Решения и определения судов

Решение Нижегородского областного суда от 10.04.2008 по делу N 3-90/08 О признании недействующей статьи 1 Закона Нижегородской области от 24.11.2004 N 131-З “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 апреля 2008 г. по делу N 3-90/08

10 апреля 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

В составе председательствующего судьи Самарцевой В.В.

При секретаре судебного заседания Чубшевой Е.М.

При участии замначальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королевой Г.А.

Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

По заявлению Ц. о признании положений статьи 1 Закона Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“, недействующей и противоречащей действующему федеральному законодательству в части слов “имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами“,

установила:

Ц. обратился в Нижегородский областной суд с заявлением, в котором просил признать недействующей противоречащей действующему федеральному законодательству положений
статьи 1 Закона Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“, в части слов “имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами“.

В обоснование заявления Ц. указал, что он проживал на спецпоселении совместно с отцом Ц.П.В., который в 1947 году был выселен из Волынской области в административном порядке на основании приказа МГБ СССР от 21.08.1947 года, как член семьи участника ОУН, и состоял на учете спецпоселения в Кемеровской области по 01 марта 1960 года.

26.01.2007 года на основании ст. 1.1 Закона РФ от 18.10.1991 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ Ц. был реабилитирован, о чем ему выдана справка о реабилитации N 29 от 26.01.2007 года Главным управлением внутренних дел по Кемеровской области.

В ноябре 2007 года Ц. обратился в Территориальный орган департамента социальной защиты населения и занятости Нижегородской области в г. Дзержинске, где он проживает, за предоставлением ему льгот как реабилитированному. Однако, в удовлетворении его обращения, ему было отказано в устной форме, ссылаясь на Закон Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“, а именно на положения ст. 1 этого Закона, которой предусмотрено, что установленные льготы предоставляются на территории Нижегородской области только реабилитированным гражданам, которые являются инвалидами или пенсионерами. Ц., 1953 года рождения, и не является пенсионером и инвалидом.

Ц., считает, что положения статьи 1 Закона Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“, в части слов “имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами“ не соответствуют действующему федеральному законодательству, а именно ст. 1.1 Закона РФ от 18.10.1999 года N
1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ и ст. 16 этого же Закона РФ в редакции ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. Это обстоятельство препятствует заявителю обратиться в соответствующий орган социальной защиты за получением льгот, установленных для реабилитированных граждан.

В судебном заседании Ц. просил удовлетворить его заявление и признать недействующей и противоречащей действующему федеральному законодательству положения статьи 1 Закона Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“, в части слов “имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами“.

Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области по доверенности Илларионова Т.П. с доводами заявителя не согласилась и просила отказать в удовлетворении заявления по следующим мотивам.

Статья 1 Закона Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“, в части слов “имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами“ на момент его принятия не противоречила статье 16 Закона РФ от 18.10.1999 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“, поскольку льготы, перечисленные в этой статье как раз и относились именно к реабилитированным гражданам-инвалидам и пенсионерам.

Кроме того, удовлетворение заявления Ц. повлечет увеличение расходов областного бюджета на предоставление мер социальной поддержки гражданам, признанным реабилитированными и признанным жертвами политических репрессий.

Также, по мнению представителя Законодательного Собрания Нижегородской области, положения статьи 1 Закона Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“ не противоречат положениям ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004
N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ поскольку не устанавливают иных социальных льгот и мер материальной поддержки для реабилитированных лиц, не уменьшают объем финансирования указанной категории граждан.

Представитель Правительства Нижегородской области по доверенности Горячкина Т.А., в судебном заседании поддержала доводы возражений Законодательного Собрания Нижегородской области. Кроме этого, в своих возражениях она добавила, что Законом Нижегородской области от 10 октября 2003 года N 94-З “Об оказании юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Нижегородской области бесплатно“ предусмотрено оказание бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации“.

Представитель Территориального органа департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области г. Дзержинска по доверенности Мысягина Н.А., также не согласилась с заявлением Ц. и поддержала доводы возражений представителей Законодательного Собрания Нижегородской области и Правительства Нижегородской области.

