Решения и постановления судов

Решение Порховского районного суда от 11.03.2008 по делу N 2-168/2008 О признании недействующим решения Собрания депутатов Порховского района от 31 октября 2007 года N 74 “Об утверждении “Временного порядка отпуска древесины на залесившихся сельскохозяйственных угодьях Порховского района“.

ПОРХОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 марта 2008 г. по делу N 2-168/2008

Судья Порховского районного суда Псковской области Никитин А.Б.

при секретаре Семеновой И.А.,

с участием ст. помощника прокурора Порховского района Семеновой Л.Е.,

представителя Собрания депутатов Порховского района Грузд А.Е., Ходос Е.А.,

представителя заинтересованного лица Сорокина В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора Порховского района о признании нормативного правового акта недействующим,

установил:

прокурор Порховского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующим полностью с момента принятия нормативного правового акта - решения Собрания депутатов Порховского района N 74 от 31 октября 2007 года “Об утверждении “Временного порядка отпуска древесины на
залесившихся сельскохозяйственных угодьях Порховского района“ (далее - Порядка). Как указано в заявлении, данный нормативный акт, устанавливая с целью обеспечения древесиной населения района, бюджетных учреждений и сельскохозяйственных организаций правила рубки древесно-кустарниковой растительности на залесившихся сельскохозяйственных угодьях, противоречит действующему федеральному законодательству, в частности ст. 36 Конституции РФ, ст. 3 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 261, 209 ГК РФ, поскольку нарушает права собственников земель сельскохозяйственного назначения, позволяя изымать, использовать и распоряжаться их собственностью посторонним лицам и организациям, и ограничивая тем самым их права при распоряжении собственностью.

В судебном заседании представитель прокуратуры Семенова Л.Е. требования прокурора поддержала, изложив аналогичные доводы.

Представители Собрания депутатов Ходос Е.А. и Грузд А.Е. с заявлением прокурора не согласились, полагая, что ссылка прокурора исключительно на нормы гражданского законодательства в рассматриваемом вопросе является необоснованной, и, показав, что Временный порядок позволил решить проблему обеспечения жителей, бюджетных организаций и сельскохозяйственных предприятий дровами на отопительный сезон 2007 - 2008 годов и древесиной на выполнение ремонтных работ по подготовке животноводческих помещений к зимнестойловому и летнепастбищному содержанию скота, снять социально-бытовое напряжение и предотвратить стихийные рубки. При принятии решения Собрание депутатов руководствовалось изменениями, которые были внесены в ст. 40 ЗК РФ, ст.ст. 130, 261 ГК РФ, Федеральным законом РФ “О введении в действие ЛК РФ“, в результате чего из самостоятельных объектов недвижимости были исключены лес и многолетние насаждения (древесно-кустарниковая растительность), ограничены права собственника земельного участка в пользовании и распоряжении земельными насаждениями на нем. Иные, кроме земли, компоненты леса, в том числе лесная древесно-кустарниковая растительность, собственностью владельца земельного участка не являются. При выделении земель в начале 1990-х годов земли, занятые многолетними
лесными насаждениями, сельскохозяйственным предприятиям района не выделялись. С учетом норм земельного законодательства, позволяющих изымать от собственников сельскохозяйственные угодья, неиспользуемые по назначению, а также того обстоятельства, что право собственности на изъятые земли может быть приобретено муниципальным образованием, представители Собрания депутатов считают принятый нормативно-правовой акт законным и подлежащим использованию на территории района.

