Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23.04.2008 по делу N А19-5196/07-59-6 Исковые требования о взыскании убытков в виде недополученных доходов в результате предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг за счет казны РФ удовлетворены, поскольку обязанность по оплате компенсации предоставляемых медицинским работникам, проживающим в сельской местности, льгот возложена на Российскую Федерацию.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 апреля 2008 г. по делу N А19-5196/07-59-6

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2008 г. Решение в полном объеме изготовлено 23 апреля 2008 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Коломиновой Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Коломиновой Н.Ю.,

рассмотрев дело по иску МУП “Михайловское ЖКХ“

к Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, муниципальному образованию Черемховского района в лице Финансового управления в Черемховском районе

3-е лицо: МУЗ “Михайловская центральная районная больница“

о взыскании 295 658 руб. 59 коп.

при участии:

от истца: Протасова Н.А. - пред. дов. от 28.01.2008 г. N
08/05-2М;

от ответчиков: (от Российской Федерации в лице Минфина РФ) - Григорчук Н.В. - пред. дов. от 27.12.2007 г. N 13-15.1/5; (от муниципального образования Черемховского района в лице Финансового управления в Черемховском районе) - Штыренко И.В. - пред. дов. от 10.10.2007 г.; (от Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области) - не явились;

3-его лица: не явились;

установил:

муниципальное унитарное предприятие “Михайловское жилищно-коммунальное хозяйство“ (далее МУП “Михайловское ЖКХ“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковыми требованиями о взыскании с Иркутской области в лице Главного финансового управления Администрации Иркутской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, муниципального образования Черемховского района в лице Финансового управления в Черемховском районе убытков в размере 295 658 руб. 59 коп., понесенных в результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставленных гражданам, проживающим и работающим в сельской местности и имеющим право на льготу в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г., Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30.08.2007 исковые требования удовлетворены частично.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2007 решение суда первой инстанции от 30.08.2007 изменено в части. В остальной части иска отказано.

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.02.2008 N А19-5196/07-Ф02-124/08 судебные акты по делу отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации заявленные требования оспорила, полагает что истцом
не доказан размер предъявленных к возмещению расходов.

В ходе рассмотрения дела уточнено наименование одного из ответчиков - Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области. Данный ответчик требования истца оспорил, указал, что истцом не доказан состав гражданского правонарушения.

Муниципальное образование Черемховского района в лице Финансового управления в Черемховском районе представило отзыв, в котором пояснило что финансирование на предоставление льгот медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности за счет средств бюджета Черемховского районного муниципального образования в 2005 г. не производилось, финансовая помощь из бюджетов Иркутской области и Российской Федерации в виде субсидий и субвенций на предоставление льгот не предоставлялась.

Рассмотрев исковое заявление, исследовав имеющиеся материалы дела и выслушав представителей сторон, арбитражный суд считает требования МУП “Михайловское ЖКХ“ подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из искового заявления и приобщенных истцом документов, МУП “Михайловское ЖКХ“ в 2005 г. предоставило медработникам муниципального учреждения здравоохранения “Михайловская центральная районная больница“ (далее МУЗ “Михайловская центральная районная больница“) проживающим и работающим в сельской местности льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг согласно Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г., Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“.

Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот были не возмещены в полном объеме, в связи с чем сумма выпадающих доходов МУП “Михайловское ЖКХ“ составила 295 658 руб. 59 коп., за взысканием которой последнее обратилось в судебном порядке.

В подтверждение понесенных расходов и их размеров истец
представил акты сверок взаиморасчетов, счета-фактуры, списки льготников из которых усматривается персональный состав лиц получивших льготы.

Сам факт предоставления льгот медицинским работникам в заявленный период ни одним из ответчиков не оспаривается.

Потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме (статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан, в том числе путем установления льгот Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. действующие в рассматриваемый судом период.

Так, согласно статье 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. (в редакции, действовавшей до вступления в действие Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76 Конституции РФ).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы (статья 15 Конституции РФ).

Постановлением всероссийского центрального исполнительного комитета и совета
народных комиссаров РСФСР от 10.06.1930 г. “О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках“ предусмотрен порядок реализации льгот данной категории граждан за счет средств местного бюджета. Статьей 5 Федерального закона от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ указанное выше Постановление всероссийского центрального исполнительного комитета и совета народных комиссаров РСФСР от 10.06.1930 г. “О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках“ признано утратившим силу.

