Решения и определения судов

Решение Красноярского краевого суда от 25.03.2008 N 3-42/2008 Об отказе в удовлетворении требований о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 1, 14, 15 подраздела 3.2 Закона Красноярского края от 08.12.2006 N 20-5469 “О краевой целевой программе “Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности“ на 2006 - 2008 годы“.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 марта 2008 г. по делу N 3-42/2008

Красноярский краевой суд в составе:

Председательствующего Зинченко И.Н.,

при секретаре Ускове Д.А.

С участием старшего прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Волобуевой О.Н., представителя Законодательного Собрания Красноярского края - Стрикис О.А., представителя Губернатора Красноярского края - Бородавкина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Красноярского края о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, с момента вступления решения суда в законную силу, пунктов 1, 14, 15 подраздела 3.2 Закона Красноярского края от 8 декабря 2006 года N 20-5469 о краевой целевой программе “Обеспечение доступным жильем молодых семей и
молодых специалистов в сельской местности“ на 2006 - 2008 годы“,

установил:

прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению, с момента вступления решения суда в законную силу, пункт 1 подраздела 3.2 Закона Красноярского края от 8 декабря 2006 года N 20-5469 о краевой целевой программе “Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности“ на 2006 - 2008 годы“ в части слов “письменного обязательства о готовности заявителя в течение 45 календарных дней с момента получения письменного уведомления о включении его в сводный список участников программы на соответствующий год представить документ, подтверждающий наличие средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья“.

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, с момента вступления решения суда в законную силу, пункты 14, 15 подраздела 3.2 Закона Красноярского края от 8 декабря 2006 года N 20-5469 о краевой целевой программе “Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности“ на 2006 - 2008 годы“, поскольку указанными пунктами установлена обязанность вручения свидетельств участникам программы органами местного самоуправления, в отсутствие соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края, как субъекта Российской Федерации.

Заявленные требования мотивированы тем, что пункты 1, 14, 15 подраздела 3.2 Закона противоречат требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.

Пунктом 24 статьи 47 Федерального закона от 19.12.2006 года N 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“ утверждены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, а также обеспечению жильем молодых
семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, в соответствии с федеральной целевой программой “Социальное развитие села до 2010 года“, предоставляемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В развитие Федерального закона Постановлением Правительства от 03.12.2002 года N 858 утверждена федеральная целевая программа “Социальное развитие села до 2010 года“. Постановлением Правительства РФ от 28.04.2006 года N 250 утверждены Правила предоставления субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (далее - Правила).

Согласно п. 3 Правил, субсидии предоставляются на условиях участия в финансировании (софинансировании) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и граждан.

Правила регламентируют порядок предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий:

- гражданам на улучшение жилищных условий; - на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов. В соответствии с п. 4 Правил право на получение государственной поддержки за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации имеют граждане, документально подтвердившие наличие собственных (в том числе заемных) средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

В силу п. 11 Правил, граждане, указанные в п. 4, изъявившие желание улучшить жилищные условия с использованием государственной поддержки, представляют в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление, копию документа, подтверждающего наличие у заявителя собственных (в том числе заемных) средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, иные документы.

Органы местного самоуправления, согласно п. 13 Правил, проверяют правильность оформления документов, указанных в п. 11, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях.

Органы исполнительной власти, согласно п. 14 Правил, на основании указанных в п.
13 списков и документов, принимают решение о признании заявителей получателями государственной поддержки, формируют сводные списки по форме согласно приложению N 3 и утверждают их.

В соответствии с указанными выше нормами Правил, для участия в программе, за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, граждане должны представить документы о наличии собственных средств, а не письменные обязательства о готовности заявителя в последующем предоставить такие документы.

В силу приведенных положений федеральных Правил, именно письменные документы о наличии собственных средств, среди прочих документов, являются основанием для признания за гражданами права на получение государственной поддержки и включения их в сводные списки участников мероприятия. Согласно оспоренным же положениям Закона Красноярского края N 20-5469 сводные списки участников программы формируются на основании письменных обязательств граждан о предоставлении в будущем необходимых документов, что влечет необоснованное включение в списки лиц, не исполнивших данные обязательства.

