Решения и постановления судов

Решение Ленинградского областного суда от 21.04.2008 по делу N 3-29/08 О признании частично недействующими пункта 2 статьи 1 областного закона от 09.07.2007 N 119-оз “Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области“ и приложения 2 к нему.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 апреля 2008 г. по делу N 3-29/08

Ленинградский областной суд в составе:

Председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,

С участием прокурора Бобковой Г.Г.

При секретаре Демьянковой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия “Лужский водоканал“ о признании недействующим с момента принятия пункта 2 статьи 1 (в части) областного закона N 119-оз от 09.07.2007г. “Об утверждении перечней имущества, передаваемого от Муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность Муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области“, о признании недействующим с момента принятия Приложения N 2 (в части) к областному закону N 119-оз
от 09.07.2007г. “Об утверждении перечней имущества, передаваемого от Муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность Муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области“,

установил:

представитель внешнего управляющего Муниципального унитарного предприятия (МУП) “Лужский водоканал“ обратился в Ленинградский областной суд со следующими требованиями:

1. признать недействующим с момента принятия закона пункт 2 статьи 1 областного закона N 119-оз от 09.07.2007г. “Об утверждении перечней имущества, передаваемого от Муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность Муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района“ в части утверждения перечня объектов недвижимого имущества, передаваемого от Муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность Муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области под следующими номерами:

с N 636 по N 638; с N 640 по N 664; N 666; с N 837 по N 852, указанных в Приложении N 2 к данному закону.

2. признать недействующим с момента принятия закона Приложение N 2 к областному закону N 119-оз от 09.07.2007г. “Об утверждении перечней имущества, передаваемого от Муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность Муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района“ в части утверждения перечня объектов недвижимого имущества, передаваемого от Муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность Муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области под следующими номерами:

с N 636 по N 638; с N 640 по N 664; N 666; с N 837 по N 852.

В обоснование заявленных требований отмечено, что областной закон, нормы которого оспариваются, затрагивает интересы заявителя, так как законом
разрешаются вопросы о передаче имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП “Лужский водоканал“ и МУП “Лужское жилищное хозяйство“.

По мнению заявителя оспариваемые нормы областного закона противоречат: нормам Гражданского кодекса РФ, Федеральному закону N 161-ФЗ от 14.11.2002г. “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“, Федеральному закону N 127-ФЗ от 26.10.2002г. “О несостоятельности (банкротстве)“, Федеральному закону 131-ФЗ от 6.10.2003г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004г. “О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“.

Так, в нарушение ст.ст. 49, 235, 294, 299 ГК РФ, ст. 18 Федерального закона N 161-ФЗ от 14.11.2002г. “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“, не было получено согласие МУП “Лужский водоканал“ и МУП “Лужское жилищное хозяйство“ на передачу имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП “Лужский водоканал“ и МУП “Лужское жилищное хозяйство“, от Муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность Муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области.

При принятии областного закона в указанной части не учтено, что в отношении МУП “Лужский водоканал“ введено внешнее управление, а в отношении МУП “Лужское жилищное хозяйство“ введена процедура наблюдения.

В период же проведения процедур банкротства в отношении муниципальных унитарных предприятий собственник их имущества обладает лишь полномочиями, приведенными в Федеральном законе N 127-ФЗ от 26.10.2002г. “О несостоятельности (банкротстве)“.
Согласно же п. 1 ст. 94 названного Федерального закона с момента введения внешнего управления прекращаются полномочия органов управления и собственника должника, полномочия руководителя должника и иных органов управления переходят к внешнему управляющему,

МУП “Лужский водоканал“ является конкурсным кредитором МУП “Лужское жилищное хозяйство“, с установленным арбитражным судом размером требований.

Поэтому при передаче имущества МУП “Лужское жилищное хозяйство“, затронуты не только интересы данного предприятия, но и интересы МУП “Лужский водоканал“, как конкурсного кредитора.

В письменных объяснениях, представленных представителем конкурсного управляющего Муштаковой С.Т. в предварительное судебное заседание отмечается, что согласно п. 1 ст. 295 ГК РФ, ст. 20 Федерального закона N 161-ФЗ от 14.11.2002г. собственник не наделен правом изымать, либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) унитарного предприятия.

Реализация областного закона, нормы которого оспариваются, возможна только путем изъятия имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за предприятием, что затрагивает интересы предприятия и противоречит не только ГК РФ, Федеральному закону “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“, но и законодательству о банкротстве.