Сорокин В.С., представляющий заинтересованное лицо - Порховское лесничество - филиал ГУ “Псковприродресурсы“, считая принятый Собранием депутатов Порядок обоснованным и законным, показал, что полномочия Порховского лесничества распространяются в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда. Объемы разрешенных на землях лесного фонда вырубок в значительной степени не покрывают потребностей населения, предприятий и организаций района в древесине для собственных нужд. Распоряжаться лесами, произрастающими на землях сельскохозяйственного назначения, лесничество не может, поэтому оспариваемый Порядок является полезным, способствующим удовлетворению потребностей населения и упорядочиванию рубки древесины. Права лесничества, которые установлены Порядком, заключаются в согласовании мест заготовки древесины с целью предотвращения вырубок на землях лесного фонда.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Оспариваемый нормативно-правовой акт был принят в установленном Уставом Порховского района порядке на шестой сессии Собрания депутатов района и утвержден решением Собрания N 74 от 31 октября 2007 года. Решение подписано председателем Собрания и главой района и вместе с “Временным порядком...“ опубликовано 14 ноября 2007 года в N 86 районной газеты “Порховский вестник“.

Порядок содержит правила поведения, распространяющиеся на неопределенный круг лиц, рассчитанные на неоднократное поведение, направлен на урегулирование общественных отношения в сфере лесопользования. В силу утверждения решением Собрания депутатов Порядок, несмотря на указание о временном (без определения срока) и рекомендательном характере, является обязательным для
исполнения и действующим на территории района.

Согласно преамбуле (абз. 1) Порядка он рекомендуется для организации рубки древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения с целью обеспечения древесиной населения, учреждений и сельскохозяйственных организаций без оформления дополнительных разрешительных документов. При этом нормами данного акта:

- определены лица (собственники земельных участков, органы местного самоуправления, филиал ГУ “Псковприродресурсы“), с которыми согласовываются места рубки (абз. 2);

- установлены перечень платных услуг (подбор делянки, отвод участка, отпуск древесины), порядок их оказания, которые осуществляются специализированным предприятием (абз. 3, 5, 9);

- установлены цели предоставления участков для рубки - отопление, собственные нужды сельхозорганизаций (абз. 4);

- введены нормативы рубки и лесопользования (абз. 6, 8);

- определен перечень предоставляемых заготовителями древесины документов (абз. 7);

- установлен контроль за исполнением Порядка (абз. 10, 11).

Решение Собрания депутатов и Порядок не содержат ссылок на какие-либо законодательные или иные нормативные акты, в соответствии с которыми Порядок принят, за исключением обосновывающего нормативы рубки Закона Псковской области N 653-оз от 28.02.2007 “Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд“.

Из наименования и преамбулы оспариваемого нормативно-правового акта следует, что им регулируется использование древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на неиспользуемых по назначению сельскохозяйственных угодьях - землях сельскохозяйственного назначения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, указанные земли на территории Порховского района находятся преимущественно в частной собственности физических и юридических лиц. Часть из указанных земель является долевой собственностью, часть земель выделена в натуре. Значительное количество земель с начала 1990-х годов не используется по своему назначению. За этот период неиспользуемые сельскохозяйственные угодья покрылись древесно-кустарниковой растительностью, которая по возрасту и размеру, по показаниям Сорокина В.С., может относиться к лесным насаждениям
и использоваться как для отопления, так и для строительных работ. Из объяснений участников судебного заседаний следует, что предусмотренные Порядком услуги по подбору делянки, отводу участка, отпуску древесины осуществляются обществом с ограниченной ответственностью “Витязь“. Данное ООО действует на основании договора, заключенного с Порховским лесничеством. Оказываемые услуги являются платными независимо от прав заготовителя на земельный участок, на котором производится вырубка. Расчет оплаты производится ООО по принятым самостоятельно ставкам. Договоров купли-продажи лесных насаждений с заготовителем не составляется. Отпуск древесины осуществляется по накладной. Согласование мест рубки производится тем же ООО с сельскохозяйственными предприятиями района без установления прав предприятия на земельный участок. Из получаемых ООО “Витязь“ от заготовителей денежных средств в бюджет Порховского района перечисляется попенная плата в размере трех рублей.

Согласно ст. 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено ЛК, другими федеральными законами.

Предполагаемую Порядком к использованию древесно-кустарниковую растительность, являющуюся лесными насаждениями, по мнению суда, следует считать природным ресурсом, что согласно ст. 5 ЛК РФ соответствует понятию леса.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению разделяются среди прочих на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.

