Решения и определения судов

Кассационное определение Костромского областного суда от 13.02.2008 по делу N 33-157 Отказ в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме “Обеспечение жильем молодых семей“ признан незаконным, так как местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а не где зарегистрирован.

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 февраля 2008 г. по делу N 33-157

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда, рассмотрев в судебном заседании по докладу Б. дело по заявлению К. об оспаривании решения жилищной комиссии Администрации города Костромы,

установила:

К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения жилищной комиссии Администрации г. Костромы от 01.10.2007 года об отказе в признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на территории г. Костромы для участия в подпрограмме “Обеспечение жильем молодых семей“. Свои требования мотивировала тем, что она с мужем сдала все необходимые документы для участия в указанной программе, но им было отказано в признании их
нуждающимися в улучшении жилищных условий на территории г. Костромы в связи с тем, что они зарегистрированы в муниципальных образованиях области: она в Буйском районе п. Чистые боры, а ее муж - в Пыщугском районе в дер. Сергеевица. По мнению заявителя, решение жилищной комиссии противоречит Правилам предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в рамках реализации подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей“ федеральной целевой программы “Жилище на 2002-2010 годы“, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. N 285. Она и ее муж постоянно проживают в г. Костроме уже 8 лет, проживают по договору найма, работают в органах внутренних дел с 2002 года, нуждаются в улучшении жилищных условий.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 21 ноября 2007 года заявление К. удовлетворено. Признан п. 22 решения жилищной комиссии Администрации г. Костромы от 01.10.2007 года, протокол N 35 незаконным.

Суд обязал Администрацию г. Костромы решить вопрос о признании молодой семьи К. нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом ее права на участие в подпрограмме “Обеспечение жильем молодых семей“ по постоянному месту жительства в городе Костроме.

Администрация г. Костромы обязана не позднее одного месяца со дня получения решения суда сообщить в суд и К. об исполнении решения.

В кассационной жалобе представитель Администрации г. Костромы В., действующая по доверенности, просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение. В обосновании доводов жалобы ссылается на то, что в соответствии с п. 13 постановления губернатора Костромской области от 26.03.2007 года N 140 “Об утверждении положения о предоставлении на территории Костромской области молодым семьям безвозмездных
субсидий на приобретение (строительство) жилья“ в случае, если члены молодой семьи зарегистрированы по месту жительства в разных муниципальных образованиях области, молодая семья имеет право претендовать на участие в подпрограмме в любом из них. Поэтому полагает, что семья К. имеет право претендовать на участие в указанной подпрограмме по месту постоянной регистрации одного из супругов, то есть либо в Буйском, либо в Пыщугском районе Костромской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Администрации г. Костромы - В., К., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Принимая решение об удовлетворении заявленных К. требований, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к правильному выводу о законности заявленных ею требований. Этот вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и материалам дела, оснований для признания его неправильным не имеется.

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002-2010 годы (далее - Правила).

Данные Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002-2010
годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675.

В соответствии с п. 5 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

В силу п. 6 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно п. 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства наряду с другими документами - документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Как видно из материалов дела, семья К., родившейся 4
сентября 1981 г. состоит из трех человек: она, муж - К.Е., родившийся 16 июня 1982 г., и сын К.В., родившийся 28 мая 2006 года.

К. с сыном зарегистрирована по адресу: пос. Чистые Боры Буйского района м/р-н Лесной. К.Е. зарегистрирован Пыщугский район д. Сергеевица ул. Молодежная.

Ни К., ни ее супруг не являются нанимателями жилого помещения в г. Костроме по договору социального найма, а также не являются собственниками жилых помещений, проживают по договору найма в квартире по адресу: г. Кострома, ул. Димитрова.

Решением жилищной комиссии Администрации г. Костромы от 1 октября 2007 года К. было оказано в признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на территории города Костромы для участия в подпрограмме “Обеспечение жильем молодых семей“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002-2010 годы в связи с тем, что члены молодой семьи - К. зарегистрированы по месту жительства в разных муниципальных образованиях области, а не в г. Костроме.

Суд, исследовав имеющиеся по делу доказательства, подробный анализ которых приведен в мотивировочной части решения, оценив их в совокупности, пришел к правильному выводу о том, что постоянным местом жительства семьи К-вых является город Кострома, где данная семья постоянно проживает.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 05.10.2000 г. N 199-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 40.1 КЗоТ Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“ понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе
Российской Федерации от 25 июня 1993 года “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“ и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.

Доводы кассационной жалобы по существу повторяют все то, на что представитель Администрации г. Костромы ссылалась в ходе судебного разбирательства и были рассмотрены и проанализированы судом и им дана надлежащая оценка.

Вместе с тем судебная коллегия находит, что подлежит уточнению второй абзац резолютивной части решения, который следует изложить в новой редакции: “Признать незаконным пункт 22 решения жилищной комиссии Администрации города Костромы от 1 октября 2007 года (протокол от 01.10.2007 г. N 35). Признать семью К. нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом ее права на участие в подпрограмме “Обеспечение жильем молодых семей“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002-2010 годы по постоянному месту жительства в городе Костроме.“.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 ноября 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации г. Костромы - без удовлетворения.

Второй абзац резолютивной части решения изложить в новой редакции: “Признать незаконным пункт 22 решения жилищной комиссии Администрации города Костромы от 1 октября 2007 года (протокол от 01.10.2007 г. N 35). Признать семью К. нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом ее права на участие в подпрограмме “Обеспечение жильем молодых семей“
федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002-2010 годы по постоянному месту жительства в городе Костроме.“.-----------