Решения и постановления судов

Решение Красноярского краевого суда от 07.04.2008 N 3-47/2008 О признании недействующим и не подлежащим применению абзаца 4 пункта 3.1.1 краевой целевой программы “Обеспечение жильем молодых семей“ на 2006 - 2008 годы“, утвержденной Законом Красноярского края от 25.04.2006 года N 18-4702.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 апреля 2008 г. по делу N 3-47/2008

Красноярский краевой суд в составе:

Председательствующего Зинченко И.Н.,

при секретаре Ускове Д.А.

С участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Назаркина В.П., представителя Законодательного Собрания Красноярского края - Стрикис О.А., представителя Губернатора Красноярского края - Смирновой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Красноярского края о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению, с момента вступления решения суда в законную силу, абзаца 4 пункта 3.1.1 краевой целевой программы “Обеспечение жильем молодых семей“ на 2006 - 2008 годы“, утвержденной Законом Красноярского края от 25.04.2006 года N 18-4702,

установил:

прокурор Красноярского края обратился
в краевой суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению, с момента вступления решения суда в законную силу, абзаца 4 пункта 3.1.1 краевой целевой программы “Обеспечение жильем молодых семей“ на 2006 - 2008 годы“, утвержденной Законом Красноярского края от 25 апреля 2006 года N 18-4702 (далее - Краевой целевой программы), мотивируя заявленные требования тем, что указанным абзацем, закреплено, что участником Краевой целевой программы может являться гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Красноярского края не менее 3 лет.

Указанное положение, по мнению прокурора, противоречит Постановлениям Правительства Российской Федерации N 675 от 17.09.2001 года, N 285 от 13.05.2006 года, Постановлению Правительства Российской Федерации N 865 от 31.12.2005 года “О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы“, поскольку в указанных Постановлениях такого ограничения не установлено и, как следствие, статье 23 Федерального Конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации“, в силу которой, постановления Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Красноярского края - Назаркин В.П., требования прокурора Красноярского края поддержал по указанным в заявлении основаниям.

Представитель Законодательного Собрания Красноярского края - Стрикис О.А., заявленные требования не признала, указав, что основания для признания противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 4 пункта 3.1.1 краевой целевой программы “Обеспечение жильем молодых семей“ на 2006 - 2008 годы“, утвержденной Законом Красноярского края от 25 апреля 2006 года N 18-4702, отсутствуют, поскольку положения оспоренного абзаца пункта 3.1.1 Закона Красноярского края N 18-4702 федеральному законодательству не противоречат.

Представитель Губернатора Красноярского края - Смирнова
И.А., требования прокурора Красноярского края не признала по тем же основаниям.

Выслушав пояснения прокурора отдела прокуратуры Красноярского края - Назаркина В.П., представителя Законодательного Собрания Красноярского края - Стрикис О.А., представителя Губернатора Красноярского края - Смирновой И.А., исследовав представленные сторонами доказательства, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Как следует из части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

На основании части 3 статья 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно пунктам “ж“ и “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с паспортом краевой целевой программы “Обеспечение жильем молодых семей“ на 2006 - 2008 годы“ (далее - Краевой целевой программы), утвержденной Законом Красноярского края от 25 апреля 2006 года N 18-4702 и надлежащим образом опубликованной, основанием для разработки последней послужило Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 “О федеральной целевой программе “Жилище“ на 2002 - 2010 годы“.

Целью Краевой целевой программы является государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, направленная на оказание помощи в приобретении или строительстве жилья.

Несмотря на указание в паспорте Краевой целевой программы в качестве источника финансирования средств
краевого бюджета, данная программа осуществляется на условиях софинансирования со средствами, выделяемыми из федерального бюджета, в бюджеты субъектов Российской Федерации, порядок которого закреплен в разделе 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 285 от 13.05.2006 года.

