Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 28.04.2008 по делу N 3-12/08 О признании недействующими отдельных положений Закона Республики Татарстан от 08.07.1992 N 1560-XII “О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2008 г. по делу N 3-12/08

Верховный Суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего Гафарова Р.Ф.

при секретаре Сафине А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан от 08.07.1992 N 1560-XII “О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“,

установил:

прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству части 2 статьи 12 в части слов “Избирательные бюллетени и бюллетени для голосования на референдуме оформляются на государственных языках Республики Татарстан“, части 2 статьи 14, части 2 статьи 20
Закона Республики Татарстан от 08.07.1992 N 1560-XII “О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“ (далее - Закон РТ).

В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан уточнила требования и просила признать недействующей часть 2 статьи 20 Закона РТ в части слов “или на одном из них“, “Организации Республики Татарстан с учетом мнения потребителей вправе оформлять выпускаемую продукцию ярлыками, инструкциями, этикетками на татарском языке“. В остальном заявление оставила без изменения.

В обоснование требований заявитель указал, что, разрешая в части 2 статьи 12 вопрос об изготовлении избирательных бюллетеней и бюллетеней для голосования на референдуме на татарском языке, Государственный Совет Республики Татарстан вышел за пределы своих полномочий, поскольку в соответствии с федеральным законодательством такое полномочие отнесено к компетенции избирательных комиссий субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в изъятие общего правила, установленного частью 1 статьи 14 Закона РТ, в части 2 данной статьи устанавливается возможность ведения делопроизводства на языке большинства населения местности компактного проживания населения, не владеющего государственными языками Республики Татарстан без указания на обязательность использования русского языка.

Согласно части 4 статьи 3 Закона Российской Федерации “О языках народов Российской Федерации“ в местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущих за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик, в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.

По мнению прокурора, установление возможности использования в делопроизводстве иных языков в местах компактного проживания лиц, не владеющих государственными языками Республики Татарстан, без указания на обязанность их использования наряду с русским языком противоречит требованиям федерального законодательства.

В силу части 2 статьи 20 Закона
РТ тексты объявлений, афиш, другой наглядной информации оформляются на государственных языках Республики Татарстан, или на одном из них, а также на других языках. Организации Республики Татарстан с учетом мнений потребителей вправе оформлять выпускаемую продукцию ярлыками, инструкциями, этикетками на татарском языке.

Прокурор считает, что установление возможности изготовления объявлений, афиш, другой наглядной информации, а также информации о выпускаемой продукции на одном языке - татарском противоречит федеральному законодательству, в частности пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона “О государственном языке Российской Федерации“, в соответствии с которым русский язык подлежит обязательному использованию в рекламе, а также части 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“.

Представители Государственного Совета Республики Татарстан требования не признали.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории, в соответствии с частью 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации, является русский язык.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 68).

Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.

В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Татарстан государственные языки Республики Татарстан употребляются на равных основаниях.

8 июля 1992 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закона Республики Татарстан N 1560-XII “О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона РТ избирательные бюллетени и бюллетени для голосования на референдуме оформляются на государственных языках Республики Татарстан.

Однако,
федеральным законодательством решение вопроса об изготовлении бюллетеней на государственном языке республик в составе Российской Федерации отнесено к компетенции соответствующей избирательной комиссии.

Так, согласно части 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 “О языках народов Российской Федерации“ избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме печатаются на государственном языке Российской Федерации. По решению соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума бюллетени печатаются на государственном языке соответствующей республики, а в необходимых случаях также на языках народов Российской Федерации на территории компактного их проживания.

Аналогичная норма содержится в пункте 10 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

Следовательно, разрешая вопрос об изготовлении избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на двух государственных языках - русском и татарском, Государственный Совет Республики Татарстан вышел за пределы своих полномочий.

Таким образом, часть 2 статьи 12 Закона РТ в части слов “Избирательные бюллетени и бюллетени для голосования на референдуме оформляются на государственных языках Республики Татарстан“ противоречит федеральному законодательству.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона РТ в местности компактного проживания населения, не владеющего государственными языками Республики Татарстан, официальное делопроизводство в органах государственной власти Республики Татарстан, органах местного самоуправления, государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и иных организациях может вестись на языке большинства населения данной местности.

