Решения и определения судов

Определение Свердловского областного суда от 25.03.2008 по делу N 33-2309/2008 Несмотря на то, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, порядок индексации этих сумм различен.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 марта 2008 г. по делу N 33-2309/2008

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Константиновой О.В.,

судей Азаровой Т.И.,

Панкратовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 марта 2008 года кассационную жалобу представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения г. Волчанска на решение Карпинского городского суда Свердловской области от 20 февраля 2008 года по делу по иску М., В., Ц. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения г. Волчанска об индексации и о взыскании задолженности по ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации вреда здоровью, об установлении размера и о выплате с 01 января 2008 года ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью, ежемесячной компенсации на приобретение продуктов питания, об установлении с 01 января 2008 года ежегодной компенсации за вред здоровью с последующей их индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Заслушав доклад судьи Азаровой Т.И., судебная коллегия

установила:

М., В. и Ц. обратились в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения г. Волчанска об индексации ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации вреда здоровью, о взыскании задолженности по указанным выплатам, об установлении с 01 января 2008 года конкретного размера ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью, ежемесячной компенсации на приобретение продуктов питания, ежегодной компенсации за вред здоровью с
последующей их индексацией в соответствии с действующим законодательством. В обоснование заявленных требований истцы указывали, что участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и имеют право на получение выплат в возмещение вреда здоровью в соответствии с положениями Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“. Поскольку индексация выплат в возмещение вреда здоровью и ежемесячной компенсации на приобретение продуктов питания ответчиком в установленном законом порядке не производилась с 2000 года, то образовалась задолженность по выплате указанных сумм.

Поэтому истец М. просил взыскать с ответчика за счет средств федерального бюджета задолженность по возмещению вреда здоровью, причиненного при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в размере 686 592 руб. 80 коп., в том числе по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2007 года в размере 640 427 руб. 52 коп.; по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2007 года в сумме 43 121 руб. 16 коп.; по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за 2000 - 2007 годы в размере 3 044 руб. 12 коп.; обязать ответчика установить и выплачивать в его пользу за счет средств федерального бюджета с 01 января 2008 года ежемесячно денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в сумме 31 456 руб. 03 коп.; ежемесячно денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 2 117 руб. 97 коп.;
ежегодно компенсацию за вред здоровью в сумме 2 823 руб. 99 коп. с последующей индексацией указанных сумм в соответствии с действующим законодательством.

Истец В. просил взыскать с ответчика за счет средств федерального бюджета задолженность по возмещению вреда здоровью, причиненного при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в размере 874 399 руб. 52 коп., в том числе по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2007 года в размере 828 234 руб. 24 коп.; по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2007 года в сумме 43 121 руб. 16 коп.; по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за 2000 - 2007 годы в размере 3 044 руб. 12 коп.; обязать ответчика установить и выплачивать в его пользу с 01 января 2008 года ежемесячно денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в сумме 40 680 руб. 63 коп.; ежемесячно денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 2 117 руб. 97 коп. и ежегодно компенсацию за вред здоровью в сумме 2 823 руб. 99 коп. с последующей индексацией указанных сумм в соответствии с действующим законодательством.

Истец Ц. также просил взыскать с ответчика за счет средств федерального бюджета задолженность по возмещению вреда здоровью, причиненного при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в размере 686 171 руб. 60 коп., в том числе по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период
с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2007 года в размере 637 971 руб. 78 коп.; по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2007 года в сумме 44 576 руб. 60 коп.; по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за 2000 - 2007 годы в размере 3 623 руб. 22 коп.; обязать ответчика установить и выплачивать в его пользу с 01 января 2008 года ежемесячно денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в сумме 39 288 руб. 70 коп.; ежемесячно денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 2 117 руб. 97 коп.; ежегодно компенсацию за вред здоровью в сумме 3 529 руб. 98 коп. с последующей индексацией указанных сумм в соответствии с действующим законодательством.

