Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.04.2008 по делу N А19-108/08-36 Суд отказал в удовлетворении требований о признании незаконным предписания Центрального банка в части возложения обязанности уплатить штраф и внести в список аффилированных лиц сведения об аффилированном лице, поскольку оспариваемое предписание выдано компетентным органом и не содержит положений, противоречащих антимонопольному законодательству.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 апреля 2008 г. по делу N А19-108/08-36

Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2008 года. Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2008 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Самойловой О.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Самойловой О.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению “Братский Акционерный Народный коммерческий Банк“ (Открытое акционерное общество)

к Центральному банку Российской Федерации по Иркутской области

о признании незаконным предписания в части

при участии в заседании:

от заявителя - Семенчук И.А. - представитель по доверенности от 26.09.2007 N 899,

от органа, принявшего оспариваемое решение - 1) Прокофьева В.Б. - представитель по доверенности от 20.12.2007 N 8;
2) Московских М.В. - представитель по доверенности от 11.04.2008 N 56;

установил:

“Братский Акционерный Народный коммерческий Банк“ (Открытое акционерное общество) (далее - заявитель; общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Центральному банку Российской Федерации по Иркутской области (далее - ответчик; Управление) о признании предписания Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Иркутской области от 21.11.2007 N 09-21-2/7545ДСП о возложении на заявителя обязанности уплатить в срок не позднее 14.12.2007 штраф в размере 30 000 рублей и о внесении в Список аффилированных лиц банка сведений об аффилированном лице, принадлежащем к той группе лиц, к которой принадлежит заявитель - Общество с ограниченной ответственностью “Сибирская инвестиционная компания“ с предоставлением в срок не позднее 07.12.2007 этого Списка аффилированных лиц в Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Иркутской области незаконным в названной части.

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал, в качестве основания заявленных требований указал на отсутствие в действующем законодательстве признаков, позволяющих отнести в одну группу лиц заявителя и ООО “Сибирская инвестиционная компания“, в связи с чем выводы Управления о нарушении заявителем порядка учета аффилированных лиц, не основаны на действующем антимонопольном законодательстве Российской Федерации.

Представители Управления в судебном заседании требования заявителя не признали, указав на законность и
обоснованность оспариваемого предписания.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 14.04.2008 до 17.04.2008.

Дело, в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, и, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Иркутской области в адрес заявителя направило предписание от 21.11.2007 N 09-21-2/7545ДСП о возложении на заявителя обязанности уплатить в срок не позднее 14.12.2007 штраф в размере 30 000 рублей и внести в Список аффилированных лиц заявителя сведения об аффилированном лице, принадлежащем к той группе лиц, к которой, по мнению Управления принадлежит заявитель - Общество с ограниченной ответственностью “Сибирская инвестиционная компания“ с предоставлением в срок не позднее 07.12.2007 этого Списка аффилированных лиц в Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Иркутской области.

Основанием для принятия оспариваемого предписания послужило нарушение заявителем пунктов 1.1 и 1.3 Положения Банка России от 20.07.2007 N 307-П “О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитной организации.

Заявитель, полагая, что указанное предписание не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд полагает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению, согласно следующему.

В соответствии с пп. 1.3.1
Положения Банка России от 20.07.2007 N 307-П “О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций“ (далее - Положение N 307-П) лица, образующие группу лиц в соответствии со статьей 9 Федерального закона “О защите конкуренции“ (далее - Закон), признаются группой лиц с хозяйственным обществом (товариществом), в котором они в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют совместно более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества).

В случае если два и более лиц образуют группу лиц в соответствии со статьей 9 Федерального закона “О защите конкуренции“ и имеют совместно более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале кредитной организации, то указанные лица подлежат включению в группу лиц, к которой принадлежит кредитная организация по основанию п. 1.2.1 Положения N 307-П.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона “О защите конкуренции“ группой лиц признаются:

1) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем
пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);

2) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ);

3) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;

4) хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа;

5) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания;

6) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров
вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания;

7) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;

8) хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;

9) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

10) хозяйственные общества, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;

11) хозяйственные общества, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;

12) лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы;

13) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

14) лица, каждое из которых по какому-либо указанному в пунктах 1 - 13 настоящей
части основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному в пунктах 1 - 13 настоящей части основанию.

