Постановление Президиума Ярославского областного суда от 24.04.2008 N 44-г-58 Суд направил на новое рассмотрение дело по иску о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата гражданину, уволенному с военной службы, и возложении обязанности выдать соответствующий сертификат.
ПРЕЗИДИУМ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2008 г. N 44-г-58
Президиум Ярославского областного суда рассмотрел по надзорной жалобе В. дело по иску В. к департаменту строительства Администрации Ярославской области о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата и возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.
Заслушав доклад судьи областного суда, ознакомившись с письменными возражениями представителя департамента строительства Администрации Ярославской области по доверенности Е. на надзорную жалобу, президиум
установил:
В. обратился в суд с иском к департаменту строительства Администрации Ярославской области о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата и возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат. Иск мотивирован тем, что истец с 11 декабря 1996 г. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет на день увольнения составила 20 лет 6 месяцев 28 дней. С 12 августа 1996 г. истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Даниловского района Ярославской области, ему было предложено участвовать в подпрограмме “Государственные жилищные сертификаты“, с 1996 г. регулярно производилась перерегистрация необходимых документов в Администрации Ярославской области. В декабре 2006 г. департамент строительства Администрации Ярославской области уведомил истца об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата по тем основаниям, что поселок, в котором проживает семья истца, распоряжением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. N 1291-р отнесен к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности, выдачу сертификатов гражданам, подлежащим переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба.
В судебном заседании В. требования поддержал.
Представитель департамента строительства Администрации Ярославской области по доверенности С. иск не признала.
Решением Кировского районного суда г. Ярославля от 5 марта 2007 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
В надзорной жалобе В. просит решение суда отменить и принять новое судебное постановление об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.
Дело истребовано в Ярославский областной суд.
Определением судьи Ярославского областного суда от 31 марта 2008 года надзорная жалоба с делом переданы для рассмотрения по существу в президиум Ярославского областного суда.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум находит решение суда незаконным и подлежащим отмене в связи с существенным нарушением судом первой инстанции норм материального права.
Принимая решение по делу, суд исходил из того, что поскольку поселок, где проходил военную службу и где проживает в настоящий момент истец, отнесен к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности, выдачу жилищного сертификата должен осуществить федеральный орган исполнительной власти, в котором законодательством РФ предусмотрена военная служба.
С указанным выводом суда согласиться нельзя, т.к. он не основан на законе и материалах дела.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 15 названного Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
В соответствии с п.п. “г“ п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы“, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г., граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В силу п.п. “в“ п. 18 этих же Правил гражданам - участникам подпрограммы, указанным в п.п. “г“ п. 5 настоящих Правил, выдачу жилищных сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получении субсидии).
Как следует из материалов дела, В. уволен с военной службы 11 декабря 1996 г. в связи с организационно-штатными мероприятиями, на день увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 20 лет 6 месяцев 28 дней. С 12 августа 1996 В. с семьей, состоящей из четырех человек, состоит на учете нуждающихся в получении жилых помещений в администрации Даниловского района Ярославской области. Из письма департамента строительства Администрации Ярославской области от 18 декабря 2006 г. усматривается, что В. представлены все документы, необходимые для получения государственного жилищного сертификата. Однако в выдаче государственного жилищного сертификата отказано в связи с тем, что поселок, в котором проживает семья В., распоряжением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. отнесен к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности, и, по мнению департамента строительства, выдача государственного жилищного сертификата должна осуществляться федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба. На эти же обстоятельства ссылался представитель департамента строительства Администрации Ярославской области в судебном заседании, возражая против заявленных требований. Из этого же исходил и суд, отказывая в иске.
Действительно, согласно п.п. “б“ п. 5 указанных выше Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием субсидии, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ. В соответствии с п.п. “а“ п. 18 Правил выдачу сертификатов указанным гражданам осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба.
Вместе с тем то обстоятельство, что поселок распоряжением Правительства РФ N 1291-р от 7 октября 2004 г. отнесен к поселкам учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В приведенных выше правовых нормах отсутствует указание на то, что единственной формой обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г., в случае отнесения поселка, в котором они проживают, к поселкам учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, является выдача государственного жилищного сертификата именно федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, и что такой категории граждан государственные жилищные сертификаты не могут выдаваться органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получении субсидии).
В. как гражданин - участник подпрограммы, указанный в п.п. “г“ п. 5 Правил, предъявил требования к органу исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого он с 1996 года состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (имеющего право на получение субсидии). На указанный орган согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, п.п. “в“ п. 18 Правил возложена обязанность по выдаче государственного сертификата этой категории граждан. При таких обстоятельствах правовых оснований для отказа в удовлетворении требований не имелось.
Допущенные судом нарушения норм материального являются существенными, поскольку повлияли на исход дела.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене. Учитывая, что суд первой инстанции не определял, имеются ли все необходимые условия для возложения на ответчика обязанности выдать истцу государственный жилищный сертификат, не воспользовался ли истец правом на получение сертификата от федерального органа исполнительной власти, президиум, отменяя решение, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 2 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум
постановил:
решение Кировского районного суда города Ярославля от 5 марта 2007 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.