Решения и определения судов

Решение Тверского областного суда от 18.04.2008 по делу N 3-63/2008 По заявлению Заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим подпункта 3 части 2 пункта 2.2 Положения об условиях предоставления государственных гарантий Тверской области, порядке их оформления и учета, утвержденного Постановлением Губернатора Тверской области от 13.07.2001 N 279.

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 апреля 2008 г. по делу N 3-63/2008

В окончательной форме решение суда принято 23 апреля 2008 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Кубаревой Т.В.

при секретаре Коваленко С.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

с участием прокурора Павлова Д.С.,

гражданское дело по заявлению Заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим подпункта 3 части 2 пункта 2.2 Положения об условиях предоставления государственных гарантий Тверской области, порядке их оформления и учета, утвержденного Постановлением Губернатора Тверской области от 13.07.2001 года N 279.

Судебная коллегия

установила:

Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора в порядке статьи 251 ГПК РФ обратился в
Тверской областной суд с заявлением о признании недействующим подпункта 3 части 2 пункта 2.2 Положения об условиях предоставления государственных гарантий Тверской области, порядке их оформления и учета, утвержденного Постановлением Губернатора Тверской области от 13.07.2001 года N 279.

В обоснование заявленных требований указано, что Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в рамках надзора за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации проведена проверка Положения об условиях предоставления государственных гарантий Тверской области, порядке их оформления и учета, утвержденного Постановлением Губернатора Тверской области от 13.07.2001 года N 279.

Нормативный правовой акт опубликован в газете “Тверские ведомости“ N 60 за 27 июля - 2 августа 2001 г.

По мнению прокурора, подпункт 3 части 2 пункта 2.2 Положения не соответствуют федеральному законодательству по следующим основаниям.

В соответствии с п. “д“ ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования; охраны окружающей среды; особо охраняемых природных территорий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В связи с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ“ ст. 12 Федерального закона “Об экологической экспертизе“ и ст. 14 Федерального закона “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений“ изложены в новой редакции, согласно которой проекты инвестиционных программ субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления исключены из объектов, подлежащих государственной
экологической экспертизе регионального уровня.

Однако, подпункт 3 части 2 пункта 2.2 Положения не приведен в соответствие указанным изменениям федерального законодательства и по-прежнему предусматривает, что лицо претендующее на получение государственных гарантий Тверской области под инвестиционный проект направляет в комитет экономики администрации Тверской области, в том числе, заключение государственной экологической экспертизы.

Письмом от 03.12.2007 года N 687857-01 Администрация Тверской области признала обоснованными соответствующие доводы протеста прокурора и сообщила о намерении привести Постановление Губернатора Тверской области от 13.07.2001 года N 279 в соответствие с федеральным законодательством в срок до 01.02.2008 года. Однако, до настоящего времени необходимые изменения в оспариваемые Постановления не внесены.

В связи с изложенным со ссылкой на статью 22, пункт 3 статьи 35 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“, статьи 45, 245, 251 ГПК РФ прокурором заявлено требование о признании недействующим подпункта 3 части 2 пункта 2.2 Положения об условиях предоставления государственных гарантий Тверской области, порядке их оформления и учета, утвержденного Постановлением Губернатора Тверской области от 13.07.2001 года N 279.

В судебном заседании представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Павлов Д.С. заявленные требования поддержал по приведенным выше основаниям.

Представитель Администрации Тверской области по доверенности Степанова И.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав объяснения заявителя, изучив материалы дела, судебная коллегия находит требования заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, а также прокурор в пределах своей компетенции, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми
актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта противоречащим закону.

При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.

Судом установлено, что Постановлением Губернатора Тверской области 13 июля 2001 года N 279 утверждено Положение об условиях предоставления государственных гарантий Тверской области, порядке их оформления и учета.

Из материалов дела следует, что указанное Положение официально опубликовано в газете “Тверские ведомости“ N 60 от 27 июля - 2 августа 2001 г., вступило в силу, его редакция по состоянию на день рассмотрения дела судом не изменялась.

Таким образом, оспариваемое прокурором Положение является действующим нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, законность которого может быть предметом судебного рассмотрения.

В соответствии с п. “д“ ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При этом согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом N 232-ФЗ от 18 декабря 2006 года “О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ“, предусмотрена новая редакция статьи 12 Федерального закона N 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года “Об экологической экспертизе“, и статьи 14 Федерального закона N 39-ФЗ от 25 февраля
1999 года “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений“.

Согласно новой редакции указанных законов проекты инвестиционных программ субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления исключены из объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе регионального уровня.

Как видно из подпункта 3 части 2 пункта 2.2 Положения об условиях предоставления государственных гарантий Тверской области, порядке их оформления и учета, утвержденного Постановлением Губернатора Тверской области от 13 июля 2001 года N 279, предусматривается, что лицо, претендующее на получение государственных гарантий Тверской области под инвестиционный проект, направляет в комитет экономики администрации Тверской области, наряду с иными документами заключение государственной экологической экспертизы.

Изменений в Положение об условиях предоставления государственных гарантий Тверской области, порядке их оформления и учета, на день рассмотрения дела не внесено.

Таким образом, доводы прокурора о том, что оспариваемый нормативный акт Тверской области не приведен в соответствие с указанными Федеральными законами, обоснованы.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым признать подпункт 3 части 2 пункта 2.2 Положения об условиях предоставления государственных гарантий Тверской области, порядке их оформления и учета, утвержденного Постановлением Губернатора Тверской области от 13.07.2001 года N 279 недействующим и не подлежащим применению.

Судебная коллегия считает возможным признать оспариваемый нормативный акт в указанной части недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку несоответствие федеральному законодательству возникло в связи с внесениями изменений в Федеральные законы.

Руководствуясь статьями 194, 196 - 199, 253 ГПК РФ, судебная коллегия

решила:

заявление Заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим подпункта 3 части 2 пункта 2.2 Положения об условиях предоставления государственных гарантий Тверской области, порядке их оформления и
учета, утвержденного Постановлением Губернатора Тверской области от 13.07.2001 года N 279, удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения в законную силу подпункт 3 части 2 пункта 2.2 Положения об условиях предоставления государственных гарантий Тверской области, порядке их оформления и учета, утвержденного Постановлением Губернатора Тверской области от 13.07.2001 года N 279.

На решение может быть принесена кассационная жалоба или кассационное представление в течение десяти дней в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд с исчислением указанного срока со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

Т.В.КУБАРЕВА