В соответствии с пунктом 3.1.1 Краевой целевой программы участником настоящей целевой программы может являться гражданин Российской Федерации:

возраст которого и членов его семьи не превышает 35 лет;

заключивший брак в установленном законом порядке или воспитывающий своего (усыновленного) ребенка (детей) без регистрации брака;

постоянно проживающий на территории Красноярского края не менее 3 лет;

принятый на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года либо принятый органами местного самоуправления по месту жительства на учет с членами своей семьи в качестве нуждающегося в жилом помещении после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года N 675 (в редакции от 30.12.2006 года) “О федеральной целевой программе “Жилище“ на 2002 - 2010 годы“ утверждена подпрограмма “Обеспечение жильем молодых семей“, которая с целью государственной поддержки решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, определяет участника подпрограммы - молодую семью, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполную семью, состоящую из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей и нуждающуюся в улучшении жилищных условий; для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в
улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.

Такое же определение участника подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей“ содержат Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 N 865 “О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы“, от 13.05.2006 N 285 “Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы“.

При таких обстоятельствах, федеральное законодательство не предусматривает в качестве условия допуска к участию в программе по обеспечению жильем молодых семей постоянное проживание граждан на территории субъекта Российской Федерации в течение какого-либо срока, следовательно, молодые семьи, изъявившие принять участие в Краевой целевой программе для получения субсидий, выделяемых органом исполнительной власти Красноярского края на условиях софинансирования с федеральным бюджетом, ограничены в условиях получения компенсаций (субсидий) на строительство или покупку жилья по сравнению с федеральным законодательством, регулирующим данные правоотношения.

Таким образом, установленное абзацем 4 Краевой целевой программы ограничение для лица, желающего стать участником программы, противоречит статье 1 Федерального закона “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“ от 25.06.1993 года N 5242-1, в той мере, в которой ограничивает право участника Краевой целевой программы на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания.

Поскольку из пояснений представителя Законодательного Собрания Красноярского края следует, что подтверждением постоянного проживания на территории Красноярского
края не менее трех лет для участия в Краевой целевой программе должна служить регистрация гражданина, положения абзаца 4 пункта 3.1.1 Краевой целевой программы следует признать также противоречащими части 2 статьи 3 указанного Федерального закона.

Суд также считает возможным согласиться с мнением прокурора о том, что положения абзаца 4 пункта 3.1.1 Краевой целевой программы следует признать также противоречащими статье 23 Федерального Конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации“, в силу которой, постановления Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Доводы представителя Законодательного Собрания Красноярского края о том, что оспариваемый абзац 4 пункта 3.1.1 Краевой целевой программы реализует требование Постановления Правительства РФ N 285 от 13.05.2006 года о первоочередном включении в списки участников целевой программы молодых семей, поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года нельзя признать состоятельными, так как указанным абзацем регулируются не критерии очередности участия в целевой программе, а право на участие в ней вообще.

Также суд не может согласиться и с доводами заинтересованных лиц о том, что Краевая целевая программа предполагает дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий жителей Красноярского края, так как осуществляется за счет средств бюджета Красноярского края, поскольку в судебном заседании установлено, что предоставление субсидий молодым семьям по Краевой целевой программе осуществляется на условиях софинансирования с федеральным бюджетом, путем зачисления средств из федерального бюджета, выделенных на эти цели, в бюджет Красноярского края.

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую
силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая, что оспариваемый абзац пункта 3.1.1 Краевой целевой программы неоднократно применялся с момента ее принятия, так как являлся условием участия в Краевой целевой программе, суд считает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

Сообщение об этом суд считает необходимым разместить в том же печатном органе, где и была произведена официальная публикация Краевой целевой программы; в газете “Краевой вестник“ - приложении к газете “Вечерний Красноярск“

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать абзац 4 пункта 3.1.1 краевой целевой программы “Обеспечение жильем молодых семей“ на 2006 - 2008 годы“, утвержденной Законом Красноярского края от 25 апреля 2006 года N 18-4702, противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению, с момента вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятом решении опубликовать в газете “Краевой вестник“ - приложение к газете “Вечерний Красноярск“, по вступлении решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы /кассационного представления/ через Красноярский краевой суд.

Председательствующий

И.Н.ЗИНЧЕНКО