Заместитель начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королева Г.А. в заключении, высказанном судебном заседании, доводы заявления Ц. поддержала в части противоречия статьи 1 Закона Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“ положениям ст. 1.1 Закона РФ от 18.10.1999 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“. Однако, не согласилась с доводами заявления Ц. в части указания им на противоречия ст. 16 этого же Закона РФ в редакции ст. 153
Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы заявления Ц., заслушав его объяснения, обсудив доводы возражений представителя Законодательного Собрания Нижегородской области по доверенности Илларионовой Т.П., представителя Правительства Нижегородской области по доверенности Горячкиной Т.А., представителя Территориального органа департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области г. Дзержинска по доверенности Мысягиной Н.А., заслушав заключение зам. начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королевой Г.А., поддержавшей заявление Ц. и полагавшей удовлетворить его, судебная коллегия находит заявление Ц. подлежащим удовлетворению по следующим мотивам и основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на судебную защиту.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ, граждане, вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, если считают, что этим нормативным актом нарушены их права.

В соответствии со ст. 26 ГПК РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Закон Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“, положения статьи 1, которого оспариваются, является нормативным правовым актом представительного органа государственной власти Нижегородской области, который издан компетентным органом, в соответствии с установленным порядком и опубликован в периодическом печатном издании Нижегородской области - в
газете “Нижегородские новости“ приложении “Правовая среда“.

Таким образом, судебная коллегия Нижегородского областного суда вправе рассмотреть заявление гражданина Ц. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений статьи 1 указанного Закона области в части слов “имеющими инвалидность или являющимися пенсионерами“.

В соответствии со ст. 1.1 Закона РФ от 18.10.1999 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“, подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Согласно приведенной норме федерального закона заявитель Ц. является лицом подвергшимся политическим репрессиям, как ребенок, находившийся вместе с отцом Ц.П.В., который в 1947 году был выселен из Волынской области в административном порядке на основании приказа МГБ СССР от 21.08.1947 года, как член семьи участника ОУН, и состоял на учете спецпоселения в Кемеровской области по 01 марта 1960 года.

26.01.2007 года на основании ст. 1.1 Закона РФ от 18.10.1991 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ Ц. был реабилитирован и ему была выдана справка о реабилитации N 29 от 26.01.2007 года Главным управлением внутренних дел по Кемеровской области.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с положениями ст. 1.1 и ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ Ц. вправе рассчитывать на обеспечение мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации.

Законодательным Собранием Нижегородской области, являющимся представительным органом государственной власти области, принят Закон Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“.

Статья 1 Закона Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“ гласит, что меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, распространяются на граждан, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Нижегородской области из числа: 1) лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных (далее реабилитированные лица); 2) лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

Сопоставив положения ст. 1.1, ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ с положениями ст. 1 Закона Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“ судебная коллегия приходит к выводу о том, что положения ст. 1 Закона области уменьшили круг граждан, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, обладающих правом на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законом. В статье 1 Закона области указано, что только граждане, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами имеют право получать меры социальной поддержки на территории Нижегородской области. Тем самым положения части 1 Закона области фактически сужают круг субъектов, имеющих право на меры социальной поддержки согласно Закону РФ от 18.10.1991 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ и Закон области в этой части выходит за пределы предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий.

Так в соответствии с подпунктом “ж“ части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г., вступившей в силу с 10.11.2005 года, согласно ст. 155 этого Закона), реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечении мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Подпунктом 24 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ действующей с 01.01.2005 года (в связи с вступлением в силу с этой даты федеральных законов от 29.07.2004 г. N 95-ФЗ и от 20.08.2004 г. N 120-ФЗ о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс
РФ - статья 2 Федерального закона от 04.07.2003 года N 95-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки жертв политических репрессий отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом доводы возражений представителей Законодательно Собрания Нижегородской области, Правительства Нижегородской области и представителя Территориального органа департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области г. Дзержинска являются неубедительными и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

С доводами возражений Законодательного Собрания Нижегородской области о том, что Закон области не противоречит положениям ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122 “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

При этом Законодательное Собрание Нижегородской области ссылается на перечень льгот и компенсаций, изложенных в статье 16 Закона РФ от 18.10.1991 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ по состоянию на 01.01.2005 года.

