Решения и определения судов

Определение Тверского областного суда от 24.04.2008 по делу N 33-781 Об отмене решения Центрального районного суда г. Твери от 07.04.2008 в части признания действующей ст. 16 Устава города Твери в части отсутствия в ней нормы, определяющей вид избирательной системы, подлежащей применению при проведении выборов депутатов Тверской городской Думы, в издании, публикующем нормативные правовые акты Тверской городской Думы.

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 апреля 2008 г. по делу N 33-781

Судья Кадочникова Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего Малич В.С.,

судей Гудковой М.В. и Пойменовой С.Н.

с участием прокурора М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

по докладу судьи Малич В.С.

дело по кассационному представлению прокурора Центрального района г. Твери на решение Центрального районного суда г. Твери

от 7 апреля 2008 года,

которым постановлено:

Заявление прокурора Центрального района города Твери в порядке ст. 251 ГПК РФ о признании противоречащим закону и не действующими со дня вступления решения в законную силу ст.ст. 16 и 68 ч. 2 Устава города Твери (утвержденного решением Тверской городской
Думы N 68 от 23.06.05 года в редакции решения N 112 (158) от 10.08.07 года) удовлетворить частично.

Признать противоречащей закону и не действующей со дня вступления решения в законную силу ст. 68 ч. 2 Устава города Твери (утвержденного решением Тверской городской Думы N 68 от 23.06.05 года в редакции решения N 112 (158) от 10.08.07 года) в части проведения в 2008 году выборов в ТГД по всем 33 округам.

В признании противоречащей закону и не действующей со дня вступления решения в законную силу по мотивам отсутствия в ней нормы, регулирующей вид избирательной системы ст. 16 Устава города Твери (утвержденного решением Тверской городской Думы N 68 от 23.06.05 года в редакции решения N 112 (158) от 10.08.07 года) - отказать.

В соответствии со ст. 253 ч. 3 ГПК РФ поручить Тверской городской Думе опубликовать сообщение о признании недействующей ст. 68 ч. 2 Устава города Твери (утвержденного решением Тверской городской Думы N 68 от 23.06.05 года в редакции решения N 112 (158) от 10.08.07 года) в части проведения в 2008 году выборов в ТГД по всем 33 округам в издании, публикующем нормативные правовые акты Тверской городской Думы.

Судебная коллегия

установила:

Прокурор Центрального района г. Твери обратился в суд в порядке ст. 251 ГПК РФ о признании противоречащим закону и не действующими со дня вступления решения в законную силу ст.ст. 16 и 68 ч. 2 Устава города Твери (утвержденного решением Тверской городской Думы N 68 от 23.06.05 года в редакции решения N 112 (158) от 10.08.07 года).

В качестве основания к признанию противоречащей закону ст. 16 Устава города приводилось отсутствие
в названной статье нормы, определяющей вид избирательной системы, которая применяется при проведении выборов депутатов Тверской городской Думы (далее ТГД), что является нарушением Закона Тверской области “О внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Тверской области“. Законность ч. 2 ст. 68 Устава города оспаривалась прокурором по мотиву, что при проведении в октябре 2008 года выборов в ТГД по всем 33 избирательным округам (именно об этом гласит оспариваемая часть статьи) срок полномочий депутатов по четным округам будет менее установленного ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представители ТГД не признали доводов заявления, ссылаясь на то обстоятельство, что прокурор не вправе ставить вопрос о признании противоречащим закону и не действующими со дня вступления решения в законную силу ст. 16 Устава города Твери (утвержденного решением Тверской городской Думы N 68 от 23.06.05 года в редакции решения N 112 (158) от 10.08.07 года), ссылаясь на отсутствие в статье нормы, определяющей вид избирательной системы, которая применяется при проведении выборов депутатов Тверской городской Думы, поскольку нельзя признать недействующей отсутствующую норму. Кроме того, в настоящее время проводится работа по приведению Устава города в соответствие с изменениями в ИКТО. Сроки внесения изменений установлены не были. До назначения предстоящих выборов имеется время. Полагали, что в настоящее время никаких нарушений прав избирателей не имеется. В части заявления в отношении ч. 2 ст. 68 Устава, представители Думы согласились с позицией прокурора, указав, что данная норма не может быть применена, поскольку срок полномочий депутатов, избранных в марте 2007 года в этом случае будет сокращен, что не
соответствует закону. Однако, были против того, чтобы указанный пункт исключался из Устава, поскольку в случае противоречия Устава Закону (в данном случае “Об основных гарантиях избирательных прав граждан“) ТГД при назначении и проведении выборов следовала бы положениям Закона.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в признании противоречащей закону и не действующей со дня вступления решения в законную силу ст. 16 Устава г. Твери.

