Решения и постановления судов

Решение Переславского районного суда ЯО от 21.03.2008 по делу N 2-461/08 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны сохранить льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, которые ранее были установлены соответствующим Федеральным законом.

ПЕРЕСЛАВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 марта 2008 г. по делу N 2-461/08

Переславский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи С., при секретаре С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Д., З. к департаменту финансов администрации Переславского муниципального района, МУП “ЖКХ“ Переславского муниципального района, администрации Переславского муниципального района о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению, перерасчете оплаты коммунальных услуг за отопление, взыскании задолженности излишне уплаченной суммы,

установил:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Федеральном законе от 22.08.2004 N 122-ФЗ подпункт 1.2 статьи 153 отсутствует, имеется в виду абзац третий части 2 статьи 153.

18.01.2008 Д.
обратилась в суд с иском к департаменту финансов администрации Переславского муниципального района, МУП “ЖКХ“, просит суд обязать ответчиков осуществлять предоставление льготы по оплате отопления занимаемого ею жилого помещения, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, с. Нагорье, ул. Советская, д. 6, кв. 5, в полном объеме, произвести перерасчет платы за коммунальные услуги за 2006 - 2007 годы, мотивируя свои требования тем, что является медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности, в соответствии с ранее действовавшей ч. 2 ст. 63 Федерального закона РФ “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья“ N 5487-1 от 22.07.1993 ей гарантировалось право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. В силу п.п. 1.2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, отменившего ч. 2 ст. 63 вышеназванного закона, при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

При подготовке дел к судебному разбирательству в качестве соответчика по делу была привлечена администрация Переславского муниципального района.

18.01.2008 З. обратилась в суд с иском к департаменту финансов администрации Переславского муниципального района, МУП “ЖКХ“, просит суд обязать ответчиков осуществлять предоставление льгот по оплате отопления занимаемого ею жилого помещения, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, с. Нагорье, ул. Первомайская, д. 21, кв. 15, в полном объеме, произвести перерасчет платы за коммунальные услуги за 2006 - 2007 годы, мотивируя свои требования тем, что является медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности, в соответствии с ранее действовавшей
ч. 2 ст. 63 Федерального закона РФ “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья“ N 5487-1 от 22.07.1993 ей гарантировалось право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. В силу п.п. 1.2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, отменившего ч. 2 ст. 63 вышеназванного закона, при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

При подготовке дел к судебному разбирательству в качестве соответчика по делу была привлечена администрация Переславского муниципального района.

Определением судьи от 21.01.2008 вышеуказанные иски были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебном заседании Д. требования уточнила, просила суд обязать МУП “ЖКХ“ Переславского муниципального района не начислять ей платеж за отопление жилого помещения, расположенного по адресу: Переславский район, с. Нагорье, ул. Советская, д. 6, кв. 5, обязать МУП “ЖКХ“ произвести перерасчет платежного баланса лицевого счета (с. Нагорье, ул. Советская, д. 6, кв. 5), зачесть излишне уплаченную сумму за отопление за период с 01.01.2006 по 01.03.2008 в размере 4331 рубля 34 копеек в счет будущих платежей, вычесть из платежного баланса указанного лицевого счета образовавшуюся задолженность по оплате за отопление на 01.03.2008 в сумме 5953 рублей 91 копейки.

В судебном заседании З. требования уточнила, просила суд обязать МУП “ЖКХ“ Переславского муниципального района не начислять ей платежи за отопление жилого помещения по адресу: Ярославская область, Переславский район, с. Нагорье, ул. Первомайская, д. 21, кв. 15, обязать МУП “ЖКХ“ Переславского муниципального района произвести перерасчет платежного
баланса лицевого счета (с. Нагорье, ул. Первомайская, д. 21, кв. 15), зачесть излишне уплаченную сумму за отопление за период с 01.01.2006 по 01.03.2008 в размере 4470 рублей 16 копеек, вычесть из платежного баланса указанного лицевого счета образовавшуюся задолженность по оплате за отопление на 01.03.2008 в сумме 8089 рублей 90 копеек.

