Решения и определения судов

Решение Нижегородского областного суда от 30.04.2008 по делу N 3-47/08 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими п. 2 постановления Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77 “Об утверждении Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении“ и п. 2.8, 3.1.1 указанного Положения.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 апреля 2008 г. по делу N 3-47/08

30.04.2008 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: судьи Г.И. Дороднова

с участием прокурора Королевой Г.А.

при секретаре судебного заседания Е.В. Романовой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании противоречащим закону п. 2 постановления Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 года N 77 “Об утверждении Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении“, п. 2.8, 3.1.1 Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской
области при амбулаторном лечении, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области 14.03.2006 года N 77 (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 12.09.2007 года N 333),

установила:

прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону п. 2, 2.8, 3.1.1 Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области 14.03.2006 года N 77 (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 12.09.2007 года N 333).

В ходе рассмотрения дела прокурор Нижегородской области в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил требования и просит признать противоречащими федеральному законодательству п. 2 постановления Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 года N 77 “Об утверждении Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении“, п. 2.8, 3.1.1 Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области 14.03.2006 года N 77 (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 12.09.2007 года N 333), указывая, что постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 года N 77 (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 12.09.2007 года N 333) утверждено Положение о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении.

В соответствии с п. 2 указанного постановления в целях реализации требований Закона Нижегородской области от 28.12.2004 года N 157-З “О бесплатном обеспечении населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении“ уполномоченной фармацевтической организацией
определено государственное предприятие Нижегородской области “Нижегородская областная фармация“.

При этом отменено требование, изложенное в п. 2.8 Положения до внесения в него изменений постановлением Правительства Нижегородской области от 12.09.2007 года N 333, о заключении по результатам открытого конкурса государственного контракта между департаментом здравоохранения Нижегородской области и уполномоченной фармацевтической организацией.

В соответствии с п. 2.8 Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении отношения между департаментом здравоохранения Нижегородской области и уполномоченной фармацевтической организацией регулируются договором.

По мнению прокурора Нижегородской области, указанные положения постановления не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства по следующим основаниям.

К числу полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“ отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта РФ, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Под набором социальных услуг Федеральным законом “О государственной социальной помощи“ понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1).

В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“ гражданам, имеющим право в соответствии с данным Законом на получение государственной социальной помощи, предоставляются социальные услуги, в том
числе, в виде дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

Статьей 1 Закона Нижегородской области от 28.12.2004 г. N 157-З “О бесплатном обеспечении населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении“ определены группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Порядок финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, установлен Положением о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 г. N 77, - за счет средств областного бюджета (п. 1.5).

В соответствии с Законом Нижегородской области от 13.12.2006 г. N 153-ФЗ “Об областном бюджете на 2007 год“ на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, страдающих отдельными видами заболеваний, выделено 189 286 тыс. руб.

Таким образом, обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан осуществляется за счет средств областного бюджета, следует из полномочий субъектов РФ (в данном случае Нижегородской области) предоставленных федеральным законом, и является потребностью субъекта РФ, что свидетельствует об отнесении данной деятельности к числу государственных нужд.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (Федеральный закон от 21.07.2005 г.
N 94-ФЗ) законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ данный нормативный правовой акт применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), либо потребности субъектов Российской Федерации,
государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).

Размещение заказа, согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона либо без проведения торгов путем запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.

Согласно представленной министерством здравоохранения Нижегородской области информации конкурс по выбору уполномоченной организации не проводился.

Учитывая изложенное, императивное закрепление в качестве уполномоченной организации, обязанной на основании договора, без размещения заказа, предусмотренного Федеральным законом N 94-ФЗ, осуществлять закупку, поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения населению Нижегородской области, противоречит действующему законодательству.

В соответствии со ст. 525 ГК РФ и положениями Федерального закона N 94-ФЗ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 3.1.1 Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении, департамент здравоохранения Нижегородской области утверждает перечень лечебно-профилактических учреждений и врачей (фельдшеров), имеющих право выписывать рецепты в соответствии с условиями настоящего Положения; на основании заключенных договоров утверждает перечень аптечных учреждений, имеющих право отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Указанный пункт Положения в части полномочий департамента здравоохранения Нижегородской области утверждать перечень лечебно-профилактических учреждений и врачей (фельдшеров), имеющих право выписывать рецепты в соответствии с условиями настоящего Положения
по мнению прокурора Нижегородской области противоречит требованиям Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.93 г. N 5487-1 (в редакции 18.10.2007 г.).

