Решения и постановления судов

Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 18.03.2008 по делу N 3-29/08 О признании недействующим пункта 2.1 Положения о Министерстве образования РС(Я), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 16.08.2007 N 351.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 марта 2008 г. по делу N 3-29/08

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей Семеновой М.Н. с участием прокурора Рязанской А.Д. при секретаре Петуховой О.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 18 марта 2008 года

Дело по заявлению первого заместителя Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании п. 2.1 Положения о Министерстве образования Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 351 от 16.08.07 года противоречащим федеральному законодательству и не действующим, суд

установил:

постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2007 года было утверждено Положение о Министерстве образования Республики Саха (Якутия).

Первый заместитель
Прокурора РС(Я) обратился в Верховный суд РС(Я) с заявлением о признании п. 2.1 Положения недействующим в части ввиду их противоречия федеральному закону.

В судебном заседании прокурор поддержала заявление и пояснила, что разработка и реализация государственной политики в области образования относится к полномочиям федеральных органов государственной власти, поэтому данную норму в этой части просит признать недействующим.

Представитель Правительства Республики Саха (Якутия) Алексеев П.В. и представитель Министерства образования Республики Саха (Якутия) Семенов Т.Т. с заявлением прокурора не согласны и указывают, что Республика Саха (Якутия) вправе разработать и реализовать государственную политику Республики Саха (Якутия). При этом Алексеев П.В. представил отзыв.

Выслушав пояснение прокурора и представителя Правительства РС(Я) Алексеева П.В. и представителя Министерства образования РС(Я) Семенова Т.Т., исследовав представленные письменные доказательства, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Правительство Республики Саха (Якутия) был вправе принимать подобные акты, носящие нормативный характер. Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.

Пункт 2.1 Положения о Министерстве образования Республики Саха (Якутия) предусматривает, что основными задачами Министерства являются определение и реализация государственной политики РС(Я) в области образования, осуществление государственного управления в сфере
образования Республики Саха (Якутия).

Между тем, данная норма республиканского Положения не соответствует федеральным законодательствам по следующим основаниям.

Согласно ст. 4 п. 1 Федерального закона “Об образовании“ задачами законодательства Российской Федерации в области образования является разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с данной нормой закона были разграничены полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Где согласно ст. 28 п. 1 ФЗ “Об образовании“ разработка и реализация государственной политики в области образования отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования, а не к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 21 п. 1 ФЗ N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ участвует в проведении единой государственной политики в области образования.

Следовательно, из содержания приведенных норм в совокупности следует, что в сфере образования всеми субъектами Российской Федерации должна осуществляться единая государственная политика Российской Федерации.

Доводы представителя Алексеева П.В. о том, что оспариваемая норма принята и реализуется для Республики Саха (Якутия) с учетом национальных особенностей не состоятельна. Поскольку основные цели и задачи в области образования, его политику определяет федеральный орган
исполнительной власти. С учетом данной нормы субъект Российской Федерации разрабатывает и принимает правовые нормативные акты с учетом национальных особенностей.

Таким образом, в связи с принятием данной нормы с превышением полномочий исполнительной власти субъекта РФ, оспариваемая норма в части подлежит признанию недействующей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление первого заместителя Прокурора Республики Саха (Якутия) подлежит удовлетворению.

Признать п. 2.1 в части (определение и реализация государственной политики РС(Я) в области образования) Положения о Министерстве образования Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 351 от 16 августа 2007 года недействующим с момента вступления решения в законную силу.

Сведения о принятом решении опубликовать в газете “Якутские ведомости“.

Взыскать с Правительства Республики Саха (Якутия) государственную пошлину в доход федерального бюджета 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующая

М.Н.СЕМЕНОВА