В представлении указывается, что судом применен закон, не подлежащий применению. Порядок проведения муниципальных выборов в г. Твери предусмотрен ст. 16 Устава г. Твери (утв. решением Тверской городской Думы N 68 от 23.06.05 г. в ред. решения N 112 (158) от 10.08.07 г.), которой избирательная система, применяемая при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, не определена. Ссылка суда на то, что отсутствие в Уставе г. Твери соответствующей нормы не влечет за собой нарушение избирательных прав граждан, т.к. в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдум граждан Российской Федерации“ если муниципальный нормативный правовой акт противоречит федеральному закону - применяется федеральный закон, либо закон, имеющий большую юридическую силу несостоятельна, поскольку установление избирательной системы отнесено федеральным законодательством и законодательством Тверской области к компетенции органов местного самоуправления. Тем самым судом нарушена ч. 4 ст. 258 ГПК РФ исходя из положения которой отказ суда в удовлетворении заявления должен быть обусловлен соблюдением двух обязательных требований - оспариваемое решение должно быть принято в соответствии с законом и полномочиями органа, а также не должны быть нарушены права и свободы
гражданина.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно ч.ч. 7 и 3 ст. 10 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ (с послед. изм.) решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования.

Днями голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий депутатов указанных органов.

31 октября 2008 года истекает срок полномочий 17 депутатов Тверской городской Думы.

В соответствии с указанными положениями закона, выборы депутатов Тверской городской Думы должны быть назначены в срок с 14 по 24 июля 2008 года. По истечении данного срока выборы не могут быть назначены и проведены.

Отсутствие в Уставе г. Твери нормы, определяющей вид избирательной системы, применяемой при проведении выборов депутатов Тверской городской Думы, не позволяет назначить и провести выборы депутатов представительного органа местного самоуправления, что создает препятствие к осуществлению конституционных прав неопределенного числа граждан, проживающих в г. Твери, избирать и быть избранными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, заслушав прокурора М. поддержавшую доводы представления, представителей Тверской городской Думы по доверенности М.С. и Р., возражавших против удовлетворения представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении заявления прокурора.

Отказывая в признании противоречащей закону
ст. 16 Устава города Твери по мотивам отсутствия в ней нормы, регулирующей вид избирательной системы, суд исходил из того, что оспаривание нормативного правового акта в части отсутствия в нем какой-либо нормы, то есть в несуществующей части, в порядке главы 24 ГПК РФ невозможно.

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Законом Тверской области от 10 октября 2006 года N 99-ЗО “О внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Тверской области“ Избирательный кодекс Тверской области дополнен ст. 101-1, согласно которой при проведении выборов депутатов представительного органа городского округа применяется смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система с закрытыми списками кандидатов или пропорциональная избирательная система с закрытыми списками - при численности зарегистрированных избирателей городского округа не менее 30 000 человек; применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства или смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система с закрытыми списками кандидатов - при численности зарегистрированных избирателей городского округа менее 30 000 человек.

Избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа конкретного муниципального образования, определяется Уставом муниципального образования в соответствии с установленными Избирательным кодексом Тверской области видами избирательных систем.

В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (с послед. измен.) гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленным
законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Порядок проведения муниципальных выборов в г. Твери предусмотрен только ст. 16 Устава г. Твери (утвержденного решением Тверской городской Думы N 68 от 23.06.2005 г. в ред. решения N 112 (158) от 10.08.2007 г.), которой избирательная система, применяемая при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, Тверской городской Думой не определена.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно с ч.ч. 3 и 7 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ (с послед. изм.) решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до голосования.

Днями голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий депутатов указанных органов.

31 октября 2008 года истекает срок полномочий 17 депутатов Тверской городской Думы.

В соответствии с указанными положениями закона, выборы депутатов Тверской городской Думы должны быть назначены в срок с 14 по 24 июля 2008 года. По истечении данного срока выборы не могут быть назначены и проведены.

Учитывая изложенное следует согласиться с доводом представления прокурора, что отсутствие в Уставе г. Твери нормы,
определяющей вид избирательной системы, применяемой при проведении выборов депутатов Тверской городской Думы не позволяет назначить и провести выборы депутатов представительного органа местного самоуправления, что создает препятствие к осуществлению конституционных прав неопределенного числа граждан, проживающих в г. Твери, избирать и быть избранными.

Поскольку судом первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции в части отказа в признании противоречащей закону и не действующей со дня вступления решения в законную силу ст. 16 Устава города Твери (по мотиву отсутствия в ней нормы, регулирующей вид избирательной системы) отменить и постановить новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Твери от 7 апреля 2008 года в части отказа в признании противоречащей закону и не действующей со дня вступления решения в законную силу по мотивам отсутствия в ней нормы, регулирующей вид избирательной системы ст. 16 Устава города Твери (утвержденного решением Тверской городской Думы N 68 от 23.06.05 года в редакции решения N 112 (158) от 10.08.07 года) отменить.

Постановить в указанной части новое решение.

Признать не действующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу ст. 16 Устава города Твери (утвержденного решением Тверской городской Думы N 68 от 23.06.05 года в редакции решения N 112 (158) от 10.08.07 года) в части отсутствия в ней нормы, определяющей вид избирательной системы, подлежащей применению при проведении выборов депутатов Тверской городской Думы в издании, публикующем нормативные правовые акты Тверской городской Думы.

В соответствии
со ст. 253 ч. 3 ГПК РФ поручить Тверской городской Думе опубликовать сообщение о признании недействующей ст. 16 Устава города Твери (утвержденного решением Тверской городской Думы N 68 от 23.06.05 года в редакции решения N 112 (158) от 10.08.07 года) в части отсутствия в ней нормы, определяющей вид избирательной системы, подлежащей применению при проведении выборов депутатов Тверской городской Думы.

В остальной части решение Центрального районного суда от 7 апреля 2008 г. оставить без изменения.