусматривает, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статьей 55 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное
лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Указанным Списком предусматривается включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, работа в должности врачей-специалистов всех наименований (за исключением врачей-статистиков), в том числе врачей-руководителей учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность; заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшером; фельдшера (Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2006 г. N 435 установлено тождество наименований должностей “фельдшер скорой помощи“ наименованию должности “фельдшер“); помощника энтомолога; помощника санитарного врача; лаборанта; в больницах всех наименований, в фельдшерско-акушерских пунктах; в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23 июня 2003 г. N 38 установлено тождество наименования учреждения “санитарно-эпидемиологическая станция“ наименованию учреждения “центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, действовавшим с 1 ноября 1999 г. до вступления в действие Постановления Правительства РФ N 781, также был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил
исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии с данным Списком также предусмотрены наименования указанных выше должностей и учреждений.

Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 “Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет“ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.1992 N 634, от 23.07.1993 N 701, от 22.09.1993 N 953), действовавшим до 01.11.1999, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

При этом в законодательстве определение термина “средний медицинский персонал“ не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава от 15.10.1999 N 377 “Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения“, в соответствии с которым должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра), лаборанта, помощников санитарного врача и энтомолога отнесены к среднему медицинскому персоналу.

Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, действовавшее до 22 сентября 1993 г., предусматривало включение в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работу в качестве помощников врачей, фельдшеров (всех независимо от наименования должности) больничных учреждений всех типов и наименований, здравпунктов, санитарно-эпидемиологических станций.

Кроме того, в силу п. 3 “Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения“, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, действовавшего до 22 сентября 1993 г., в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывалась работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем медицинских работников.

В силу пп. “г“ п. 1 этого же Положения, предусматривался зачет времени службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж работы по специальности, а в силу п. “ж“ время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.

Из трудовой книжки усматривается, что с 14.11.1971 по 13.11.1972 истец служил в Советской Армии.

Анализируя нормы материального права, а также представленные сторонами доказательства, районный суд пришел к выводу о том, что на момент обращения с заявлением к ответчику, у истца имелся необходимый для назначения пенсии по основаниям подпункта 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ 30-летний стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и правильно удовлетворил исковые требования о назначении пенсии.

Указанный вывод суда соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для признания его неправильными у судебной коллегии не имеется.

Из материалов дела следует, что судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.

Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к обстоятельствам, являвшимся предметом судебного исследования с последующей правовой оценкой.

Доводы кассатора о том, что должности “заведующий ФАП“ и “заведующий цитологической лабораторией“ не дополнены наименованием врачебной специальности, проверялись судом первой инстанции. Судом исследовались должностные инструкции и справки об уточняющем характере работы, с учетом установленного он пришел к выводу о том, что в трудовой книжке ошибочно не было указано наименование врачебной специальности, фактически истец принимался на работу и выполнял работу руководителя структурного подразделения с одновременным осуществлением лечебной деятельности.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период учебного отпуска с 28.09.2001 по 29.10.2001, не является основанием для отмены решения суда. На момент обращения за назначением пенсии стаж истца по осуществлению лечебной деятельности превышал требуемый 30-летний стаж.

Кроме того, в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Из материалов дела усматривается, что в указанный спорный период Р.Н.М. находился на курсах повышения квалификации.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что указанный спорный период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Касимовского городского суда Рязанской области от 19 марта 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Касимовскому району Рязанской области - без удовлетворения.