Следовательно, пункт 1 подраздела 3.2 Закона Красноярского края N 20-5469, устанавливающий дополнительную обязанность предоставления для участия в программе письменного обязательства о готовности заявителя представить документ, подтверждающий наличие средств, противоречит п. п. 4, 11 Правил.

В соответствии с п. 8 Правил право граждан на получение государственной поддержки для строительства (приобретения) жилья удостоверяется именным документом - свидетельством по форме согласно приложению N 1.

Формой свидетельства предусмотрен размер средств, состоящий из сумм федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Выдача свидетельства получателю государственной поддержки осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 31 Правил органы исполнительной власти вправе передавать функции по выдаче свидетельств органам местного самоуправления на основании заключенных соглашений.

В нарушение п. 31 Правил, оспариваемыми пунктами 14, 15 подраздела 3.2 Закона
Красноярского края N 20-5469 установлена обязанность вручения свидетельств участникам программы в отсутствие соглашений с органами местного самоуправления, в одностороннем порядке.

Таким образом, пункты 1, 14, 15 подраздела 3.2 Закона Красноярского края N 20-5469 противоречат требованиям федерального законодательства - пункту 24 статьи 47 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2007 год“, ст. 23 Федерального Конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации“.

В силу указанных положений федерального законодательства субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который обязателен для исполнения в Российской Федерации.

Правила предоставления субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, установленные Правительством Российской Федерации, содержат императивные нормы и распространяют действие на все уровни бюджетной системы Российской Федерации (бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных районов) за счет которых осуществляется финансирование программы “Социальное развитие села до 2010 года“.

Следовательно, порядок предоставления субсидий за счет средств регионального бюджета, устанавливаемый субъектом Российской Федерации, должен соответствовать федеральным Правилам. В рассматриваемом Законе Красноярского края N 20-5469 пункты 1, 14, 15 подраздела 3.2 противоречат пунктам 4, 11, 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.04.2006 года N 250.

Протест, принесенный прокуратурой Красноярского края 29.12.2007 года на оспариваемые положения Закона Красноярского края N 20-5469, Законодательным Собранием Красноярского края 07.02.2008 года отклонен.

В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Красноярского края - Волобуева О.Н., требования прокурора Красноярского края поддержала по указанным в заявлении основаниям.

Представитель Законодательного Собрания Красноярского края - Стрикис О.А., заявленные требования не признала, указав, что основания для признания противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 1, 14, 15 подраздела 3.2 Закона Красноярского края
от 8 декабря 2006 года N 20-5469 о краевой целевой программе “Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности“ на 2006 - 2008 годы“, отсутствуют, поскольку положения оспоренных пунктов Закона Красноярского края N 20-5469 федеральному законодательству не противоречат.

Представитель Губернатора Красноярского края - Бородавкин С.В., требования прокурора Красноярского края не признал по тем же основаниям.

Выслушав пояснения старшего прокурора отдела прокуратуры Красноярского края - Волобуевой О.Н., представителя Законодательного Собрания Красноярского края - Стрикис О.А., представителя Губернатора Красноярского края - Бородавкина С.В., исследовав представленные сторонами доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно пунктам “ж“ и “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия
соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В соответствии со 23 Федерального закона “О правительстве Российской Федерации“ от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ, Постановления Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

На основании пункта 24 статьи 47 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2007 год“ от 19.12.2006 г. N 238-ФЗ, в составе раздела “Межбюджетные трансферты“ функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, а также обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, в соответствии с федеральной целевой программой “Социальное развитие села до 2010 года“, предоставляемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с паспортом краевой целевой программы “Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности“ на 2006 - 2008 годы“, утвержденной Законом Красноярского края от 8 декабря 2006 года N 20-5469, (далее - Краевая целевая программа) указанная программа была принята в рамках исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года N 858, которым утверждена федеральная целевая программа “Социальное развитие села до 2010 года“ (далее - Федеральная целевая программа), Постановления Правительства РФ от 28.04.2006 года N 250, которым утверждены Правила предоставления субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (далее - Федеральные правила).

Заказчиками Краевой целевой программы выступают департамент строительства и архитектуры администрации Красноярского края; департамент сельскохозяйственной и продовольственной политики администрации Красноярского края.

Источником финансирования
Краевой целевой программы являются средства краевого бюджета.