Ответчик, представитель администрации Переславского муниципального района по доверенности Б. в судебном заседании иск не признала, пояснила суду, что при предоставлении льгот работникам бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, администрация района и МУП “ЖКХ“ руководствуются положениями Федерального закона “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья“ ФЗ N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, законами и постановлениями Ярославской области. Порядок, условия и объем предоставленных льгот по оплате отопления в настоящее время не изменяет и не ухудшает положение льготника.

Представитель ответчика МУП “ЖКХ“ Переславского муниципального района по доверенности Н. исковые требования не признала, представила в суд расчет по оплате истцами отопления за спорный период.

Представитель ответчика - департамент финансов администрации Переславского муниципального района Я. в судебном заседании не участвовала, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что Д. работает в должности медицинской сестры Нагорьевской районной больницы с 05.07.1968, З. с 21.01.1987 (л.д. 30, 31).

Таким образом, истицы являются медицинскими работниками и подпадают под понятие субъекта правоотношений, регулируемых ФЗ РФ “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья“.

В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами
субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Согласно ст. 14 Закона Ярославской области от 29 июня 2006 г. N 49-з “Об охране здоровья населения Ярославской области“ меры социальной поддержки работников государственной системы здравоохранения Ярославской области в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области устанавливаются законом Ярославской области.

Меры социальной поддержки работников муниципальной системы здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.

Согласно ст. 6 Закона Ярославской области от 21 декабря 2004 года N 62-з “О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области“ предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках Ярославской области осуществляется независимо от вида жилищного фонда путем возмещения расходов на оплату жилой площади и услуг по теплоснабжению и освещению. Иные коммунальные услуги оплачиваются работниками бюджетных учреждений, проживающими в сельской местности и рабочих поселках Ярославской области, в общем порядке.

В соответствии с положениями Закона Ярославской области от 21 декабря 2004 года N 62-з “О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных
в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области“ Собранием представителей Переславского муниципального района 17.03.2005 было принято решение N 45 “О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений Переславского МО“.

Вышеуказанное решение признано утратившим силу с момента опубликования решения Собрания представителей Переславского муниципального района Ярославской области от 25 октября 2007 г. N 271 “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан“, на момент рассмотрения дела в суде текст решения Собрания представителей Переславского муниципального района Ярославской области от 25 октября 2007 г. N 271 официально не опубликован.

Согласно п. 2 решения N 45 от 17.03.2005 “О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений Переславского МО“ к категориям работников бюджетных учреждений Переславского МО, имеющих право на социальную поддержку органов местного самоуправления Переславского МО, относятся работники расположенных в Переславском МО муниципальных дошкольных образовательных учреждений, работники Рязанцевской вспомогательной школы-интерната, работники расположенных в Переславском МО муниципальных учреждений здравоохранения.

Согласно п. 6 решения N 45 от 17.03.2005 “О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений Переславского МО“ предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в Переславском муниципальном районе осуществляется независимо от вида жилищного фонда путем возмещения расходов на оплату жилой площади и услуг по ее теплоснабжению (в домах, не имеющих центрального отопления, - приобретению твердого топлива и газа, используемого для коммунальных нужд (отопления), транспортных услуг для доставки твердого топлива) и освещению.

Иные коммунальные услуги (водоснабжение, газоснабжение, водоотведение и другое) оплачиваются работниками бюджетных учреждений, проживающими в Переславском муниципальном районе, в общем порядке.

Первоочередное предоставление жилой площади осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно п. 2 решения Собрания представителей Переславского муниципального района Ярославской области от 25
октября 2007 г. N 271 “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан“ к категории работников бюджетных учреждений Переславского муниципального района, имеющих право на социальную поддержку органов местного самоуправления Переславского муниципального района, относятся работники муниципальных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в Переславском муниципальном районе.

Согласно ст. 5 Закона Ярославской области от 27 июня 2007 года N 44-з “О мерах социальной поддержки работников государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и малых городах Ярославской области“ работникам государственных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, возмещаются расходы на оплату жилой площади с отоплением и освещением.