В судебном заседании представитель конкурсного управляющего МУП “Лужский водоканал“ Муштакова С.Т. поддержала заявленные требования, просит удовлетворить заявление по изложенным в нем основаниям.

Представитель также отмечает, что право хозяйственного ведения предприятий - МУП “Лужский водоканал“ и МУП “Лужское жилищное хозяйство“ подтверждается договорами на передачу данного права N 145 и N 147 от 2 сентября 2002 года, не оспаривается собственником предприятий - МО Лужский муниципальный район.

В соответствии с п. 11.1 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004г., ст. 29 Устава Ленинградской области, областным законом 115-оз от 12.12.2005г., нормативным правовым актом, определяющим права собственника являлся именно закон, нормы
которого оспариваются, а не решения Советов депутатов, которыми утверждались соответствующие перечни имущества.

Согласно ст.ст. 42, 44 Регламента Законодательного собрания Ленинградской области при принятии названного областного закона Законодательное собрание должно было провести соответствующую правовую экспертизу.

Представитель утверждает, что в результате реализации оспариваемых положений областного закона, имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за МУП “Лужский водоканал“ окажется в собственности двух муниципальных образований: Лужский муниципальный район и Лужское городское поселение, что противоречит Федеральному закону 161-ФЗ от 14.11.2002г. Имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за МУП “Лужское жилищное хозяйство“, в результате реализация оспариваемых положений областного закона также окажется в собственности тех же муниципальных образований.

В настоящее время в соответствии с планом внешнего управляющего создано ОАО “Лужский водоканал“, учредителем которого является МУП “Лужский водоканал“. Фактическую деятельность осуществляет именно ОАО “Лужский водоканал“. Вопрос о передаче имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП “Лужский водоканал“ в уставный капитал ОАО “Лужский водоканал“ согласован с собственником - Лужским муниципальным районом. В настоящее время подана заявка на оформление МУП “Лужский водоканал“ права хозяйственного ведения.

В связи с невозможностью завершения процедур банкротства и были вынуждены обратиться в суд с указанным заявлением.

В письменных объяснениях представитель Законодательного собрания Ленинградской области просит отказать в удовлетворении заявления, указывает, что областной закон, нормы которого оспариваются, был принят в соответствии с п. 11.1 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004г. Областной закон принят на основании согласованных муниципальными образованиями перечней, устанавливает лишь факт наличия согласованного волеизъявления двух сторон относительно количества и качества передаваемого имущества. Непосредственно областным законом муниципальное имущество не разграничивается, им не устанавливается вид вещного права. Областной закон, по
существу, является лишь дополнительным основанием возникновения права собственности на разграниченное имущество. Предметом регулирования данного закона являются публично-властные отношения, на которые не распространяются положения гражданского законодательства.

Законодательное собрание как орган государственной власти не наделено контрольными полномочиями в отношении принятия органами местного самоуправления решений по согласованию перечней имущества, подлежащего передаче.

В судебном заседании представитель Законодательного собрания Ленинградской области Михайлов М.А. просит отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, которые изложены в письменных объяснениях; считает, что у предприятия МУП “Лужский водоканал“ отсутствует право хозяйственного ведения, так как названное право не зарегистрировано в соответствии со ст.ст. 8, 131 ГК РФ. Поэтому не имеется и правовых оснований говорить о нарушении каких-либо имущественных прав заявителя.

Порядок принятия областного закона соблюден. Каких-либо контрольных функций в отношении муниципальных образований Законодательное собрание в данном случае не имеет, исправлять ошибки, допущенные органами местного самоуправление, не полномочно. Решение муниципального образования Лужский муниципальный район о передаче имущества в ОАО “Лужский водоканал“, по существу, нарушает положения областного закона.

В письменном объяснении представитель Губернатора Ленинградской области Васильева Т.В. просит отказать в удовлетворении заявления. Полагает, что согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона 131-ФЗ от 6.10.2003г., п. 11.1 ст. 154 Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.2004г. законы субъектов РФ о разграничении муниципального имущества принимаются по согласованным предложениям соответствующих органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъекта РФ не наделены контрольными полномочиями в отношении принятия органами местного самоуправления решений по согласованию перечней о разграничении имущества.

Из ст. 2 ГК РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от 30.06.06 N 8-П следует, что к данным правоотношениям положения гражданского законодательства неприменимы.

Довод о том, что положения областного закона
в части разграничения имущества, находящегося в хозяйственном ведении за МУП “Лужское жилищное хозяйство“, нарушает права заявителя необоснован, так как согласно ст. 85 131-ФЗ разграничению подлежит имущество на 1.01.2006г., а определения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области о признании МУП “Лужский водоканал“ конкурсным кредитором этого предприятия вынесены только 19.03.2007г. и 07.06.2007г.