Согласно ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на сельскохозяйственных угодьях, может осуществляться в соответствии с целями, установленными
ч. 1 ст. 78 ЗК РФ для земель сельскохозяйственного назначения - для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Согласно ч. 1 ст. 79 ЗК РФ - сельскохозяйственные угодья - это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения, имеющие приоритет в использовании и подлежащие особой охране.

Послуживший одним из оснований для принятия спорного Порядка факт зарастания сельскохозяйственных угодий древесно-кустарниковой растительностью уже сам по себе свидетельствует о неиспользовании собственником этих земельных участков по их целевому назначению. Данное обстоятельство влечет для собственника сельскохозяйственных угодий правовую ответственность, в частности, ст. 8.8 КоАП РФ установлена соответствующая административная ответственность; ст. 6 Федерального закона РФ N 101-ФЗ от 24.07.2002 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ предполагается принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки. В Псковской области согласно ст. 5 Закона области N 336-оз от 05.02.2004 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Псковской области“ такое изъятие может производиться по инициативе Администрации области.

Из этого следует, что древесно-кустарниковая растительность на залесившихся сельскохозяйственных угодьях не используется и не может быть использована в соответствии с целями использования земель сельскохозяйственного назначения.

По мнению суда, представителями Собрания депутатов в возражениях на заявление прокурора обоснованно сделана ссылка на то, что изменениями, которые были внесены в ст.ст. 130, 261 ГК РФ и ст. 40 ЗК РФ Федеральным законом N 201-ФЗ от 04.12.2006 “О введении в действие Лесного кодекса РФ“ (ст. 16, ст. 33), частные собственники земельных участков были лишены права собственности на лесные насаждения на таком участке независимо
от его принадлежности к той или иной категории. Следовательно, данные лесные насаждения могут быть использованы ими в соответствии с установленными правилами лесопользования. Согласно ч. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно ч. 2 ст. 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране лесов применяется лесное законодательство.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что спорным нормативным актом установлен Порядок осуществления в отношении древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на залесившихся сельскохозяйственных угодьях, одного из видов лесопользования - заготовки древесины (ст. 25 ЛК РФ), суд полагает, что регламентированные правоотношения являются лесными и подлежат регулированию в основном не гражданским либо земельным (как указано в заявлении прокурора), а лесным законодательством.

В соответствии с 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Правила лесопользования при заготовке древесины (рубке лесных насаждений) устанавливаются лесным законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, подзаконными нормативными актами.

Из приведенного ниже анализа нормативной базы в указанной сфере следует, что вопросы заготовки древесины для собственных нужд физическими и юридическими лицами при рубке лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, не имеют достаточного правового регулирования.

К такому выводу суд приходит, учитывая, что залесившиеся сельскохозяйственные угодья согласно ст.ст. 7, 67, 69, 92 ЛК РФ нельзя считать лесными участками, эти земли не относятся к землям лесного фонда и не являются государственной или муниципальной собственностью, в то время как согласно ст.ст. 29, 30, 75 ЛК РФ заготовка древесины может осуществляться на основании
договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а понятие заготовки древесины для собственных нужд распространяется лишь в отношении граждан, заготовка древесины как предпринимательская деятельность (в том числе заготовка юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) может осуществляться лишь в эксплуатационных и защитных лесах, к каковым лес на сельхозугодьях согласно ст.ст. 10, 102, 108 ЛК РФ отнесен быть не может.

В связи с этим при принятии решения по делу суд согласно ч. 3 ст. 11 ГПК РФ находит возможным учесть нормы права, регулирующие порядок заготовки древесины - рубки лесных насаждений, расположенных на землях, не относящихся к сельскохозяйственным угодьям.

Согласно ст. 16, 29, 30 ЛК РФ порядок рубки лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, заготовка древесины без предоставления лесного участка может осуществляться, а заготовка древесины гражданами для собственных нужд (с целями отопления, возведения строений и иными) обязательно осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, порядок и нормативы заготовки древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъекта РФ.