В силу п. 2 ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. Согласно ст. 58 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан лечащий врач - это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в медицинской организации, а также врач, занимающийся частной практикой. Лечащий врач назначается по выбору пациента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача последний должен содействовать выбору другого врача.

Из раздела II Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. N 885, следует, что при оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами питания.

Иными правовыми актами обязанность органов управления здравоохранением субъектов РФ утверждать перечни лечебно-профилактических учреждений и врачей (фельдшеров), имеющих право выписывать рецепты, утверждать перечень аптечных учреждений, имеющих право отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе письмом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.01.2005 N 26-МЗ и Приказом министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 20.07.2007 г. N 487, на которые указано Правительством Нижегородской области в обоснование своей позиции, не предусмотрена.

Таким образом, п. 3.1.1 оспариваемого Положения возможность гражданами выбора лечащего врача, лечебно-профилактического и аптечного учреждения, осуществление врачом и лечебно-профилактическим учреждением функций по выписке рецептов на льготные лекарственные средства, а аптечным учреждением по отпуску льготных лекарственных средств незаконно ставится в зависимость от включения их в соответствующий перечень.

Представитель Правительства Нижегородской области - Рыбарчук О.В. заявление прокурора Нижегородской области не признала указав, что пунктом 2 постановления Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77 “Об утверждении Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении“ уполномоченной фармацевтической организацией определено государственное предприятие Нижегородской области “Нижегородская областная фармация“, пунктом 2.8 Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении установлено, что отношения между министерством здравоохранения Нижегородской области и уполномоченной фармацевтической организацией регулируются договором.

Указанные правовые нормы необходимо рассматривать во взаимосвязи со следующими нормативными правилами.

В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу.

Положением, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77, установлен иной порядок закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Так, закупка указанных средств и изделий уполномоченной фармацевтической организацией осуществляется на биржевых торгах за счет собственных средств, а затем реализуется аптечным учреждениям в соответствии с договорами, заключенными с последними. При этом
аптечные учреждения приобретают лекарственные средства и изделия медицинского назначения у уполномоченной фармацевтической организации за счет денежных средств аптечных учреждений.

Совершение данных торговых сделок хозяйствующими субъектами осуществляется без указаний государственного заказчика, товары государственному заказчику не передаются, бюджетные средства при этом не используются. Государственный заказчик лишь впоследствии компенсирует аптечным учреждениям средства, затраченные на отпуск гражданам лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Исходя из изложенного, требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ на отношения, регулируемые постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77, не распространяются.

Подпунктом 3.1.1 Положения определено, что департамент здравоохранения Нижегородской области утверждает перечень лечебно-профилактических учреждений и врачей (фельдшеров), имеющих право выписывать рецепты в соответствии с условиями указанного Положения; на основании заключенных договоров утверждает перечень аптечных учреждений, имеющих право отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

В данном случае необходимо учитывать, что бесплатное обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77 осуществляется не в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования и не за счет средств обязательного и добровольного медицинского страхования, а является формой оказания государственной социальной помощи.

В целях реализации статей 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“ письмом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.01.2005 N 26-МЗ “Об организации работы по медицинскому обеспечению отдельных категорий граждан, получателей набора социальных услуг“ (с изменениями от 04.03.2005) органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации предложено:

- составить перечень лечебно-профилактических учреждений, включая ведомственные учреждения здравоохранения, участвующих
в медицинском обеспечении отдельных категорий граждан;

- составить поименный список врачей и фельдшеров, которым предоставлено право выписки рецептов для отдельных категорий граждан.

Приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 487 (зарегистрирован в Минюсте РФ 01.08.2007 N 9941) утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг (далее - Административный регламент).

Приложением 4 к Административному регламенту является Содержание сведений о деятельности организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и о деятельности аптечных учреждений в отношении граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в каждом субъекте Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами “в“, “г“, “д“ пункта 1 Приложения 4 к сведениям о системе оказания государственной социальной помощи в виде представления социальных услуг относятся:

- количество врачей, имеющих право выписывать рецепты на получение бесплатных лекарственных средств;

- количество фельдшеров, имеющих право выписывать рецепты на получение бесплатных лекарственных средств;

- количество учреждений, отпускающих гражданам лекарственные средства бесплатно, в том числе: аптек, ФАП, прочих пунктов отпуска.