В соответствии со ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122, вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных
видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Между тем в заявлении Ц. не ставит вопрос о предоставлении ему конкретных мер социальной поддержки в соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ по состоянию на 01.01.2005 года. Если бы такие требования содержались в заявлении Ц., то имел бы место спор о праве и данное гражданское дело стало бы неподсудным областному суду.

В заявлении Ц. ставит вопрос о том, что в силу ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122, не могут быть ухудшены условия предоставления льгот и выплат, то есть не может быть сужен круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с положениями ст. 1.1 Закона РФ от 18.10.1991 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Обоснованность этого довода заявителя подтверждается, прежде всего, Преамбулой Закона РФ от 18.10.1991 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Согласно положениям Преамбулы Закона РФ от 18.10.1991 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“, целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечения посильной в настоящее время компенсации морального ущерба.

Таким образом, сопоставляя положения Преамбулы, ст. 1.1 Закона РФ от 18.10.1991 года N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“, положения ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122 с положениями статьи 1 Закона Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“, судебная коллегия приходит к выводу о том, что положения ст. 1 Закона области в части слов “имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами“ противоречат положениям выше названных федеральных законов.

Доводы представителя Законодательного Собрания Нижегородской области Илларионовой Т.П. о том, что заявитель Ц. не обращался с заявлением к депутатам и в комитеты Законодательного Собрания Нижегородской области и поэтому рассмотрение его заявления судом преждевременно, судебная коллегия не может признать убедительными и обоснованными, поскольку в соответствии с разъяснениями пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“, “что главой 24 ГПК РФ не предусмотрен досудебный порядок рассмотрения заявления о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, судья не вправе возвращать заявлении лицу в связи с тем, что заявитель предварительно не обращался в орган или к должностному лицу, издавшему этот акт, по вопросу его отмены или изменения.

Доводы Правительства Нижегородской области о том, что Законом Нижегородской области от 10 октября 2003 года N 94-З “Об оказании юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Нижегородской области бесплатно“ предусмотрено оказание бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации“ не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку указанный Правительством Нижегородской области Закон области имеет иной предмет регулирования и федеральным законодательством не предусмотрено заменять одни льготы федерального уровня на другие льготы регионального уровня.

При рассмотрении данного дела по заявлению Ц. судебная коллегия также учитывала сложившуюся судебную практику и принимала во внимание определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06 декабря 2006 г. N 81-Г06-16.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что положения статьи 1 Закона Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“ в части слов “имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами“ следует признать противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению с момента вступления в законную силу настоящего решения. Определяя время, с которого положения статьи 1 Закона Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“ в части слов “имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами“ следует признать недействующими, судебная коллегия принимает во внимание разъяснения пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“. Согласно указанному пункту Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Статья 1 Закона Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“ применялась на территории Нижегородской области и в соответствии с этой статьей были реализованы права граждан, поэтому судебная коллегия приходит к выводу о том, что целесообразно и правильно признать положения статьи 1 Закона Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“ в части слов “имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами“ с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ, судебная коллегия,

решила:

заявление Ц. о признании положений ст. 1 Закона Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“ в части слов “имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами“ противоречащими федеральному законодательству и недействующими удовлетворить.

Признать положения статьи 1 Закона Нижегородской области N 131-З от 24.11.2004 года “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“ в части слов “имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами“ противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Обязать Законодательное Собрание Нижегородской области опубликовать сообщение о настоящем решении в областной газете “Нижегородские новости“ (приложение “Правовая среда“) после вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Председательствующий

В.В.САМАРЦЕВА