В судебном заседании представители Губернатора Ленинградской области Васильева Т.В. и Лебедева Н.И. просят отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном объяснении.

Представитель Губернатора Ленинградской области Васильева Т.В.отмечает, что право хозяйственного ведения у МУП “Лужский водоканал“ отсутствует в силу ст. 131 ГК РФ. Поэтому, областной закон не затрагивает какие-либо права МУП “Лужский водоканал“.

Согласно п. 3 ст. 7 131-ФЗ муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению; какими-либо контрольными функциями в отношении органов местного самоуправления Губернатор Ленинградской области не обладает. Поэтому, на основании п. 11.1 ст. 154 122-ФЗ законом области были лишь утверждены перечни муниципального имущества.

Кроме этого, решение Совета депутатов от 14.12.2005г. принято до введения внешнего управления на МУП “Лужский водоканал“. Поэтому требования ст. 94 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002г. не нарушены.

В письменном объяснении представитель Совета депутатов Лужского муниципального района Кирилловых О.С. требования МУП “Лужский водоканал“ признал. Полагал, что при принятии закона допущено нарушение ст. 94 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“. В случае реализации областного закона и передаче имущества в собственность Лужского городского поселения будут нарушены права и законные интересы кредиторов. Собственник не наделен правами изымать имущество, находящееся в хозяйственном ведении.

В судебном заседании представитель Совета депутатов муниципального образования “Лужский муниципальный район“ Кирилловых О.С. просит удовлетворить заявление МУП “Лужский водоканал“ по основаниям, изложенным в
письменном объяснении. Считает, что Собранием депутатов Лужский район допущена ошибка в части разграничения имущества МУП “Лужский водоканал“ и МУП “Лужское жилищное хозяйство“.

В письменном объяснении представитель администрации “Лужский муниципальный район“ Миронова Ю.А. признала требования МУП “Лужский водоканал“. Считает, что при принятии закона было допущено нарушение ст. 94 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“. В случае реализации областного закона и передаче имущества в собственность Лужского городского поселения будут нарушены права и законные интересы кредиторов. Собственник не наделен правами изымать имущество, находящееся в хозяйственном ведении.

В судебном заседании представитель администрации Лужского муниципального района Миронова Ю.А. просит удовлетворить заявление МУП “Лужский водоканал“ по основаниям, изложенным в письменном объяснении. Полагает, что при принятии областного закона Законодательное собрание должно было провести правовую экспертизу. В соответствии с Федеральным законом 161-ФЗ от 14.11.2002г. не может быть двух собственников у имущества, находящегося у унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения. Областной закон принят без надлежащей проверки всех обстоятельств.

В письменном объяснении представитель Совета депутатов муниципального образования “Лужское городское поселение“ Трофимов В.А. просит отказать в удовлетворении заявления, считает что МУП “Лужский водоканал“ не является заинтересованным лицом в отношении заявленных требований, так как право хозяйственного ведения согласно ст.ст. 8, 131 ГК РФ не зарегистрировано.

В судебном заседании представитель Совета депутатов муниципального образования “Лужское городское поселение“ Трофимов В.А. просит отклонить требования заявителя по изложенным в письменных объяснениях основаниям, а также по доводам представителей Законодательного собрания и Губернатора Ленинградской области.

В письменном объяснении представитель администрации муниципального образования “Лужское городское поселение“ Алексеева Г.Н. просит отклонить требования МУП “Лужский водоканал“. Считает, что областной закон принят в соответствии с п. 11.1 ст. 154
Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.2004г. и на основании согласованных решений органов местного самоуправления.

Имущество, передача которого согласована, необходимо муниципальному образованию для выполнения обязанностей, предусмотренных ст. 14 Федерального закона 131-ФЗ от 6.10.2003г. Определения Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области о признании МУП “Лужский водоканал“ конкурсным кредитором МУП “Лужское жилищное хозяйство“ приняты позднее вынесения органами местного самоуправления решений о согласовании перечней имущества. Поэтому довод о нарушении прав МУП “Лужский водоканал“, как конкурсного кредитора МУП “Лужское жилищное хозяйство“, является необоснованным.

В судебном заседании представители администрации муниципального образования “Лужское городское поселение“ Алексеева Г.Н. и Карманов В.Р. просят отказать в удовлетворении заявления. Считают, что в случае отмены закона будут нарушены права граждан и будет невозможно осуществлять полномочия, предусмотренные ст. 14 Федерального закона 131-ФЗ.

