Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28.03.2008 по делу N А19-17598/07-12 Суд удовлетворил требования о взыскании суммы неосновательного обогащения за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования, поскольку дополнительное соглашение к договору сторонами не подписано, а ответчик фактически пользовался подъездным путем необщего пользования, принадлежащим истцу, и сбор за пользование не уплачивал.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 марта 2008 г. по делу N А19-17598/07-12

Резолютивная часть решения объявлена 28.03.2008 года.

Текст решения изготовлен в полном объеме 28.03.2008 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Т.Л.Фаворовой, при ведении протокола судебного заседания судьей Т.Л.Фаворовой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ОАО “РЖД“

к ОАО “Производственное объединение “Усольмаш“

о взыскании 12 500 руб. - неосновательного обогащения.

при участии

от истца - Антипина А.Г., доверенность N 320/254 от 21.02.2007 г.,

от ответчика - Грехнев Д.А., доверенность N 5 от 19.02.2007 г.

установил:

иск заявлен ОАО “РЖД“ к ОАО “Производственное объединение “Усольмаш“ о взыскании 12 500 руб. - неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ).

В порядке ст.
49 АПК РФ истец увеличил размер исковых требований и просил суд взыскать с ответчика 1 525 806,20 руб. - неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ) за период с 01.04.2006 г. по 20.09.2007 г. Ходатайство судом удовлетворено (ст. 49 АПК РФ). Сумма иска составила 1 525 806,20 руб. - неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ).

Ответчик исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать.

Дело рассматривается в суде по имеющимся материалам (ст. 156 АПК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом ОАО “РЖД“ является собственником железнодорожного подъездного пути необщего пользования, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации сооружения - производственно-технического комплекса N 24 Черемховской дистанции пути ВСЖД филиала ОАО “РЖД“ от 11.03.2004 г. N 30-01/20-4/2003-697, наименование объекта - подъездной путь к заводу горного оборудования (согласно сводному передаточному акту), примыкающего к пути N 7 через стрелку N 59, границей подъездного пути является маневровый светофор М37, где установлен знак “Граница подъездного пути“. Адрес: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское.

Истец считает, что транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, включены в Перечень услуг (утв. Пост. Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 239), на которые допускается вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

10.07.2002 г. между ОАО “РЖД“ и ОАО “Производственное объединение “Усольмаш“ был заключен договор N 2/15-2002 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь, используемый ОАО ПО “Усольмаш“ при станции Усолье-Сибирское ФГУП “ВСЖД“.

Указанным договором не предусматривалась плата за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования, так как вагонооборот ответчика не превышал 1,5 вагонов, в связи с
чем, сбор за фактическое пользование железнодорожным подъездным путем был включен истцом в ставку платы за подачу и уборку вагонов и отдельно ответчиком не оплачивался.

Так как с 01.04.2006 г. среднесуточный вагонооборот ответчика превысил 1,5 вагона в сутки, то ОАО “РЖД“ 20.04.2006 г. предложило ответчику подписать дополнительное соглашение к договору от 10.07.2002 г. N 2/15-2002 и включить в него условия и порядок оплаты за фактическое пользование путем необщего пользования, так как такая оплата предусмотрена Тарифным руководством N 3 (п. 2.7.14).

В связи с тем, что у ответчика среднесуточный вагонооборот превысил 1,5 вагона в сутки, то с 01 апреля 2006 г., как считает истец, ответчик должен уплачивать плату по среднесуточному вагонообороту свыше 1,5 вагона по п. 2.7.1 и по п. 2.7.14 “Тарифного руководства N 3“, которым установлено, что при подаче и уборке груженых и порожних вагонов по железнодорожным подъездным путям, принадлежащим железным дорогам, локомотивом, не принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается сбор за фактическое пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам части 2 таблицы N 11 Тарифного руководства N 3.

Как установлено комиссией истца (станции Усолье-Сибирское), протяженность пригодного для эксплуатации пути составляет 3 км, что отражено им в акте от 23 августа 2006 г.

Учитывая, что ответчик фактически пользовался указанным подъездным путем необщего пользования (за время пользования железнодорожным подъездным путем необщего пользования в период с 01.04.2006 г. по 20.09.2007 г. ответчику в соответствии с договором от 10.07.2002 г. N 2/15-2002 производилась подача и уборка вагонов: было погружено 267 вагонов и выгружено 300 вагонов, что подтверждается справкой станции Мальта о подаче и уборке вагонов), истец начислил ОАО “ПО
“Усольмаш“ плату за пользование путем необщего пользования - 3 км (акт от 23.08.2006 г.), в размере 1525 806 руб. 20 коп., в соответствии с п. 2.7.14 Тарифного руководства N 3, и считает, что ответчик допустил неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ) на сумму 1525 806 руб. 20 коп., за период с 01.04.2006 г. по 20.09.2007 г., согласно следующему расчету: 1201,8 x 1,25 x 1,817 = 2729,6 руб./сут. (без НДС), где: 1201,8 - ставка сбора из таблицы N 11 части 2 (так как развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования согласно акту от 23.08.2006 г. составляет 3000 м);

1,25 - районный коэффициент;

1,817 - повышающий коэффициент до 01.01.2007 г. Всего за апрель 2006 г. - 81888 руб. без НДС. Всего за май 2006 г. - 84617,6 руб. без НДС. Всего за июнь 2006 г. - 81888 руб. без НДС.