Таким образом, подпункт 3.1.1. Положения не противоречит пункту 2 статьи 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, согласно которому граждане имеют право на выбор врача, с учетом его согласия, а также право на выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования.

Таким образом, пункт 2 постановления Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77 “Об утверждении Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении“, а также пункт 2.8 и подпункт 3.1.1 указанного Положения не противоречат действующему законодательству.

Представитель министерства здравоохранения Нижегородской области - Ульянова К.И. заявление прокурора Нижегородской области также не признала, указав, что согласно заявления прокурора Нижегородской области пункт 2 указанного выше постановления Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 года N 77 и пункт 2.8 утвержденного им Положения не соответствуют требованиям действующего законодательства. При этом в заявлении содержится указание на Федеральный закон от 17.07.1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“.

Однако Закон Нижегородской области от 28.12.2004 года N 157-З “О бесплатном обеспечении населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении“ и постановление Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 года N 77 приняты в соответствии со статьей 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1 и не имеют отношения к оказываемой за счет федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года N 178-ФЗ дополнительной бесплатной медицинской помощи.

Также в соответствии с заявлением прокурора Нижегородской области пункт 2 постановления Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 года N 77 и пункт 2.8 утвержденного им Положения не соответствуют нормам Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ “О размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

Однако согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах.

В соответствии с пунктом 3.5.1 Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении уполномоченная фармацевтическая организация осуществляет закупку лекарственных средств и изделий медицинского назначения совместно с управлением по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области с использованием биржевых торгов. Закупка лекарственных средств осуществляется уполномоченной фармацевтической организаций за счет собственных, а не бюджетных средств. Оплата по договору, заключаемому между уполномоченной фармацевтической организацией и департаментом здравоохранения Нижегородской области, не предусмотрена. В связи с изложенным, действие Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ на указанные правоотношения не распространяется.

Во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 года N 77 департаментом здравоохранения Нижегородской области и государственным предприятием Нижегородской области “Нижегородская областная фармация“ заключен договор от 17.10.2007 года N 1 о бесплатном обеспечении населения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения.

В соответствии с заявлением прокурора Нижегородской области пункт 3.1.1 Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении противоречит пункту 2 статьи 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, согласно которого пациент имеет право на выбор врача, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования.

Однако бесплатное обеспечение населения лекарственными средствами в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 года N 77 предоставляется не в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования, и не за счет средств обязательного или добровольного медицинского страхования.

Указанное бесплатное обеспечение населения лекарственными средствами осуществляется за счет средств областного бюджета.

Также согласно статье 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Существуют первичная медико-санитарная, скорая медицинская, неотложная и специализированная медицинская помощь.

Таким образом, бесплатное обеспечение лекарственными средствами в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 года N 77 не относится к понятию медицинской помощи, определенному Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и не регулируется нормами указанных выше Основ законодательства.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 года N 77 “Об утверждении Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении“ утверждено Положение о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении (ред. от 12.09.2007 N 333).

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 года N 77 “Об утверждении Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении“ в целях реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 года N 157-З “О бесплатном обеспечении населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении“ Правительство Нижегородской области определило государственное предприятие Нижегородской области “Нижегородская областная фармация“ уполномоченной фармацевтической организацией.

В соответствии с п. 2.8 Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении отношения между департаментом здравоохранения Нижегородской области и уполномоченной фармацевтической организацией регулируются договором.

Согласно п. 3.1.1 Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении департамент здравоохранения Нижегородской области утверждает перечень лечебно-профилактических учреждений и врачей (фельдшеров), имеющих право выписывать рецепты в соответствии с условиями настоящего Положения; на основании заключенных договоров утверждает перечень аптечных учреждений, имеющих право отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами прокурора Нижегородской области о том, что указанные положения нормативного правового акта противоречат требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом “ж“ статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и с изменениями и дополнениями на 18.10.2007) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится принятие законов и иных нормативных правовых актов в области охраны здоровья граждан, разработка, утверждение и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан.

В целях реализации указанных полномочий принят Закон Нижегородской области от 28.12.2004 N 157-З “О бесплатном обеспечении населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении“. В статье 1 указанного Закона определены группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно части 1 статьи 3 данного Закона порядок финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения устанавливается Положением, утвержденным Правительством Нижегородской области.