В заключении участвующий в деле прокурор Бобкова Г.Г. просит удовлетворить заявленные требования. Прокурор считает, что на момент принятия областного закона не учтены требования ст. 94 Федерального закона 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“. В результате, оказалось нарушенным право МУП “Лужский водоканал“ на завершение процедур банкротства и нарушены права предприятия как конкурсного кредитора МУП “Лужское жилищное хозяйство“.

Прокурор также отмечает, что наименования объектов в перечнях, утвержденных органами местного самоуправления не совпадают с наименованиями объектов в перечнях, утвержденных областным законом. Направление письма юридическим комитетом Правительства Ленинградской области в Лужский муниципальный район фактически подтверждает, что если бы о банкротстве МУП “Лужский водоканал“ было бы известно органам государственной власти Ленинградской области, то областной закон не был бы принят.

Судом установлено, что МУП “Лужский водоканал“ владел имуществом на праве хозяйственного ведения. Это обстоятельство не отрицается и собственником имущества - Лужским муниципальным районом. Несоблюдение
требований ст.ст. 8, 131 ГК РФ при рассмотрении настоящего дела не имеет определяющего значения.

При принятии данного областного закона не должны были нарушаться требования гражданского законодательства: Федерального закона 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, Федерального закона N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“.

Изучив материалы дела, заслушав представителя конкурсного управляющего МУП “Лужский водоканал“ Муштакову С.Т., представителя Законодательного собрания Ленинградской области Михайлова М.А., представителей Губернатора Ленинградской области Васильеву Т.В. и Лебедеву Н.И., представителя Совета депутатов Лужского муниципального района Кирилловых О.С, представителя администрации Лужского муниципального района Миронову Ю.А., представителя Совета депутатов Лужского городского поселения Трофимова В.А., представителей администрации Лужского городского поселения Алексееву Г.Н. и Карманова В.Р., а также заключение прокурора Бобковой Г.Г., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Ленинградской области N 119-оз принят Законодательным собранием Ленинградской области 27.06.2007, а не 27.07.2007.

27 июля 2007 года Законодательным собранием Ленинградской области принят областной закон N 119-оз “Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность Муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области“. 9 июля 2007 года областной закон подписан Губернатором Ленинградской области.

Согласно ст. 3 названного областного закона он вступил в силу с момента опубликования. Областной закон опубликован в установленном порядке, в Вестнике Правительства Ленинградской области 15 августа 2007 года.

В части 1 ст. 1 областного закона 119-оз от 9.07.2007г. указано, что он принят в соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003г. N 131-ФЗ и порядке, предусмотренном Федеральным законом N 199-ФЗ от 31.12.2005г.

Пунктом 2 ст. 1 областного закона 119-оз от 9.07.2007г. утвержден согласованный перечень объектов недвижимого имущества, передаваемых от муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области, согласно Приложению 2 к настоящему областному закону.

В ст. 2 областного закона 119-оз от 9.07.2007г. оговорено, что право собственности на имущество, указанное в том числе и в Приложении N 2 к настоящему областному закону, возникает с момента подписания актов приема-передачи передаваемого имущества муниципальным образованием Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области.

Приложение N 2 имеет наименование: Перечень объектов недвижимого имущества, передаваемых от муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области.

В данном перечне под порядковыми номерами с N 636 по N 638, с N 640 по N 664, N 666 перечислены часть объектов недвижимого имущества (здания, сооружения), находящихся на праве хозяйственного ведения у МУП “Лужское жилищное хозяйство“ и передаваемых в собственность Муниципального образования Лужское городское поселение. В Перечне также имеется отметка о том, что свидетельства о регистрации права муниципальной собственности на указанные объекты отсутствует.

В Перечне N 2 под порядковыми номерами с N 837 по N 852 перечислены часть объектов недвижимого имущества (здания, сооружения, коммуникации), находящихся на праве хозяйственного ведения (в фактическом пользовании) у МУП “Лужский водоканал“ и передаваемых в собственность Муниципальному образованию Лужское городское поселение Лужского муниципального района. В Перечне имеется отметка о том, что свидетельства о регистрации права муниципальной собственности на указанные объекты отсутствует.

В пункте “н“ части 1 ст. 72 Конституции РФ оговорено, что установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ.

