Решения и постановления судов

Решение Саратовского областного суда от 24.03.2008 по делу N 3-14/2008 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П.

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 марта 2008 г. по делу N 3-14/2008

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего судьи К.Р.В.,

при секретаре Е.А.А.,

с участием представителей прокуратуры Саратовской области С.Д.С. по доверенности от 21.02.2008 года, П.О.О. по доверенности от 21.02.2008 года, представителей заинтересованного лица - Правительства Саратовской области Г.П.И. по доверенности от 20.06.2007 года N <...> А.А.Н. по доверенности от 20.06.2007 года N <...>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Саратовской области о признании недействующим в части постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года N 412-П “Об установления размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения“,

установил:

27 ноября
2007 года Правительством Саратовской области издано Постановление N 412-П “Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения“ (далее Постановление).

Пунктом 1 Постановления установлен размер арендной платы на год за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а именно:

два процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;

три десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

полтора процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Текст постановления опубликован в газете “Саратовская областная газета“ от 04.12.2007 года N 222.

Прокурор Саратовской области (далее Прокурор) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу приведенного выше пункта 1 Постановления. В обоснование заявления указал, что согласно действующему законодательству (п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), абз. 5 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (далее Закон N 137-ФЗ) Правительство Саратовской области вправе установить лишь порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Саратовской области и за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. То есть, к полномочиям Правительства Саратовской области не относится установление конкретного размера арендной платы за использование земельных участков, тогда как оспариваемым пунктом 1 Постановления фактически установлен фиксированный размер арендной платы за земельные участки. Установление конкретного размера арендной платы в пункте 1 Постановления противоречит
принципу свободы договора, предусмотренному п. 4 ст. 421 ГК РФ.

В заявлении об уточнении требований от 18.03.2008 года (л.д. 53 - 56) Прокурор дополнил основания иска, ссылаясь на то, что оспариваемые положения пункта 1 Постановления не соответствуют также: 1) пункту 2 ст. 14 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, которым предусмотрено право физического или юридического лица, владеющего на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в федеральной собственности, либо земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, обеспечившего выполнение работ по сохранению данного объекта на уменьшение установленной арендной платы на сумму произведенных затрат или части затрат; 2) Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 года N 5090-1 “Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации“, предусматривающего льготный порядок землепользования для молодых семей; 3) Указу Президента РФ от 05.05.1992 года N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, возлагающего обязанность на органы государственной власти субъектов РФ по предоставлению многодетным семьям льгот по взиманию земельного налога и арендной платы о виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога.

В судебном заседании представители прокуратуры Саратовской области поддержали заявленные требования.

Представители Правительства Саратовской области возражали против удовлетворения заявления, указав, что выводы Прокурора о противоречии оспариваемого нормативного акта области федеральному законодательству основаны на неправильном его толковании. Указывают, что на основании и во исполнение норм Земельного кодекса РФ и Закона N 137-ФЗ, Правительством Саратовской области в рамках его компетенции принято вышеназванное Постановление, пунктом 1 которого установлен
порядок определения размера арендной платы, согласно которому размер арендной платы на год за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствующем процентном отношении к кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Размер арендной платы рассчитывается исходя из следующих правил: размер определяется в процентном отношении (два, три десятых и полтора процента); основой расчета является кадастровая стоимость арендуемых земельных участков, которая дифференцирована применительно к каждому отдельному взятому земельному участку; принимается во внимание категория (земли сельскохозяйственного назначения) и обороноспособность (изъятые из оборота или ограниченные в обороте) земельного участка. Также несостоятельны ссылки в заявлении на нормы пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1 “Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации“, Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, поскольку предусмотренные ими льготы по взиманию арендной платы за земли не являются элементом порядка определения ее размера и могут быть применены только уже после определения конкретного размера арендной платы в процессе ее взимания ввиду следующего.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит правильным в удовлетворении заявления прокурора отказать по следующим основаниям:

Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ акты высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.

Пунктами “в“, “к“ ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство. Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 2 ЗК РФ предусмотрено, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В соответствии с п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Пункт 4 ст. 22 ЗК РФ предусматривает, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Однако до настоящего времени такого постановления не
принято.