Соответственно в целях реализации указанной нормы Закона Нижегородской области от 28.12.2004 N 157-З Правительством Нижегородской области принято Положение о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77.

В соответствии с пунктом 1.5 Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77 финансирование бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении осуществляется за счет средств областного бюджета.

Законом Нижегородской области от 13.12.2006 г. N 153-З “Об областном бюджете на 2007 год“ расходы на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, страдающих отдельными видами заболеваний составляют 189 286 тыс. рублей.

Законом Нижегородской области от 18.10.2007 года N 142-З “Об областном бюджете на 2008 год“ расходы на указанные цели уже предусмотрены в сумме 206 700 тыс. рублей.

Что же касается доводов прокурора Нижегородской области в заявлении о том, что оспариваемые нормы противоречат Федеральному закону от 17.07.1999 N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“, то судебной коллегией они не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Вышеуказанный Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ в частности устанавливает право на получение государственной социальной помощи в виде социальных услуг, понятие набора социальных услуг (перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом), в который включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании (ст. 6.1, 6.2).

Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социал“ных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

Именно в целях реализации Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ Правительством Нижегородской области постановлением от 07.12.2007 N 459 утверждено Положение о порядке обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“.

Следовательно, действие Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“, предусматривающего оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета, не распространяется на отношения, урегулированные Законом Нижегородской области от 28.12.2004 N 157-З “О бесплатном обеспечении населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении“ и постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77 “Об утверждении Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении“.

Пунктом 2 постановления Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77 уполномоченной фармацевтической организацией определено государственное предприятие Нижегородской области “Нижегородская областная фармация“, пунктом 2.8 Положения установлено, что отношения между министерством здравоохранения Нижегородской области и уполномоченной фармацевтической организацией регулируются договором.

Утверждение прокурора Нижегородской области о том, что указанные правовые нормы противоречат требованиям Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу.

Положением о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77, установлен иной порядок закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Так, закупка указанных средств и изделий уполномоченной фармацевтической организацией осуществляется на биржевых торгах за счет собственных (не бюджетных) средств, а затем реализуется аптечным учреждениям в соответствии с договорами, заключенными с последними. При этом аптечные учреждения приобретают лекарственные средства и изделия медицинского назначения у уполномоченной фармацевтической организации за счет денежных средств аптечных учреждений. Оплата по договору, заключаемому между уполномоченной фармацевтической организацией и департаментом здравоохранения Нижегородской области, не предусмотрена.

Во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 года N 77 “Об утверждении Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении“ департаментом здравоохранения Нижегородской области и государственным предприятием Нижегородской области “Нижегородская областная фармация“ заключен договор от 17.10.2007 года N 1 о бесплатном обеспечении населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.

Совершение данных торговых сделок хозяйствующими субъектами осуществляется без указаний государственного заказчика, товары государственному заказчику не передаются, бюджетные средства при этом не используются.

Поэтому требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ на отношения, регулируемые постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77, не распространяются.

Подпунктом 3.1.1 Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении определено, что департамент здравоохранения Нижегородской области утверждает перечень лечебно-профилактических учреждений и врачей (фельдшеров), имеющих право выписывать рецепты в соответствии с условиями указанного Положения; на основании заключенных договоров утверждает перечень аптечных учреждений, имеющих право отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Утверждение прокурора Нижегородской области о том, что подпункт 3.1.1. Положения противоречит пункту 2 статьи 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, согласно которому при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на выбор врача, с учетом его согласия, а также право на выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования, также не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Бесплатное обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77 осуществляется не в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования и не за счет средств обязательного и добровольного медицинского страхования, а, как указано выше, за счет средств областного бюджета.

Кроме того, согласно статье 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях).

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

Следовательно, бесплатное обеспечение лекарственными средствами в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77 не относится к понятию медицинской помощи, определенному Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что пункт 2 постановления Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 77 “Об утверждении Положения о порядке финансирования и бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения Нижегородской области при амбулаторном лечении“, а также пункт 2.8 и подпункт 3.1.1 указанного Положения не противоречат действующему Федеральному законодательству, а потому в удовлетворении заявления прокурору Нижегородской области следует отказать.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, судебная коллегия

решила:

в удовлетворении заявления прокурору Нижегородской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий

Г.И.ДОРОДНОВ