Статьей 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Общие принципы организации местного самоуправления установлены Федеральным законом 131-ФЗ от 6.10.2003г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Пунктом 10 ст. 85 Федерального закона 131-ФЗ от 6.10.2003г. (в редакции Федерального закона от 28.12.2004г. N 186-ФЗ), действующего как в период принятия решений органами местного самоуправления об утверждении согласованных перечней, так и в период принятия областного закона и на момент рассмотрения настоящего дела, предусмотрено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов РФ, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч. 5 ст. 84 настоящего Федерального закона.

Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований (возникающие в силу правопреемства) определяются передаточным (разделительным) актом. Указанный передаточный акт утверждается законом субъекта РФ.

Пунктом 11 ст. 85 названного Федерального закона предусмотрено проведение перераспределения имущества, в том числе, и между муниципальными образованиями.

22 августа 2004 года принят Федеральный закон 122-ФЗ, в ч. 11 ст. 154 которого на основании ст. 85 Федерального закона 131-ФЗ и в целях обеспечения требований ст. 2 Федерального закона от 4.07.2003г. N 95-ФЗ определен порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Федеральным законом N 199-ФЗ от 31.12.2005г. в ст. 154 Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.2004г. введена часть 11.1, определившая порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с требованиями ст.ст. 50, 85 Федерального закона 131-ФЗ.

Так, частью 11.1 ст. 154 Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.2004г. (в редакции, действующей на момент принятия областного закона, нормы которого оспариваются) предусмотрено, что до 1 января 2009 года разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта РФ.

Законы субъектов РФ о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами принимаются по согласованным предложениям соответствующих органов местного самоуправления.

Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества.

Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является закон субъекта РФ. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта РФ. К правоотношениям, возникающим при разграничении муниципального имущества в соответствии с настоящей частью, нормы ГК РФ и Федерального закона от 21.07.2007г. N 122, определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Конституционного Суда РФ N 2-П, с изменениями которого действовал Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ на момент рассмотрения дела судом, принято 31.01.2008, а не 31.12.2008.

В соответствии с ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона 122-ФЗ (в редакции от 01.12.2007г. с изм. от 31.12.2008г. - действующей на момент рассмотрения дела судом) разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, осуществляется правовыми актами субъектов РФ. Порядок согласования имущества, подлежащего передаче, процедура направления согласованных предложений органами местного самоуправления, перечень необходимых документов для принятия правового акта, устанавливается законом субъекта РФ.

12 декабря 2005 года принят областной закон N 115-оз “О порядке решения вопросов местного значения поселений в переходный период“ (вступил в силу с 26.12.2005г., действует до 1.01.2009г.). Статьей 3 данного областного закона определена процедура подготовки к разграничению муниципального имущества.

14 декабря 2005 года вынесено Распоряжение Правительства Ленинградской области N 445-р “О мерах по реализации на территории Ленинградской области Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в части разграничения имущества между муниципальными образованиями“.

Приказом Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом N 26 от 28.03.2006г. утверждены “Методические рекомендации муниципальным образованиям о подготовке проектов областных законов об утверждении перечня имущества, передаваемого от муниципального образования, владеющего имуществом, в муниципальную собственность муниципального образования, принимающего имущество“.

Судом установлено, что МУП “Лужский водоканал“ создан в результате реорганизации в форме разделения МУП “Лугажилкомхоз“ на основании постановления главы муниципального образования “Лужский район“ N 355 от 29 апреля 2002 г.

25 июля 2002 года в реестр юридических лиц внесена запись о создании МУП “Лужский водоканал“. Согласно акту приема-передачи от 1 июля 2002 года с баланса МУП “Лугажилкомхоз“ на баланс МУП “Лужский водоканал“ переданы основные средства.

Согласно Уставу МУП “Лужский водоканал“, утвержденного распоряжением председателя КУМИ муниципального образования “Лужский район“ N 40 от 30.06.2003г. учредителем данного предприятия является администрация муниципального образования “Лужский район“. 2 сентября 2002 года между КУМИ муниципального образования “Лужский район“ и МУП “Лужский водоканал“ заключен договор N 145 о закреплении за МУП “Лужский водоканал“ на праве хозяйственного ведения имущества, являющегося собственностью муниципального образования “Лужский район“ и переданного по акту от 1 июля 2007 года.

24 сентября 2002 года между КУМИ муниципального образования “Лужский район“ и МУП “Лужское жилищное хозяйство“ заключен договор N 147 о закреплении за МУП “Лужское жилищное хозяйство“ на праве хозяйственного ведения имущества, являющегося собственностью муниципального образования “Лужский район“ и переданного по акту от 1 июля 2002 года.