Главой 7 ЛК РФ (ст.ст. 75 - 77) установлены положения, касающиеся заключения договора купли-продажи лесных насаждений, являющегося основанием для заготовки древесины. Как указывалось, согласно ч. 1 ст. 75 ЛК такие договора могут заключаться лишь в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Часть 6 той же статьи предполагает возможность установления законами субъекта РФ исключительных случаев заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно ст.ст. 81, 82 ЛК РФ установление правил заготовки древесины относится к полномочиям органов государственной власти РФ, а утверждение порядка и нормативов
заготовки гражданами древесины для собственных нужд - к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Ни указанные нормы Лесного кодекса РФ, ни принятые в их исполнение иные нормативные акты - Правила заготовки древесины, утвержденные Приказом Министерством природных ресурсов России N 184 от 16.07.2007; Закон Псковской области N 653-оз от 28.02.2007 “Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд“; Правила заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденные Приказом Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию N 246 от 18.04.2007; Закон Псковской области N 694-оз от 26.07.2007 “Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений в Псковской области“ не устанавливают каких-либо прав органов местного самоуправления по распоряжению лесными насаждениями, находящимися за пределами земель, являющихся муниципальной собственностью, и не наделяют органы местного самоуправления полномочиями регулировать лесные правоотношения, возникающие в связи с использованием таких лесных насаждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 84 ЛК РФ следует, что полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений распространяются лишь в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, и заключаются во владении, пользовании, распоряжении такими лесными участками, установлении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды, установлении ставок платы за единицу объема древесины, разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов, а также проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, осуществлении муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков. Данный объем полномочий является исчерпывающим.

Ч. 2 ст. 84 ЛК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в
области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством РФ.

Федеральный закон РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ в ст. 19 устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями Российской Федерации либо субъектов РФ исключительно федеральными законами и законами субъектов РФ.

До недавнего времени органы местного самоуправления Псковской области, в том числе Порховского района, Законом области N 421-оз от 05.03.2005 были наделены государственными полномочиями по принятию решений о предоставлении в краткосрочное пользование участков лесного фонда в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций. Среди предоставленных полномочий имелось и право на правовое регулирование.

Однако Законом Псковской области N 657-оз от 08.05.2007 в связи со вступлением в силу Лесного кодекса РФ Закон области N 421-оз был признан утратившим силу, а делегированные по нему органам местного самоуправления государственные полномочия прекращенными.

Иными законодательными актами органы местного самоуправления Псковской области государственными полномочиями в сфере лесопользования не наделялись.

Таким образом, суд приходит к выводу, что, принимая решение об утверждении “Временного порядка отпуска древесины на залесившихся сельскохозяйственных угодьях Порховского района“, Собрание депутатов Порховского района вышло за пределы предоставленных законом органам местного самоуправления полномочий на издание нормативно-правовых актов, так как не имеет прав на правовое регулирование правил лесопользования на землях, находящихся в частной собственности.

В связи с этим оспоренный нормативно-правовой акт должен быть признан недействующим.

Учитывая, что Временный порядок применялся до вынесения судом настоящего решения и на его основании были реализованы права граждан и организаций на заготовку древесины для собственных нужд, при этом заготовленная древесина, с большой долей вероятности, использована по своему целевому назначению, суд считает возможным признать оспоренный акт недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ в федеральный бюджет с Собрания депутатов Порховского района подлежит взысканию государственная пошлина.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ,

решил:

признать решение Собрания депутатов Порховского района N 74 от 31 октября 2007 года “Об утверждении “Временного порядка отпуска древесины на залесившихся сельскохозяйственных угодьях Порховского района“ недействующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать редакцию газеты “Порховский вестник“ опубликовать сообщение о настоящем решении после его вступления в законную силу.

Взыскать с Собрания депутатов Порховского района в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 100 (ста) рублей.

Настоящее решение не может быть преодолено повторным принятием признанного недействующим нормативного акта.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 дней со дня составления в окончательной форме путем подачи жалобы в Порховский районный суд.

Решение в окончательной форме составлено 17 марта 2008 года.

Судья Порховского районного суда

А.Б.НИКИТИН