В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 9 Федерального закона “О защите конкуренции“, общество, Громов Б.С., Громова В.Б. и ООО “СибИнвестКом“ образуют группу, поскольку:

общество образует группу с Громовым Б.С. (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Закона - как лицо, владеющее более пятидесяти процентами голосующих акций в уставном капитале общества)

Громова В.Б. образует группу с Громовым Б.С. (подпункт 13 пункта 1 статьи 9 Закона как супруги)

ООО “СибИнвестКом“ образует группу с Громовой В.Б. (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Закона - как лицо, владеющее более пятидесяти процентами голосующих акций в уставном капитале общества).

Таким образом, общество и Громова В.Б. по какому-либо указанному в пунктах 1 - 13 настоящей части основанию входит в группу с одним и тем же лицом - Громовым Б.С., а ООО “СибИнвестКом“ входит в группу с Громовой В.Б. по какому-либо указанному в пунктах 1 - 13 настоящей части основанию и, соответственно образует группу с обществом, Громовым Б.С., Громовой В.Б.

Пунктом 1.1 Положения N 307-П предусмотрено, что в соответствии со статьей 4 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках“ аффилированными лицами кредитной организации являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность данной кредитной организации, в том числе лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данная кредитная организация (код А2) (пункт 1.1.2 Положения).

С учетом изложенного, суд находит необоснованным довод заявителя об отсутствии оснований для включения ООО “СибИнвестКом“ в группу с заявителем, Громовым Б.С. и Громовой В.Б.

Основы правового статуса Центрального банка России установлены Конституцией Российской Федерации.

Центральный банк России обладает исключительными правами по осуществлению денежной эмиссии, защите и обеспечению устойчивости рубля (части первая и вторая статьи 75 Конституции РФ). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. То есть Центральный банк России определяется Конституцией РФ как орган, который выступает от имени государства, наделен определенными властными полномочиями.

Таким образом, Центральный банк России обладает особым конституционно-правовым статусом.

Согласно статье 1 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации“ его статус, цели деятельности, функции и полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 данного Закона целями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

В статье 4 этого
же Закона определены функции Банка России. В частности, Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор).

Надзорная функция выражается в контроле за соблюдением кредитными организациями действующего законодательства, праве запрашивать и получать у кредитных организаций информацию об их деятельности и требовать разъяснения по ней, регистрации кредитных организаций, праве выдавать лицензии на осуществление банковских операций и отзывать такие лицензии.

В соответствии со статьей 7 данного Закона Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для всех юридических и физических лиц.

Согласно статье 56 Закона Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов (часть 1).

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов (ч. 2).

В соответствии со статьей 73 данного Закона для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным
законом санкции по отношению к нарушителям (ч. 1).

В силу статьи 75 этого же Закона Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации.

Согласно статье 74 данного Закона в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскивать штраф с кредитной организации.

С учетом изложенного, оспариваемое предписание выдано компетентным органом, не содержит положений, противоречащих антимонопольному законодательству, в связи с чем требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным предписания Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Иркутской области от 21.11.2007 N 09-21-2/7545ДСП в части возложения на “Братский Акционерный Народный коммерческий Банк“ (Открытое акционерное общество) обязанности уплатить в срок не позднее 14.12.2007 штраф в размере 30 000 рублей и о внесении в Список аффилированных лиц банка сведений об аффилированном лице, принадлежащем к той группе лиц, к которой принадлежит заявитель - Общество с ограниченной ответственностью “Сибирская инвестиционная компания“ с предоставлением в срок не позднее 07.12.2007 этого Списка аффилированных лиц в Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Иркутской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

О.И.САМОЙЛОВА