Представитель истцов Ю. в судебном заседании поддержала их требования в полном объеме.

Представитель ответчика - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения г. Волчанска оспаривала исковые требования М., Ц. и В., указывая, что все установленные федеральным законодательством выплаты производятся истцам своевременно и в полном объеме.

Решением Карпинского городского суда Свердловской области от 20 февраля 2008 года постановлено:

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения г. Волчанска за счет средств федерального бюджета в пользу М. задолженность по возмещению вреда здоровью, причиненного при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в размере 686 592 руб. 80 коп., в том числе по выплате ежемесячной денежной
компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01 июля 2000 года по декабрь 2007 года в размере 640 427 руб. 52 коп.; по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2000 года по декабрь 2007 года в сумме 43 121 руб. 16 коп., по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за 2000 - 2007 годы в размере 3 044 руб. 12 коп. Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения г. Волчанска за счет средств федерального бюджета установить и выплачивать в пользу М. с 01 января 2008 года ежемесячно денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в сумме 31 456 руб. 03 коп., ежемесячно денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 2 117 руб. 97 коп., ежегодно компенсацию за вред здоровью в сумме 2 823 руб. 99 коп. с последующей индексацией указанных сумм в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения г. Волчанска за счет средств федерального бюджета в пользу В. задолженность по возмещению вреда здоровью, причиненного при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в размере 874 399 руб. 52 коп., в том числе по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01 июля 2000 года по декабрь 2007 года в размере 828 234 руб. 24 коп.; по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01
июля 2000 года по декабрь 2007 года в сумме 43 121 руб. 16 коп., по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за 2000 - 2007 годы в размере 3 044 руб. 12 коп. Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения г. Волчанска за счет средств федерального бюджета установить и выплачивать в пользу В. с 01 января 2008 года ежемесячно денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в сумме 40 680 руб. 63 коп., ежемесячно денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 2 117 руб. 97 коп., ежегодно компенсацию за вред здоровью в сумме 2 823 руб. 99 коп. с последующей индексацией указанных сумм в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения г. Волчанска за счет средств федерального бюджета в пользу Ц. задолженность по возмещению вреда здоровью, причиненного при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в размере 686 171 руб. 60 коп., в том числе по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01 июля 2000 года по декабрь 2007 года в размере 637 971 руб. 78 коп.; по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2000 года по декабрь 2007 года в сумме 44 576 руб. 60 коп., по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за 2000 - 2007 годы в размере 3 623 руб. 22 коп. Обязать Территориальный отраслевой
исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения г. Волчанска за счет средств федерального бюджета установить и выплачивать в пользу Ц. с 01 января 2008 года ежемесячно денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в сумме 39 288 руб. 70 коп.; ежемесячно денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 2 117 руб. 97 коп.; ежегодно компенсацию за вред здоровью в сумме 3 529 руб. 98 коп. с последующей индексацией указанных сумм в соответствии с действующим законодательством.

Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, в кассационной жалобе представитель ответчика - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения г. Волчанска - указывал на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, повлекшее вынесение незаконного решения. Ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью - это правоотношения по компенсационным выплатам, возникающие в связи с предоставлением гражданину того или иного вида компенсационной выплаты. Основа исчисления компенсационных выплат - любая базовая сумма, установленная Законом, в том числе 100 руб., но не ниже ранее установленной расчетной суммы - 83 руб. 49 коп. То есть размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление определяется на основе базовой суммы, тогда как критерием исчисления ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью является утраченный потерпевшим заработок. Законодателем данные понятия разделены. Истцы неправильно связывают эти два понятия и требуют одинакового подхода к разным компенсациям, а именно индексировать компенсационные выплаты по аналогии с индексацией
ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью. На невозможность индексации компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью по аналогии с ежемесячными денежными суммами возмещения вреда здоровью указывает и Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2008 года N 25-В07-24: то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Суд также произвел одинаковый расчет индексации для всех сумм, выплачиваемых в пользу истцов, что является неверным. Поэтому представитель ответчика просил решение суда отменить в части индексации и взыскания задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, установления с 01 января 2008 года увеличенных сумм данных выплат для истцов с учетом произведенной индексации.