Пунктом 3 ст. 65 ЗК РФ установлено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определении размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ-137 порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков“ государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 2 Закона Саратовской области “О земле“ от 21.05.2004 года N 23-ЗСО к полномочиям Правительства области по регулированию земельных отношений в Саратовской области относятся, в том числе, установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктом 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ установлены максимальные размеры арендной платы для случаев переоформления права бессрочного пользования на право аренды. Платежи определяются Правительством РФ, региональными и местными властями, но они не могут быть в год больше:

трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения:

полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте;

двух процентов кадастровой стоимости в отношении всех остальных земельных участков.

С учетом вышеизложенных норм права оспариваемым пунктом 1 Постановления Правительством Саратовской области правомерно, в рамках его компетенции, в соответствии с нормами гражданского и земельного законодательства установлен общий порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной
собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. В пользу того факта, что это именно порядок определения размера арендной платы, а не фиксированный безальтернативный ее размер, как считает Прокурор, говорит то, что размер определяется в процентном отношении (два, три десятых и полтора процента); основой расчета является кадастровая стоимость арендуемых земельных участков, которая дифференцирована применительно к каждому отдельному взятому земельному участку; принимается во внимание категория (земли сельскохозяйственного назначения) и оборотоспособность (изъятые из оборота или ограниченные в обороте) земельного участка. При этом следует иметь в виду, что согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; учитывает в зависимости от категорий земель статистический анализ рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иные методы массовой оценки недвижимости (для земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений) либо капитализацию расчетного рентного дохода (для сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда) либо капитализацию расчетного рентного дохода или затраты, необходимые для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала; в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Выбор кадастровой стоимости в качестве базы для расчета арендных платежей обусловлен тем, что в настоящее время это единственный показатель, максимально приближенный к рыночной стоимости земли. При этом в оспариваемом пункте 1 Постановления установлено условие о размере арендной платы, устанавливающее способ ее расчета.

Не может быть принята во внимание и ссылка
Прокурора на нарушение оспариваемым пунктом 1 Постановления принципа свободы договора. Так, согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются соглашением сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ). Пунктом 1 ст. 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. А, как уже было сказано выше, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ). То есть, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Президента РФ N 431 издан 05.05.1992, а не 03.05.1992.

Доводы Прокурора о том, что оспариваемые положения пункта 1 Постановления не соответствуют также: 1) пункту 2 ст. 14 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, которым предусмотрено право физического или юридического лица, владеющего на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в федеральной собственности, либо земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, обеспечившего выполнение работ по сохранению данного объекта на уменьшение установленной арендной платы на сумму произведенных затрат или части затрат; 2) Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 года N 5090-1 “Об основных направлениях государственной молодежной
политики в Российской Федерации“, предусматривающего льготный порядок землепользования для молодых семей; 3) Указу Президента РФ от 03.05.1992 года N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, возлагающего обязанность на органы государственной власти субъектов РФ по предоставлению многодетным семьям льгот по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога, также не могут быть приняты во внимание поскольку оспариваемым пунктом 1 Постановления установлен лишь общий порядок определения размера арендной платы, что не исключает возможности применения при заключении конкретных договоров положений пункта 2 ст. 14 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 года N 5090-1 “Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации“ и Указа Президента РФ от 05.05.1992 года N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, предусматривающих предоставление льгот по арендной плате различным субъектам данного платежа.

Несостоятельна ссылка Прокурора и на необходимость учета при разрешении настоящего дела позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Определении от 11.05.2004 года N 209-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью “Вита Холдинг“ на нарушение конституционных прав и свобод частями первой и второй статьи 8 Закона РФ “О плате за землю“, согласно которой судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению
и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом должны выявлять, проводились ли при его принятии анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Действующее законодательство не предусматривает при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по установлению порядка определения размера арендной платы за земельные участки необходимости экономического обоснования такого порядка. Кроме того, названное определение не содержит вывода об аналогичной правовой природе ставок земельного налога, и размера арендной платы. При этом следует учитывать, что указанные платежи имеют различную правовую природу по своему характеру, регулируются разными отраслями законодательства. Так, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ), Тогда как, согласно Земельному кодексу РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (п. 2 ст. 65); размер арендной платы определяется договором аренды (п. 4 ст. 22); порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения Постановления приняты в рамках компетенции Правительства Саратовской области и соответствуют действующему законодательству более высокого уровня. Поэтому в удовлетворении Прокурора следует отказать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194 - 199, 249, 252 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

отказать прокурору Саратовской области в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу пункта 1 постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 года N 412-П “Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения“

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение 10 дней.