Статьей 2 названного Закона установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 2 статьи 8 Закона РСФСР от 21.12.1990 N 438-1 “О социальном развитии села“, частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - их органами государственной власти, муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в
той же местности медицинских работников.

Таким образом, полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 г. мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления, которые как следует из преамбулы Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающих замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.

Поскольку, истец является муниципальным учреждением здравоохранения, по мнению, Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области и Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации возмещение расходов по предоставлению льгот должно быть возложено на Черемховское муниципальное образование.

Вместе с тем, как усматривается из положений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить
меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 г. N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Учитывая изложенное, в том числе указанное Постановление Пленума ВАС РФ суд приходит к выводу, что истец правомерно обратился за компенсацией понесенных им затрат в 2005 г. по Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. к Российской Федерации.

В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Как следует из пояснений представителей Иркутской области и Российской Федерации в 2005
г. из федерального бюджета и бюджета Иркутской области субсидии на компенсацию расходов понесенных от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности МУП “Михайловское ЖКХ“ не представлялись.

Черемховское муниципальное образование также указало, что финансирование медицинских работников в 2005 г. за счет средств Черемховского муниципального образования не производилось.

При этом суд не принимает в качестве доказательства оплаты представленные в материалы дела платежные поручения: от 18.01.2005 г. на сумму 7 672 руб. 10 коп.; от 31.01.2005 г. на сумму 12 365 руб. 78 коп.; от 24.03.2005 г. на сумму 6 717 руб. 89 коп; от 11.04.2005 г. на сумму 41 руб. 96 коп.; от 27.04.2005 г. на сумму 205 660 руб.; от 30.05.2005 г. на сумму 6 189 руб.; от 14.07.2005 г. на сумму 49 744 руб. 42 коп.; от 18.08.2005 г. на сумму 3 000 руб.; от 05.08.2005 г. на сумму 12 руб. 56 коп.; от 08.08.2005 г. на сумму 31 153 руб. 35 коп.; от 12.09.2005 г. на сумму 33 000 руб.; от 15.11.2005 г. на сумму 84 111 руб. 86 коп.; от 08.11.2005 г. на сумму 38 279 руб. 53 коп., так как в них в качестве назначения платежа указаны иные обязательственные отношения, которые не являются предметом настоящего дела.

Зачет названных платежей в счет долга по компенсации льгот медицинским работникам, проживающим в сельской местности по настоящему делу невозможен, поскольку МУП “Михайловское ЖКХ“ признано несостоятельным (банкротом), а в силу статей 63, 142 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования не
допускается.

Таким образом, в 2005 г. ни в федеральном, ни в областном, ни в местном бюджетах не была заложена необходимая для выплаты компенсации расходов сумма.

В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что обязанность по оплате компенсаций предоставляемых медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности льгот возложена на Российскую Федерацию.

Между тем Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации свои обязательства не исполнила, компенсацию понесенных МУП “Михайловское ЖКХ“ в 2005 г. расходов не представила, в связи с чем суд приходит к выводу о правомерности требований истца и удовлетворяет их за счет средств федерального бюджета.

В силу статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются субъектами гражданского права. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, области, а также городские муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления.

При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну, в силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“.

Учитывая изложенное, в связи с отсутствием компенсации затрат,
понесенных истцом по реализации предоставления законно установленных льгот, суд, взыскивает с Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ за счет казны Российской Федерации 295 658 руб. 59 коп.

В удовлетворении требований к Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области, муниципальному образованию Черемховского района в лице Финансового управления в Черемховском районе суд считает необходимым отказать.

Расходы по оплате государственной пошлины, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы, в сумме 8 413 руб. 17 коп. взыскиваются в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в доход Федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия “Михайловское жилищно-коммунальное хозяйство“ убытки в размере 295 658 руб. 59 коп.

В удовлетворении заявленных требований к Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области, муниципальному образованию Черемховского района в лице Финансового управления в Черемховском районе отказать.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в доход Федерального бюджета государственную пошлину в сумме 8 413 руб. 17 коп.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Ю.КОЛОМИНОВА