Согласно свидетельству N 93 в реестр муниципального имущества муниципального образования внесен имущественный комплекс, закрепленный на праве хозяйственного ведения за МУП “Лужский водоканал“ (распоряжение КУМИ N 45 от 27.12.2004г.).

Областным законом N 65-оз от 28.09.2004г. соответствующим статусом наделены муниципальные образования: Лужское городское поселение и Лужский муниципальный район. 22 октября 2004 года областной закон опубликован и вступил в силу с 1 ноября 2004 года.

В ст. 48 Устава Лужского муниципального района, утвержденного 30.11.2005г. (зарегистрирован 28.12.2005г.) указано, что Лужский муниципальный район является правопреемником муниципального образования “Лужский район“.

30 декабря 2005 года главой муниципального образования “Лужский район“ принимается постановление N 1105 “О реорганизации исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления МО “Лужский район“.

Решением Совета депутатов Лужского городского поселения N 23 от 30.11.2005г. утверждается Устав Лужского городского поселения Лужского муниципального района (зарегистрирован 25.12.2005г.).

Решением районного собрания депутатов муниципального образования “Лужский район“ от 14 декабря 2005 года N 144 утвержден перечень муниципального имущества, передаваемого Лужскому муниципальному району, городским и сельским поселениям. К данному решению приложено несколько перечней (без нумерации) объектов, внесенных в реестр муниципальной собственности муниципального образования “Лужский район“, передаваемых в собственность Лужскому муниципальному району, городским и сельским поселениям.

Решением Совета депутатов Лужского городского поселения Лужского муниципального района N 31 от“10.03.2006г. утвержден перечень муниципального имущества, принимаемого в собственность Лужского городского поселения. К данному решению приложено два Перечня (без нумерации) муниципальных объектов, принимаемых в собственность Лужским городским поселением.

Копии же указанных решений и перечней, направленные 23.01.2007г. главой Лужского городского поселения в порядке законодательной инициативы в Законодательное собрание Ленинградской области и представленные в суд представителем названного органа государственной власти по запросу суда, имеют отличия от названных выше документов.

Так, в копии решения районного собрания депутатов муниципального образования “Лужский район“ N 144 от 14.12.2005г. указывается об утверждении перечня имущества, передаваемого именно в собственность (в копии названного решения, представленного представителем Лужского муниципального района слово “собственность“ отсутствует) Лужскому муниципальному району, городским и сельским поселениям.

Наименование прилагаемого Перечня отличается от наименования Перечней, представленных представителем Лужского муниципального района, а именно: представителем Законодательного собрания представлен Перечень объектов недвижимого имущества, передаваемого от муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области.

Представленный Перечень объектов недвижимого имущества имеет единую нумерацию с N 1 по N 860.

К решению Совета депутатов Лужского городского поселения N 31 от 10 марта 2006 года приложен единый пронумерованный Перечень объектов недвижимого имущества, передаваемого от муниципального образования Лужский муниципальный район в муниципальную собственность муниципального образования Лужское городское поселение (с N 1 по N 860). Перечень объектов недвижимого имущества, представленный представителем Совета депутатов Лужского городского поселения, нумерации не имел.

Судом также установлено, что 17 июня 2005 г. к производству арбитражного суда принято заявление МУП “Лужский водоканал“ о признании его должником и введена процедура наблюдения. Определением Арбитражного Суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 декабря 2005 года в отношении МУП “Лужский водоканал“ введено внешнее управление на 18 месяцев. Определением того же арбитражного суда от 5 июля 2007 года продлен срок внешнего управления в отношении МУП “Лужский водоканал“ до 19 декабря 2007 года и принят отчет внешнего управляющего.

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2008 года внешнее управление в отношении МУП “Лужский водоканал“ прекращено, МУП “Лужский водоканал“ признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство на 12 месяцев.

В соответствии с п. 8.2.3 Плана внешнего управления, утвержденного собранием кредиторов МУП “Лужский водоканал“ 16.03.2006г. в порядке замещения активов (ст. 115 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002г.) создано ОАО “Лужский водоканал“.

Из копии письма N 411/016 от 14.03.2006г. направленного главой Лужского муниципального района внешнему управляющему МУП “Лужский водоканал“ следует, что именно главой названного муниципального района высказано предложение о замещение активов должника МУП “Лужский водоканал“ и предложение о внесении в уставный капитал имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП “Лужский водоканал“.

Запись о регистрации юридического лица - ОАО “Лужский водоканал“ внесена в единый государственный реестр 18 декабря 2006 г.