Всего за 2 квартал 2006 г. 248393,6 руб. без НДС. Всего за июль 2006 г. - 84617,6 руб. без НДС. Всего за август 2006 г. - 84617,6 руб. без НДС. Всего за сентябрь 2006 г. - 81888 руб. без НДС.

Всего за 3 квартал 2006 г. 251123,2 руб. без НДС. Всего за октябрь 2006 г. - 84617,6 руб. без НДС. Всего за ноябрь 2006 г. - 81888 руб. без НДС. Всего за декабрь 2006 г. - 84617,6 руб. без НДС.

Всего за 4 квартал 2006 г. 251123,2 руб. без НДС. Итого: 750640 руб. без НДС (за 2006 год).

Так как с 01.01.2007 г. повышающий коэффициент изменился и равен 1,962, то за 2007 год расчет составил:

1201,8 x 1,25 x 1,962
= 2947,4 руб./сут. (без НДС).

Всего за январь 2007 г. - 91369,4 руб. без НДС.

Всего за февраль 2007 г. - 82527,2 руб. без НДС.

Всего за март 2007 г. - 91369,4 руб. без НДС.

Всего за 1 квартал 2007 г. 265266 руб. без НДС. Всего за апрель 2007 г. - 88422 руб. без НДС. Всего за май 2007 г. - 91369,4 руб. без НДС. Всего за июнь 2007 г. - 88422 руб. без НДС.

Всего за 2 квартал 2007 г. 268213,4 руб. без НДС. Всего за июль 2007 г. - 91369,4 руб. без НДС.

Всего за август 2007 г. - 91369,4 руб. без НДС.

Всего за 20 дней сентября 2007 г. - 58948 руб. без НДС.

Всего за 3 квартал 2007 г. 241686,8 руб. без НДС, всего 775166,2 руб. без НДС (2007 г.).

Ответчик иск не признал, указав что неосновательного обогащения в данном случае нет, поскольку взаимоотношения сторон по поводу пользования путем необщего пользования, вытекали из договора N 2/15-2002 связанного с подачей и уборкой вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, используемый ОАО “ПО Усольмаш“ примыкающего к станции Усолье-Сибирское ВСЖД - филиала ОАО “РЖД“.

Кроме того ОАО “ПО Усольмаш“ указывает, что на исковые требования предъявленные за период с 01.04.06 г. по 01.12.07 г. прошла исковая давность в соответствии со ст. 126 Устава ЖДТ РФ, ст. 197 ГК РФ.

Кроме того, ответчик указывает, что им была произведена оплата за подачу и уборку вагонов, которая снималась истцом со справки ОАО “ПО “Усольмаш“ и рассчитывалась по правилам таблицы N 9 Тарифного руководства. Ответчик считает, что тарифы таблицы N 9 значительно выше тарифов предусмотренных таблицей
N 11, поскольку они уже учитывают в своем составе плату за пользование ж/д путями и по мнению ответчика, произведенная им оплата за уборку и подачу вагонов учитывала в своем составе плату за пользование ж/д путями необщего пользования.

Рассмотрев заявление ОАО “ПО “Усольмаш“ о пропуске истцом срока исковой давности, для защиты нарушенного права, суд не принимает доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, так как правоотношения сторон возникли не из договора перевозки (ст. 784 ГК РФ), а из отношений по оказанию услуг по использованию инфраструктуры ж/д при подготовке и осуществлении перевозок (ст. 50 ФЗ “Устав железнодорожного транспорта РФ“ (10.01.2003 г. N 18-ФЗ). Кроме того, требования заявлены истцом из гражданского законодательства ст. 1102 ГК РФ - как неосновательное обогащение, срок исковой давности по данным правоотношениям установлен в три года (ст. 196 ГК РФ).

Согласно ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Изучив представленные документы, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: ОАО “РЖД“ является собственником железнодорожного подъездного пути необщего пользования, что подтверждается Свидетельством (Приложение N 1) о государственной регистрации сооружения - производственно-технического комплекса N 24 Черемховской дистанции пути ВСЖД филиала ОАО “РЖД“ от 11.03.2004 г. N 30-01/20-4/2003-697, наименование объекта - подъездной путь к заводу горного оборудования (согласно сводному передаточному акту), примыкающего к пути N 7 через стрелку N 59, границей подъездного пути является маневровый светофор М37, где установлен знак “Граница подъездного пути“.
Адрес: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское.

В соответствии с п. 2 ст. 1, абз. 6 п. 1 ст. 2 Федерального закона “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ N 17-ФЗ, “железнодорожный транспорт в РФ состоит из ... железнодорожного транспорта необщего пользования ... Железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования, относятся к железнодорожным путям необщего пользования и являются составной частью железнодорожного транспорта РФ“. Пользование подъездным путем является транспортной услугой.