По мнению заявителя, установление в оспариваемой норме возможности ведения делопроизводства на языке большинства населения указанной местности без указания на обязательное использование русского языка противоречит части 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1
“О языках народов Российской Федерации“, в соответствии с которой в местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущих за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик, в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.

Однако, суд считает, что данный вывод сделан без учета положений части 1 статьи 14 Закона РТ, которая в этом случае носит императивный характер по отношению к оспариваемому положению статьи.

Так, часть 1 статьи 14 Закона РТ устанавливает, что на территории Республики Татарстан официальное делопроизводство в органах государственной власти Республики Татарстан, органах местного самоуправления, государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и иных организациях ведется на государственных языках Республики Татарстан.

При таких обстоятельствах, необходимости закрепления законодателем в оспариваемой норме указания на использование в делопроизводстве в органах государственной власти Республики Татарстан, органах местного самоуправления, государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и иных организациях языка названного населения наряду с русским языком, не требовалось.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что часть 2 статьи 14 Закона РТ не противоречит федеральному законодательству.

Согласно части 2 статьи 20 Закона РТ тексты объявлений, афиш, другой наглядной информации оформляется на государственных языках Республики Татарстан или на одном из них, а также на других языках. Организации Республики Татарстан с учетом мнений потребителей вправе оформлять выпускаемую продукцию ярлыками, инструкциями, этикетками на татарском языке.

Между тем, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 3 Федерального закона “О государственном языке Российской Федерации“ от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ русский язык подлежит обязательному использованию в рекламе.

Кроме того, доведение информации об изготовителе
(исполнителе, продавце), в силу части 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.0.21992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“, должна быть предоставлена потребителю в наглядной и доступной форме на русском языке, а на государственном языке субъектов Российской Федерации такая информация может быть предоставлена дополнительно по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца).

При таком положении, часть 2 статьи 20 Закона РТ в части слов “или на одном из них“ в той части, в которой допускает возможность изготовления объявлений, афиш, другой наглядной информации только на татарском языке, а также в части слов “Организации Республики Татарстан с учетом мнения потребителей вправе оформлять выпускаемую продукцию ярлыками, инструкциями, этикетками на татарском языке“ противоречит федеральному законодательству, поскольку, в отличие от указанных норм законодательства Российской Федерации, допускает возможность изготовления объявлений, афиш, другой наглядной информации, а также информации о выпускаемой продукции только на одном государственном языке Республики Татарстан - татарском.

С учетом изложенного суд считает необходимым признать недействующими со дня вступления решения в законную силу часть 2 статьи 12 в части слов “Избирательные бюллетени и бюллетени для голосования на референдуме оформляются на государственных языках Республики Татарстан“, часть 2 статьи 20 в части слов “или на одном из них“ в той части, в которой допускает возможность изготовления объявлений, афиш, другой наглядной информации только на татарском языке, а также в части слов “Организации Республики Татарстан с учетом мнения потребителей вправе оформлять выпускаемую продукцию ярлыками, инструкциями, этикетками на татарском языке“ Закона Республики Татарстан от 08.07.1992 N 1560-XII “О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются
в виду статьи 194 - 197 ГПК Российской Федерации, а не РСФСР.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

признать недействующими со дня вступления решения в законную силу часть 2 статьи 12 в части слов “Избирательные бюллетени и бюллетени для голосования на референдуме оформляются на государственных языках Республики Татарстан“, часть 2 статьи 20 в части слов “или на одном из них“ в той части, в которой допускает возможность изготовления объявлений, афиш, другой наглядной информации только на татарском языке, а также в части слов “Организации Республики Татарстан с учетом мнения потребителей вправе оформлять выпускаемую продукцию ярлыками, инструкциями, этикетками на татарском языке“ Закона Республики Татарстан от 08.07.1992 N 1560-XII “О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете “Республика Татарстан“ после вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.

Председательствующий - судья

ГАФАРОВ Р.Ф.