В остальной части решение суда не оспаривается сторонами.

Проверив материалы дела и постановленное судом решение в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение Карпинского городского суда Свердловской области подлежащим отмене в указанной части в связи с неправильным применением норм материального права.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции полагал, что необходимо индексировать спорные выплаты по аналогии с индексацией, установленной для ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, и пришел к выводу, что при выплате компенсаций истцам индексация была произведена не в
полном размере.

Такой вывод суда, с учетом содержания Определения Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2008 года N 25-В07-24, нельзя признать правильным, поскольку он основан на неверном истолковании норм материального права.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что М. в период с 15 сентября 1986 года по 12 октября 1986 года был призван на военные сборы и в составе в/ч 83279 участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с заболеванием, связанным с прохождением военной службы на Чернобыльской АЭС, ему 18 февраля 1993 года была установлена третья группа инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности 60%. При повторном освидетельствовании размер утраты профессиональной трудоспособности был подтвержден, и с 01 марта 2002 года инвалидность М. установлена бессрочно, что подтверждается справками МСЭ-2001 от 17 февраля 2003 года N 1419869, от 17 февраля 2004 года N 0818110. В. был призван на военные сборы с 16 сентября 1986 года по 13 октября 1986 года и в этот период в составе в/ч 15731 участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем 15 января 1992 года ему была установлена третья группа инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности 60%. При повторном освидетельствовании 22 января 1997 года размер утраты профессиональной трудоспособности был подтвержден, и с 01 февраля 2002 года инвалидность В. установлена бессрочно (справки МСЭ от 12 февраля 2002 года N 390140 и от 01 февраля 2002 года N 0818330). Ц. также в период с 16 сентября 1986 года по 07 октября 1986 года был призван на военные сборы и в составе в/ч 15731 участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получил максимальную дозу облучения, в связи с чем ему 26 февраля 1992 года была установлена третья группа инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности 60%. 27 февраля 2007 года органом медико-социальной экспертизы Ц. была установлена 2 группа инвалидности с утратой 80% профессиональной трудоспособности бессрочно, что подтверждается справками МСЭ-2006 от 27 февраля 2007 года N 0003364952 и N 0415435.

Исходя из этого, у истцов возникло право на компенсации и льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (в редакции Федерального закона N 179-ФЗ от 24 ноября 1995 года).

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 базового Закона истцам, как лицам, период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС которых составил менее одного полного календарного месяца, положена ежемесячная выплата денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, исходя из условного месячного заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 базового Закона они также имеют право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере трехкратной суммы, а Ц. с момента установления ему 2 группы инвалидности - в размере пятикратной суммы установленной законом величины минимального размера оплаты труда.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 39 базового Закона они, как инвалиды 3-й группы, приобрели право на получение ежегодной компенсации за вред здоровью в размере четырехкратной, а Ц. с момента установления ему инвалидности 2-й группы - пятикратной суммы установленной законом величины минимального размера оплаты труда.

Данные выплаты, согласно положениям, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П и в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05 апреля 2005 года N 7), входят в общий объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации.

Из ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В Постановлении от 01 декабря 1997 года “По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного Закона, относятся и граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, без установления инвалидности.

Согласно п. 10 ст. 15 базового Закона (в редакции от 24 ноября 1995 года) указанным гражданам, помимо выплаты ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, гарантированы компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью.

Ст. 5 базового Закона предусматривала, что государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации, суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.

Ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 года) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Исключение составляют пособия и иные выплаты, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07 августа 2000 года N 122-ФЗ “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации“, в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом ст. 3 Федерального закона от 07 августа 2000 года N 122-ФЗ и ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (то есть исчисленных исходя из базовой суммы 83 руб. 49 коп.), а с 01 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 руб. Одновременно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 07 августа 2000 года N 122-ФЗ в ст. ст. 15 и 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ внесены изменения, согласно которым размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров определен в твердой сумме и составил для граждан, указанных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, 300 руб., размер ежегодной компенсации за вред здоровью - 400 руб.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П “По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (в редакции от 24 ноября 1995 года и 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, от 19 июня 2000 года “О минимальном размере оплаты труда“ и от 07 августа 2000 года “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации“ в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда г. Краснодара“ (п. 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей, и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847, от 07 мая 2005 года N 292, от 25 апреля 2006 года N 246 и от 21 марта 2007 года N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации и исходя из них размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, как правильно указал суд, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии - с увеличением роста величины прожиточного минимума либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью на основании вышеизложенного индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью подлежали индексации с 29 мая 2004 года с применением коэффициента 1,1; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2005 года N 292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью подлежали индексации с 01 января 2005 года с применением коэффициента 1,11; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года N 246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью подлежали индексации с 01 января 2006 года с применением коэффициента 1,09; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 171 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью подлежали индексации с 01 января 2007 года с применением коэффициента 1,08.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года N 914 “Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ и ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ Правительство Российской Федерации постановило исходя из уровней инфляции, установленных Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“, осуществить с применением коэффициентов 1,07 - с 01 января 2008 года, 1,065 - с 01 января 2009 года и 1,06 - с 01 января 2010 года индексацию размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05 апреля 2005 года N 7) “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01 июля 2000 года с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда“, а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не была признана неконституционной.

Таким образом, как следует из материалов дела, способы исчисления размеров денежных компенсаций и их индексирования были избраны ответчиком в соответствии с вышеуказанными требованиями действующего законодательства и данные выплаты производились истцам в полном объеме.

На основании ранее принятых по искам М., Ц. и В. решений размер выплачиваемых в их пользу сумм увеличивался (решение Карпинского городского суда от 20 мая 2003 года и решение Карпинского городского суда от 11 мая 2004 года).

Так, с 01 января 1997 года выплаты ежемесячной компенсации на приобретение продуктов питания и ежегодной компенсации вреда здоровью производились истцам М., В. и Ц. в суммах 250 руб. 47 коп. (3-кратный МРОТ) и 333 руб. 96 коп. (4-кратный МРОТ) соответственно. В дальнейшем индексация пропорционально повышению МРОТ не производилась. С 01 января 2001 года размеры выплат были установлены ответчиком с учетом изменений, внесенных в базовый Закон Федеральным законом от 07 августа 2000 года N 122-ФЗ: ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме 300 руб. и ежегодное возмещение вреда здоровью в сумме 400 руб. Следующие индексации данных выплат были произведены на основании Постановлений Правительства Российской Федерации: с 01 января 2004 года размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров составил 302 руб. 90 коп., размер ежегодного возмещения вреда здоровью - 440 руб., с 01 июня 2004 года - 330 руб. и 440 руб. соответственно; с 01 января 2005 года - 363 руб. и 484 руб. соотве“ственно; с 01 января 2006 года - 393 руб. 86 коп. и 525 руб. 14 коп. соответственно.

Решением Карпинского городского суда от 28 июня 2007 года, измененным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 августа 2007 года, с ответчика за счет средств федерального бюджета взысканы в числе прочего:

- задолженность по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в пользу М., В. и Ц. по 37 920 руб. 46 коп. каждому;

- задолженность по ежегодной компенсации в возмещение вреда в пользу М., В. и Ц. по 5 669 руб. 59 коп.

Размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров установлен решением суда в пользу М., В. и Ц. по 1 158 руб. 93 коп. каждому; размер ежегодной компенсации в возмещение вреда установлен в пользу М. и В. по 1 850 руб. 86 коп. каждому, в пользу Ц. - 1 931 руб. 57 коп.