На основании пункта 1 подраздела 3.2 Краевой целевой программы, для участия в программе участник программы, имеющий собственные средства и изъявивший желание улучшить жилищные условия, представляет в уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований в сельской местности Красноярского края заявление о включении его в список участников программы с приложением, в частности, письменного обязательства о готовности заявителя в течение 45 календарных дней с момента получения письменного уведомления о включении его в сводный список участников программы на соответствующий год представить документ, подтверждающий наличие средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

В соответствии с пунктом 11 федеральных Правил, граждане, указанные в пункте 4 настоящих Правил, изъявившие желание улучшить жилищные условия с использованием государственной поддержки, представляют в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление об участии в реализации мероприятий Программы по форме согласно приложению N 2 с приложением, в частности, копии документа, подтверждающего наличие у заявителя собственных (в том числе заемных) средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

Из подпункта “в“ пункта 21 Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий субъектам Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2008 года N 144, вступивших в действие 25 марта 2008 года, следует, что гражданин, указанный в пункте 14 настоящих Правил, изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление об участии в реализации мероприятий Программы по форме согласно приложению
N 2 с приложением, в частности, копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты.

По мнению прокурора Красноярского края, обязанность по предоставлению гражданами письменного обязательства по предоставлению документа, подтверждающего наличие собственных (заемных) средств, а не копии документа, подтверждающего наличие таких средств, с одной стороны повлечет необоснованное включение в списки участников Краевой целевой программы лиц, впоследствии не исполнивших обязанность по предоставлению документа, подтверждающего наличие собственных средств для участия в программе, а с другой стороны представляет собой дополнительную обязанность для участника программы по представлению такого обязательства.

С такими доводами прокурора согласиться нельзя, по следующим основаниям.

На основании пункта 1 подраздела 3.2 Краевой целевой программы, для участия в программе участник программы, должен представить письменное обязательство о своей готовности в течение 45 календарных дней с момента получения письменного уведомления о включении его в сводный список участников программы на соответствующий год представить документ, подтверждающий наличие средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

Пунктом 9 подраздела 3.2 Краевой целевой программы установлено, что право на получение субсидии на строительство (приобретение) жилья имеют участники программы, документально подтвердившие наличие собственных (в том числе заемных) средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

Как следует из пункта 10 подраздела 3.2 Краевой целевой программы, право участника программы на получение субсидии на строительство (приобретение) жилья удостоверяется свидетельством, которое является именным документом.

В соответствии с пунктом 17 подраздела 3.2 Краевой целевой программы, порядок выдачи свидетельств устанавливается Советом администрации края.

На основании пункта 2 Порядка выдачи
свидетельств о предоставлении субсидий из федерального и краевого бюджетов на строительство (приобретение) жилья гражданам - участникам Краевой целевой программы “Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности“ на 2006 - 2008 годы“ (далее - Порядок выдачи свидетельств) и являющимися участниками мероприятия по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы “Социальное развитие села до 2010 года“, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края 15 декабря 2006 года N 370-п, участник программы, включенный в сводный список, представляет заявление на выдачу свидетельства в агентство по реализации жилищных программ администрации Красноярского края по форме, установленной приложением 1 к настоящему Порядку, прилагая, в частности, документы, подтверждающие наличие собственных (в том числе заемных) средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с условиями Программы.

В соответствии с пунктом 8 подраздела 3.2 Краевой целевой программы, порядок формирования, утверждения и исключения из сводного списка участников программы устанавливается Советом администрации Красноярского края.

Как следует из пункта 10 “Порядка формирования, утверждения и исключения из сводного списка участников Краевой целевой программы...“, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 15 декабря 2006 года N 371-п (далее - Порядок формирования списка), агентство по реализации жилищных программ администрации Красноярского края принимает решение об исключении участника программы из сводного списка в случае выявления факта несоответствия и (или) невыполнения условий Программы, по которым гражданин был включен в сводный список, то есть, и при не предоставлении в 45-дневный срок со дня уведомления о включении гражданина в сводный список участников программы документа, подтверждающего наличие средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;

Таким образом, указанные положения Краевой целевой программы, Порядка выдачи свидетельств, Порядка формирования списка в их взаимосвязи, исключают возможность получения свидетельства о праве на получении субсидии на строительство (приобретение) жилья участником Краевой целевой программы, включенным в сводный список участников программы, а также нахождение гражданина в сводном списке участника программы по истечении 45 дней со дня его уведомления о включении в такой список, без предоставления документа, свидетельствующего о наличии собственных (в том числе заемных) средств, что, в свою очередь, исключает возможность нецелевого использования денежных средств перечисленных из Федерального бюджета для данных целей.