В силу ч. 1 ст. 779 ГК РФ передача подъездного пути в пользование третьих лиц осуществляется за плату на основании договоров.

Транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, включены в Перечень услуг (утвержд. Пост. Правит. РФ от 07.03.1995 N 239), на которые допускается вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Как установлено комиссией истца (станции Усолье-Сибирское), протяженность пригодного для эксплуатации пути составляет 3 км, что отражено в акте от 23.08.2006 г.

10.07.2002 г. между сторонами был заключен договор N 2/15-2002 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь, используемый ОАО ПО “Усольмаш“ при станции Усолье-Сибирское ФГУП “ВСЖД“. Указанным договором не предусматривалась плата за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования, так как вагонооборот ответчика не превышал 1,5 вагонов.

Так как с 01.04.2006 г. среднесуточный вагонооборот ответчика превысил 1,5 вагона в сутки, то ОАО “РЖД“ 20.04.2006 г. предложило ответчику подписать дополнительное соглашение к договору от 10.07.2002 г. N 2/15-2002 и включить в него условия и порядок оплаты за фактическое пользование путем необщего пользования, так как такая оплата предусмотрена Тарифным руководством N 3
(п. 2.7.14). (На день рассмотрения спора в суде дополнительное соглашение сторонами не подписано).

Согласно п. 2.7.1 “Тарифного руководства N 3“ сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:

- в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы N 9 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге;

- за каждый выход локомотива по ставкам таблицы N 10 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).

В соответствии с п. 2.7.2 “Тарифного руководства N 3“ выбор варианта оплаты для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей осуществляется грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного, подъездного пути при заключении или продлении договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути (далее - договор).

Учитывая, что у ответчика среднесуточный вагонооборот превысил 1,5 вагона в сутки (за время пользования железнодорожным подъездным путем необщего пользования в период с 01.04.2006 г. по 20.09.2007 г., ответчику в соответствии с договором от 10.07.2002 г. N 2/15-2002 производилась подача и уборка вагонов: было погружено 267 вагонов и выгружено 300 вагонов, что подтверждается справкой станции Мальта о подаче и уборке
вагонов ответчику), то это уже не 1 и не 2 группа, следовательно, суд считает, что истец правомерно применил п. 2.7.1 Тарифного руководства N 3 - в зависимости от среднесуточного числа вагонов и часть 2 таблицы N 11 - плата за определенное количество метров пути.

Таким образом, суд считает, что с 01 апреля 2006 г. ответчик должен уплачивать истцу плату по среднесуточному вагонообороту свыше 1.5 вагонов в сутки, в соответствии с требованием п. 2.7.1 и п. 2.7.14 “Тарифного руководства N 3“, которым установлено, что при подаче и уборке груженых и порожних вагонов по железнодорожным подъездным путям, принадлежащим железным дорогам, локомотивом, не принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта (в данном случае локомотив принадлежит ОАО “ПО “Усольмаш“), взимается сбор за фактическое пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам части 2 таблицы N 11 Тарифного руководства N 3.

Указанная плата составила, согласно расчету произведенному истцом 1 525 806,20 руб. за период с 01.04.2006 г. по 20.09.2007 г.

Суд не принимает доводы ответчика о том, что тарифы таблицы N 9 значительно выше тарифов предусмотренных таблицей N 11, поскольку они учитывают в своем составе плату за пользование ж/д путями и по мнению ответчика, произведенная им оплата за уборку и подачу вагонов учитывала в своем составе плату за пользование ж/д путями необщего пользования, так как в соответствии с п. 2.7.14 Тарифного руководства N 3 сбор за пользование путем необщего пользования взимается независимо от взимания сбора за подачу и уборку вагонов.

При таких обстоятельствах, на основании вышеизложенного, учитывая, что дополнительное соглашение к договору сторонами не подписано, а ответчик фактически пользовался вышеуказанным подъездным путем необщего
пользования протяженностью 3 км, принадлежащим истцу за период с 01.04.2006 г. по 20.09.2007 г. и сбор за пользование в соответствии с п. 2.7.14 Тарифного руководства N 3 ответчик не оплачивал, - суд находит правовые основания к удовлетворению требований истца и взысканию с ответчика суммы неосновательного обогащения в размере 1 525 806,20 руб., согласно ст. 1102 ГК РФ.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, расходы по уплате госпошлины возлагаются на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с Открытого акционерного общества “Производственное объединение “Усольмаш“ в пользу Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ 1 525 806,20 руб. - неосновательного обогащения.

2. Взыскать с Открытого акционерного общества “Производственное объединение “Усольмаш“ в пользу Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ государственную пошлину в размере 500 руб.

3. Взыскать с Открытого акционерного общества “Производственное объединение “Усольмаш“ в доход федерального бюджета РФ госпошлину в размере 18 629,03 руб.

4. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд РФ.

5. По вступлении решения в законную силу выдать исполнительный лист.

Судья

Т.Л.ФАВОРОВА