Согласно Уставу ОАО “Лужский водоканал“ учредителем общества является МУП “Лужский водоканал“.

Перечень основных средств, передаваемых МУП “Лужский водоканал“ с 01.01.2008г. в уставный капитал ОАО “Лужский водоканал“ в соответствии с планом внешнего управления МУП “Лужский водоканал“ согласован с главой администрации Лужского муниципального района.

Судом установлено и участниками процесса не оспаривается, что на момент рассмотрения дела МУП “Лужский водоканал“ подана заявка на регистрацию права хозяйственного ведения на имущество согласно ст.ст. 8, 131 ГК РФ.

Фактическую производственную деятельность осуществляет именно ОАО “Лужский водоканал“.

Из материалов дела следует, что 18 декабря 2006 года МУП “Лужский водоканал“ обратился в арбитражный суд с заявлением о признании МУП “Лужское жилищное хозяйство“ банкротом. Определением арбитражного суда от 29.01.2007г. в отношении МУП “Лужское жилищное хозяйство“ введена процедура наблюдения. Определениями Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2007г. и от 7.07.2007г. в реестр требований кредиторов МУП “Лужское жилищное хозяйство“ включены требования МУП “Лужский водоканал“ в размере 7353528,25 руб. и 6882001,18 руб. соответственно.

Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2007г. в отношении МУП “Лужское жилищное хозяйство“ введено внешнее управление на 18 месяцев.

Названные выше судебные постановления Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области вступили в силу, действуют и участвующими лицами не оспорены.

Из представленного в судебное заседание представителем Совета депутатов Лужского муниципального района Ленинградской области письма юридического комитета Правительства Ленинградской области от 29.02.2008 следует, что названным Комитетом было предложено Совету депутатов привести в соответствие с действующим законодательством свои решения, в том числе и решение N 144 от 14.12.2005г.

Согласно ч. 1 ст. 94 Федерального закона 127-ФЗ от 26.10.2002г. с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия органов управления и собственника имущества должника - унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.

Установлено, что при принятии решения от 14 декабря 2005 года об утверждении перечня передаваемого имущества (в том числе и имущества, находящегося в фактическом пользовании МУП “Лужский водоканал“) районное собрание муниципального образования “Лужский район“ действовало как собственник имущества, находящегося в фактическом пользовании и управлении МУП “Лужский водоканал“, в рамках ст. 85 Федерального закона 131-ФЗ от 6.10.2003г.

Препятствий, установленных названной выше нормой Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ для принятия данного решения не имелось, так как внешнее управление в отношении МУП “Лужский водоканал“ было введено позднее, а именно 19 декабря 2005 года.

В то же время на момент принятия областного закона N 119-оз от 9.07.2007г., положения которого оспариваются, ограничения, предусмотренные ст. 94 Федерального закона 127-ФЗ от 26.10.2002г. действовали. Следовательно, на 9 июля 2007 года полномочия собственника имущества, находящегося в фактическом пользовании МУП “Лужский водоканал“, были прекращены. Следовательно какие-либо решения, в том числе и решение собственника N 144 от 14.12.2005г., не могли исполняться.

Таким образом, суд считает, что оспариваемые нормы областного закона в части утверждения перечня объектов недвижимого имущества, передаваемых от собственника муниципального образования “Лужский район“ (а после 1.01.2006г. согласно Федеральному закону 131-ФЗ от 6.10.2003г. - от муниципального образования “Лужский муниципальный район“) в собственность другому муниципальному образованию - Лужское городское поселение, в части передачи имущества, находящегося в фактическом пользовании и управлении МУП “Лужский водоканал“, не соответствуют требованиям ч. 1 ст. 94 Федерального закона 127-ФЗ от 26.10.2002г.

Судом установлено и участниками процесса не оспаривается, что в соответствии с оспариваемыми нормами областного закона 119-оз от 9.07.07 в собственность муниципального образования “Лужское городское поселение“ передаются лишь части имущества (некоторые здания и сооружения, часть коммуникаций), находящегося на праве хозяйственного ведения (в фактическом пользовании и управлении) у МУП “Лужский водоканал“ и в хозяйственном ведении у МУП “Лужское жилищное хозяйство“. Иные части данного имущества (другие здания и сооружения, иные коммуникации) остаются в собственности муниципального образования “Лужский муниципальный район“.

Согласно же положениям ст. 2 Федерального закона N 161-ФЗ от 14.11.2002г. “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ собственником муниципального унитарного предприятия может быть только одно муниципальное образование. Создание же унитарных предприятий на основе объединения имущества находящегося в собственности нескольких муниципальных образований не допускается.