Возможность предоставления обязательства о предоставлении документа, подтверждающего наличие у участника программы необходимых собственных (заемных) денежных средств, при формировании сводных списков участников Краевой целевой программы, по мнению суда, предоставляет дополнительные гарантии для участника программы по сохранению покупательной способности заемных денежных средств в условиях сохраняющихся в стране инфляционных процессов и роста цен на жилье, до разрешения вопроса о возможности выдачи ему свидетельства участника программы.

С учетом пояснений представителя Законодательного Собрания Красноярского края о том, что обязательство предоставления документа, свидетельствующего о наличии собственных (в том числе заемных) средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья не является официальным документом и выдается самим лицом, желающим участвовать в Краевой целевой программе, суд также не может согласиться с мнением прокурора о том, что представление такого обязательства, накладывает дополнительные обязанности на участника программы.

Что касается доводов заявления о несоответствии пунктов 14, 15 подраздела 3.2 Закона Красноярского края от 8 декабря 2006 года N 20-5469 о краевой целевой программе “Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности“ на 2006 - 2008 годы“ федеральному законодательству, поскольку указанными пунктами установлена обязанность вручения свидетельств участникам программы органами местного самоуправления, в отсутствие соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края, как субъекта Российской Федерации, то суд также не может признать их обоснованными.

В соответствии с пунктом 31 федеральных Правил органы исполнительной власти на основании заключенных с органами местного самоуправления соглашений вправе передавать органам местного самоуправления выполнение следующих функций по реализации мероприятий, предусмотренных приложением N 1 к Программе, в том числе, вручение получателям государственной поддержки свидетельств, оформленных в установленном порядке органами исполнительной власти.

Аналогичное положение закреплено в подпункте “а“ пункта 38 Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий субъектам Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2008 года N 144, вступившим в действие 25 марта 2008 года.

Пунктами 14, 15 подраздела 3.2 Краевой целевой программы предусмотрено, что после подписания свидетельств агентство в течение трех рабочих дней направляет их в органы местного самоуправления для вручения участникам программы.

Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней с момента получения свидетельств от агентства вручает свидетельства участникам программы.

Таким образом, указанными пунктами реализовано правомочие органа исполнительной власти Красноярского края, закрепленное федеральными Правилами, на передачу части функций по осуществлению мероприятий Федеральной целевой программы органам местного самоуправления.

Отсутствие в тексте оспариваемых пунктов Краевой целевой программы ссылки на то, что такие функции передаются органом исполнительной власти Красноярского края на основании заключенных с органами местного самоуправления соглашений, нельзя признать противоречащим федеральному законодательству, поскольку форма и порядок заключения таких соглашений федеральным законодательством в данном случае не регулируется, обязанность заключения соглашений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с органами местного самоуправления установлена как прежними, так и ныне действующими федеральными Правилами, в связи с чем, дублирование указанного положения в Краевой целевой программе не является обязательным, доказательств тому, что передача функций по вручению свидетельств участникам программы органам местного самоуправления производится в отсутствие соглашений с ними заявителем не представлено.

С учетом изложенного, суд находит, что доводы прокурора Красноярского края о противоречии оспариваемых пунктов Краевой целевой программы пункту 24 статьи 47 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2007 год“, статье 23 Федерального Конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации“, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку порядка предоставления субсидий бюджетом Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, а также обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, в соответствии с Федеральной целевой программой “Социальное развитие села до 2010 года“, установленного как прежними, так и ныне действующими федеральными Правилами, не нарушают.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления прокурора Красноярского края о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, с момента вступления решения суда в законную силу, пункта 1, в части слов “письменного обязательства о готовности заявителя в течение 45 календарных дней с момента получения письменного уведомления о включении его в сводный список участников программы на соответствующий год представить документ, подтверждающий наличие средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, пунктов 14, 15 подраздела 3.2 Закона Красноярского края от 8 декабря 2006 года N 20-5469 о краевой целевой программе “Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности“ на 2006 - 2008 годы“, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы /кассационного представления/ через Красноярский краевой суд.

Председательствующий судья

И.Н.ЗИНЧЕНКО