Возмещение расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением осуществляется по нормам администрации Ярославской области.

Действие мер социальной поддержки, предусмотренных частью 1 настоящий статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи работника государственного учреждения, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Основным возражением ответчиков является утверждение о том, что предоставляемая медицинским работникам в сельской местности оспариваемая льгота на отопление (право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, имея в виду площадь только жилых комнат и учитывая лишь нетрудоспособных членов семьи, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании) в денежном выражении не уменьшилась в объеме, следовательно, не нарушает их прав.

Суд находит данное утверждение противоречащим нормативным актам, регулирующим спорные правоотношения.

До 01.01.2005 истцы, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, т.е. за отопление не платили.

С 01.01.2005 в связи с установленной вышеуказанными нормативными актами
льготой истцам производят начисление за отопление.

Согласно ст. 8 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“ до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ правовое регулирование вопроса предоставления льгот, по мнению суда, не предполагает лишение медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Ранее действующее законодательство не ограничивает указанное право медицинских работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг,
ни количеством проживающих совместно с медицинскими работниками членов семьи.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ согласно его преамбуле принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, как указано в части 1 его статьи 153, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых до 1 января 2005 года возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых им нормах, не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в предусмотренных им форме и размерах. По смыслу данной статьи, предопределяющей развитие законодательства в сфере социальной защиты и государственной поддержки граждан, а также содержание соответствующих правовых норм, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П).

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года для различных категорий граждан, что
было связано с принятием в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Федеральных законов от 4 июля 2003 года “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и от 6 октября 2003 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Суд находит, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны сохранить льготы названной категории граждан, которые ранее были установлены Федеральным законом. В связи с этим ссылки представителей ответчиков на нормативные акты субъекта Российской Федерации не могут быть приняты судом во внимание.

Суд находит возможным обязать МУП “ЖКХ“ не начислять Д. и З. платежи за отопление занимаемых ими жилых помещений.

При этом права истиц также подлежат защите путем уменьшения платежного баланса истиц и зачета уплаченных ими за спорный период сумм за отопление в счет будущих коммунальных платежей.

Из представленных МУП “ЖКХ“ Переславского района расчетов следует, что за период с 01.01.2006 по 01.03.2008 Д. уплачен за отопление 4331 рубль 34 копейки, выставлен долг в сумме 5953 рублей 91 копейки, З. уплачено за отопление 4470 рублей 16 копеек, выставлен долг в сумме 8089 рублей 90 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

требование удовлетворить.

МУП “ЖКХ“ Переславского муниципального района не начислять Д. платежи за отопление жилого помещения по адресу: Ярославская область, Переславский район, с. Нагорье, ул. Советская, д. 6, кв. 5.

МУП “ЖКХ“ Переславского муниципального района произвести перерасчет платежного баланса лицевого счета (с. Нагорье, ул. Советская, д. 6, кв. 5), зачесть излишне уплаченную сумму за отопление за период с 01.01.2006 по 01.03.2008 в размере 4331 рубля 34 копеек в счет будущих коммунальных платежей, вычесть из платежного баланса указанного лицевого счета образовавшуюся задолженность по оплате за отопление на 01.03.2008 в сумме 5953 рублей 91 копейки.

МУП “ЖКХ“ Переславского муниципального района не начислять З. платежи за отопление жилого помещения по адресу: Ярославская область, Переславский район, с. Нагорье, ул. Первомайская, д. 21, кв. 15.

МУП “ЖКХ“ Переславского муниципального района произвести перерасчет платежного баланса лицевого счета (с. Нагорье, ул. Первомайская, д. 21, кв. 15), зачесть излишне уплаченную сумму за отопление за период с 01.01.2006 по 01.03.2008 в размере 4470 рублей 16 копеек в счет будущих коммунальных платежей, вычесть из платежного баланса указанного лицевого счета образовавшуюся задолженность по оплате за отопление на 01.03.2008 в сумме 8089 рублей 90 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения в Ярославский областной суд через Переславский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 31.03.2008.