В результате же действия оспариваемых норм областного закона 119-оз от 9.07.2007г. оказывается, что в фактическом пользовании и управлении МУП “Лужский водоканал“ находится имущество, принадлежащее двум муниципальным образованиям: Лужский муниципальный район и Лужское городское поселение.

Аналогичным образом в результате действия оспариваемых норм областного закона у МУП “Лужское жилищное хозяйство“ на праве хозяйственного ведения оказывается имущество, принадлежащее двум муниципальным образованиям: Лужский муниципальный район и Лужское городское поселение.

Поэтому, суд считает, что оспариваемые нормы областного закона не соответствуют ч.ч. 1 и 4 ст. 2 Федерального закона 161-ФЗ от 14.11.2002г. “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“.

Суд также считает, что оспариваемые нормы областного закона 119-оз от 9.07.07 не только противоречат перечисленным выше нормам федерального законодательства, но и непосредственно затрагивают и нарушают права заявителя.

Так, в результате наличия оспариваемых норм областного закона не имеется возможности в передачи и в оформлении такой передачи имущества, находящегося в фактическом пользовании и управлении МУП “Лужский водоканал“ в уставный капитал ОАО “Лужский водоканал“ в соответствии с планом внешнего управления. Следовательно, МУП “Лужский водоканал“ лишен возможности завершить процесс банкротства своего предприятия и лишен возможности произвести выплаты по своим долгам согласно реестру кредиторов.

Таким же образом, наличие оспариваемых норм областного закона нарушает права МУП “Лужский водоканал“ как кредитора МУП “Лужское жилищное хозяйство“ на получение соответствующих денежных средств с должника, поскольку часть имущества, находящееся у МУП “Лужское жилищное хозяйство“ на праве хозяйственного ведения, подлежит передаче в собственность иному муниципальному образованию - Лужскому городскому поселению.

Довод представителя заявителя о том, что изъятие имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения у муниципального унитарного предприятия возможно лишь с согласия данного предприятия, в данном случае, правового значения не имеет. Областной закон 119-оз от 09.07.07 не предполагает изъятие имущества у МУП “Лужский водоканал“ или у МУП “Лужское жилищное хозяйство“.

Утверждение представителя заявителя о том, что разграничение муниципального имущества между муниципальными образованиями должно производиться только с согласия соответствующего унитарного предприятия, у которого на праве хозяйственного ведения находится данное имущество, не соответствует требованиям ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.2004г.

Возражения части представителей заинтересованных лиц о том, что к спорным правоотношениям положения гражданского законодательства не применимы, являются необоснованными.

Непосредственно в ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.2004г. предусмотрены только ограничения, связанные с применением положений ГК РФ и Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ в части определения момента возникновения права собственности.

Довод о том, что оспариваемые нормы областного закона 119-оз от 9.07.07 не затрагивают и не нарушают права МУП “Лужский водоканал“, так как предприятие не зарегистрировало право хозяйственного ведения согласно ст.ст. 8, 131 ГК РФ, в данном случае, определяющего значения для рассмотрения дела не имеет.

Судом установлено, что фактически имущество было передано МУП “Лужский водоканал“ в хозяйственное ведение, находилось у него в пользовании и управлении. Указанное имущество необходимо и подлежит использованию для завершения процедуры банкротства МУП “Лужский водоканал“ и для оплаты долгов согласно реестра кредиторов.

Иные возражение части представителей заинтересованных лиц сводятся к неверному толкованию норм федерального законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Муниципального унитарного предприятия “Лужский водоканал“ удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия областного закона N 119-оз от 09.07.2007г. пункт 2 статьи 1 областного закона N 119-оз от 09.07.2007г. “Об утверждении перечней имущества, передаваемого от Муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность Муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области“ в части утверждения перечня объектов недвижимого имущества, передаваемого от Муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность Муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области под порядковыми номерами: с N 636 по N 638; с N 640 по N 664; N 666; с N 837 по N 852, указанных в Приложении N 2 к названному закону.

Признать недействующим с момента принятия названного областного закона Приложение N 2 к областному закону N 119-оз от 09.07.2007г. “Об утверждении перечней имущества, передаваемого от Муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность Муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области“ в части объектов недвижимого имущества, передаваемого от Муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность Муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области под порядковыми номерами: с N 636 по N 638; с N 640 по N 664; N 666; с N 837 по N 852.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.