Решения и определения судов

Определение Нижегородского областного суда от 18.03.2008 по делу N 33-1153 В удовлетворении требований о взыскании денежных средств отказано правомерно, так как факт включения ответчика в список участников Программы по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, подтвержден материалами дела.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 марта 2008 г. N 33-1153

Судья Степанов В.Г.

18 марта 2008 г. судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Железновой Н.Д., судей Башаркиной Н.Н., Гаврилова В.С.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Башаркиной Н.Н.

по жалобе А.

с участием А., прокурора Кирьяновой О.Н.

на решение Дивеевского районного суда от 15 января 2008 г. по заявлению прокурора Дивеевского района в интересах Российской Федерации и Субъекта Российской Федерации - Нижегородской области к А. о взыскании денежных средств,

установила:

прокурор Дивеевского района Нижегородской области обратился в суд с заявлением в интересах Субъекта Российской Федерации - Нижегородской области в лице Министерства сельского хозяйства и
продовольственных ресурсов и просит взыскать с А. 491 778 рублей. В последующем прокурор исковые требования уточнил и просит взыскать в пользу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 210762 руб., в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области 281016 рублей, с учетом индекса потребительских цен.

Свои требования он обосновывает следующим: в ходе проверки исполнения законодательства РФ при предоставлении жилья в рамках федеральной целевой программы “Развитие села до 2010 года“ было установлено, что в рамках данной программы А. получила на строительство дома 491 778 рублей, в том числе: за счет средств Федерального бюджета через Министерство сельского хозяйства РФ 210 762 рублей, за счет средств бюджета Субъекта РФ - Нижегородской области через Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов 281016 рублей. Вместе с тем было установлено, что А. нуждающейся в улучшении жилищных условий не являлась и к числу лиц, имеющих право на указанную материальную поддержку со стороны государства, не относилась. Денежные средства она получила вследствие того, что представила в уполномоченный орган местного самоуправления и государственный орган заведомо подложные документы о нуждаемости в улучшении жилищных условий. Данные документы ей были предоставлены с превышением должностных полномочий ее отцом - Д.В.А., работавшим главой Больше-Череватовской сельской администрации. В связи с изложенными обстоятельствами А. обязана вернуть незаконно полученные денежные средства в полном объеме.

Решением суда от 15 января 2008 г. взыскано с А. в пользу Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства РФ 241917 рублей, в пользу Субъекта Российской Федерации - Нижегородской области в лице Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области 322680 рублей, а всего 564597 рублей.

В кассационной
жалобе А. просит об отмене решения суда как незаконного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

3.12.2002 года Правительством РФ было принято Постановление N 858 “О федеральной целевой Программе “Социальное развитие села до 2010 года“, предусмотревшей оказание финансовой государственной поддержки в целях улучшения жилищных условий сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

В целях реализации данной Федеральной целевой Программы Правительством Российской Федерации 28.04.2006 года было издано Постановление N 250 “О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности“, которым утверждены “Правила предоставления субсидий...“.

В соответствии с пунктом 32 указанных “Правил...“ указан перечень лиц, имеющих право на предоставление субсидий на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, к числу которых относятся:

А) молодые семьи, отвечающие в совокупности следующим условиям:

- один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;

- постоянно проживают или изъявили желание постоянно проживать в сельской местности;

- нуждаются в улучшении жилищных условий либо не имеют жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

Б) молодые специалисты, под которыми понимаются граждане Российской Федерации в возрасте не старше 30 лет, имеющие законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащиеся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального
образования, отвечающие в совокупности следующим условиям:

- работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;

- постоянно проживают или изъявили желание проживать в сельской местности;

- нуждаются в улучшении жилищных условий либо не имеют жилья в сельской местности, в которой работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.

Факт работы в сельской местности в организации агропромышленного комплекса или факт намерения о такой работе должен подтверждаться соответствующим трудовым договором, факт нуждаемости в улучшении жилищных условий или в предоставлении жилья - соответствующим документом органа местного самоуправления, подтверждающим, что гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В соответствии со ст. 2 Закона Нижегородской области N 179-З от 16.11.2006 года “О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма“ состоять на учете имеют право граждане Российской Федерации..., постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования:

... 2. отнесенные в соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно положений ст. 3 и ст. 4 Закона Нижегородской области N 179-З гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1. не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма
или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы.... При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размера нормы предоставления, установленном данным органом.

В соответствии с п. “ж“ п. 39 Постановления Правительства N 250 от 28.04.2006 года молодые специалисты, изъявившие желание улучшить жилищные условия... предоставляют в органы местного самоуправления заявление по установленной форме с приложением документов, подтверждающих признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Из дела видно, что ответчица для получения государственной поддержки на улучшение своих жилищных условий в 2006 году обратилась с заявлением о предоставлении ей субсидии на строительство жилого дома и была включена в список участников Программы по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности (л.д. 38, 31, 34 - 37). Судом установлено, что А. проживала в с. Б.Череватово Дивеевского района в доме родителей, являясь сособственником данного жилого помещения, не являлась нуждающейся в получении жилого помещения. В качестве нуждающейся в получении жилого помещения по месту
своего жительства - в Больше-Череватовской сельской администрации она не состояла, и не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке. Кроме того, в подтверждение факта нуждаемости в улучшении жилищных условий она представила в орган, ведающий вопросами предоставления субсидии, заведомо подложный документ - справку, выданную 10.08.2006 года за исх. N 295 главой Больше-Череватовской сельской администрации Д.В.А., который является отцом ответчицы. Факт подложности выданной А. справки о нуждаемости и того, что она фактически на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в Б.Череватовской сельской администрации не состояла, подтвержден приговором Дивеевского районного суда от 18.10.2007 года, вступившим в законную силу (л.д. 96 - 98), которым Д.В.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285 и ст. 292 УК РФ.

Таким образом, материалами дела установлено, что она незаконно получила государственную субсидию в рамках ФЦП “Развитие села до 2010 года“ в размере 491 778 рублей, в том числе из средств Федерального бюджета 210 762 рубля, из средств бюджета Нижегородской области 281 016 рублей.

Кроме того, материалами дела установлено, что предоставление А. субсидии не может быть признано законным и ввиду ненадлежащего оформления документов, необходимых для предоставления субсидии, а именно: в материалах дела имеется ксерокопия заявления А. на участие в целевой Программе, на котором отсутствует дата написания заявления, что затрудняет выяснение вопроса, когда же именно оно было написано. Постановлением администрации Дивеевского района N 243 от 3.10.2006 года была утверждена проектно-сметная документация на строительство индивидуального жилого дома по ул. Арзамасская д. 69-а в с. Дивеево, застройщик А.В.С. Однако листы проектно-сметной документации (л.д. 55 -
58) не содержат точного указания адреса застройки, даты изготовления проекта. При этом судом установлено, что фактическое строительство данного дома осуществлялось уже с 2005 года, что подтверждается актом приемки выполненных работ (л.д. 65 - об).

В силу требований ст. 166, 167, 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Такая сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительная с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные требования, взыскав с А. незаконно полученные в виде государственной субсидии денежные средства с учетом индексации.

Решение постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.

Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, так как материалами дела установлено, что А. не имела права на получение государственной субсидии в рамках федеральной целевой Программы и указанные средства она получила незаконно.

Нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, судом не допущено. На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

решение Дивеевского районного суда от 15 января 2008 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.