То есть указанные суммы компенсаций, установленные истцам решением суда от 28 июня 2007 года, даже превышают размер этих сумм, просчитанных с учетом требований законодательства. Поэтому требования М., В. и Ц. о дальнейшей индексации этих выплат по аналогии с индексацией ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью не могли быть удовлетворены.

Постановленное судом решение в этой части является необоснованным и подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции полно и правильно, но суд неверно истолковал нормы права, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу решение об отказе в удовлетворении требований истцов М., В. и Ц. об индексации выплат ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, о взыскании задолженности по указанным выплатам, об установлении с 01 января 2008 года размера ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью с учетом проведенной индексации: М. и В. в размере по 2823 руб. 99 коп. и 2117 руб. 97 коп. соответственно, Ц. - 3529 руб. 98 коп. и 2117 руб. 97 коп. соответственно, с дальнейшей индексацией этих выплат в соответствии с требованиями закона.

В остальной части решение суда сторонами не оспаривается. Суд, дав анализ вышеприведенным нормам, с учетом соответствующих разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, правильно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований М., В. и Ц. об индексации ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, о взыскании задолженности по этим выплатам и об установлении с 01 января 2008 года размера ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью: М. в сумме 31456 руб. 03 коп., В. - 40680 руб. 63 коп., Ц. - 39288 руб. 70 коп., с последующей индексацией данных сумм в соответствии с требованиями законодательства.

Руководствуясь ст. 360, абз. 2, 4 ст. 361, п. 4 ч. 1 ст. 362, ст. ст. 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Карпинского городского суда Свердловской области от 05 марта 2008 года отменить в части индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации вреда здоровью, взыскания в пользу истцов задолженности по указанным выплатам:

- в пользу М. - по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2000 года по декабрь 2007 года в сумме 43 121 руб. 16 коп., по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за 2000 - 2007 годы в размере 3 044 руб. 12 коп.; возложению обязанности на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения г. Волчанска за счет средств федерального бюджета установить и выплачивать в пользу М. с 01 января 2008 года ежемесячно денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 2 117 руб. 97 коп.; с 01 января 2008 года ежегодно компенсацию за вред здоровью в сумме 2 823 руб. 99 коп. с последующей индексацией указанных сумм в соответствии с действующим законодательством;

- в пользу В. - по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2000 года по декабрь 2007 года в сумме 43 121 руб. 16 коп., по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за 2000 - 2007 годы в размере 3 044 руб. 12 коп.; возложению обязанности на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения г. Волчанска за счет средств федерального бюджета установить и выплачивать в пользу В. с 01 января 2008 года ежемесячно денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 2 117 руб. 97 коп.; с 01 января 2008 года ежегодно компенсацию за вред здоровью в сумме 2 823 руб. 99 коп. с последующей индексацией указанных сумм в соответствии с действующим законодательством;

- в пользу Ц. - по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2000 года по декабрь 2007 года в сумме 44 576 руб. 60 коп., по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за 2000 - 2007 годы в размере 3 623 руб. 22 коп., возложению обязанности на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения г. Волчанска за счет средств федерального бюджета установить и выплачивать в пользу Ц. с 01 января 2008 года ежемесячно денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 2 117 руб. 97 коп.; с 01 января 2008 года ежегодно компенсацию за вред здоровью в сумме 3 529 руб. 98 коп. с последующей индексацией указанных сумм в соответствии с действующим законодательством.

Вынести по делу новое решение об отказе истцам М., В., Ц. в удовлетворении исковых требований в части индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и индексации ежегодной компенсации за вред здоровью, взыскания задолженности по указанным выплатам, установления с 01 января 2008 года конкретных размеров сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, с последующей индексацией указанных сумм в соответствии с действующим законодательством.

В остальной части это же решение Карпинского городского суда Свердловской области от 20 февраля 2008 года оставить без изменения.

Председательствующий

КОНСТАНТИНОВА О.В.

Судьи

АЗАРОВА Т.И.

ПАНКРАТОВА Н.А.