Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28.03.2008 по делу N А19-16248/07-59 Исковые требования о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот, удовлетворены, поскольку обязательства государства по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией льгот, установленных ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, должны быть исполнены за счет средств казны Российской Федерации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 марта 2008 г. по делу N А19-16248/07-59

Резолютивная часть решения объявлена 26.03.2008. Решение в полном объеме изготовлено 28.03.2008.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ибрагимовой С.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ибрагимовой С.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Муниципального унитарного предприятия “Иркутскавтотранс“

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, третьи лица: Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области,

Департамент социальной защиты населения Иркутской области

о взыскании 18 410 985 руб.

при участии в заседании:

от истца: (почтовое уведомление N 55868) -Козубская О.В. (дов. от 01.03.2008);

от ответчика: (почтовое уведомление N 55869) - Талаев Д.В. (дов. от 27.12.2007);

от
третьих лиц: Иркутская область (почтовое уведомление N 55865) - не явились;

ДСЗН (почтовое уведомление N 55866) - не явились;

установил:

иск заявлен о взыскании 18 410 985 руб. (уточненных в порядке статьи 49 АПК РФ), составляющих убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Определением суда от 10.12.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Иркутская область, Департамент социальной защиты населения Иркутской области.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте заседания, своих представителей не направили.

Дело рассматривается в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьих лиц.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в сумме 18 410 985 руб. Пояснил, что в период с 01.10.2004 по 31.12.2004 оказывал транспортные услуги в городском сообщении г. Иркутска с предоставлением льгот, установленных ФЗ “О социальной защите инвалидов“ N 181-ФЗ от 24.11.1995. Российская Федерация выполнила возложенные на нее обязанности по финансированию ФЗ “О социальной защите инвалидов“ ненадлежащим образом.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился, указал на то, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие фактически реально понесенные им расходы. Истец, рассчитывая сумму исковых требований, ссылается на Инструкцию по заполнению форм государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденную Постановлением
Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 31.10.2002 N 207, которая по мнению ответчика, не является нормативно-правовым актом и следовательно, не может быть применена при регулировании взаимоотношений между сторонами, при рассмотрении настоящего спора.

Третье лицо (Иркутская область) в отзыве на иск указало, что обязанность Иркутской области по перечислению денежных средств, выделенных из фонда компенсации федерального бюджета в 2004 году для реализации льгот, предусмотренных ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ исполнена полностью. Все денежные средства, предусмотренные в федеральном бюджете на 2004 год полностью перечислены муниципальным образованиям Иркутской области, включая МО “г. Иркутск“.

Рассмотрев исковое заявление, исследовав представленные доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Уставом МУП “Иркутскавтотранс“ является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров муниципальным автотранспортом.

Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании 18 410 985 руб. убытков, возникших в результате предоставления льгот по ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ N 181-ФЗ от 24.11.1995 г.

Основанием иска указано на ненадлежащее исполнение обязанности возместить выпадающие доходы, связанные с предоставлением льгот в период с 01.10.2004 по 31.12.2004.

В обоснование своих требований истец представил: копию муниципального контракта на предоставление бесплатного проезда, копии отчетов о количестве перевезенных пассажиров
по ФЗ “О социальной защите инвалидов“ за октябрь - декабрь 2004 года, копию постановления мэра г. Иркутска “О тарифах на перевозку пассажирским транспортом г. Иркутска“, копии справок о реализации билетов за октябрь - декабрь 2004 года, копию сведений о продукции автомобильного транспорта, копии формы 65-автотранс.

Суд находит требования истца о взыскании расходов по ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ за октябрь - декабрь 2004 года в сумме 18 410 985 руб. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.

Вместе с тем, государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Согласно статье 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов оплаты коммунальных услуг, порядок предоставления которых определяется Правительством Российской Федерации.

Исходя из части 1 статьи 31 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ (в редакции, действовавшей в 2004 году), организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны предоставить инвалидам льготы по транспортному обслуживанию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На истца, как на коммерческую организацию, не возложено бремя расходов по реализации федеральных законов. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.

Российская Федерация, установив ФЗ
“О социальной защите инвалидов в РФ“ льготы в виде бесплатного проезда, приняла на себя и обязанность полного возмещения транспортным предприятием расходов по предоставлению этой льготы за счет средств федерального бюджета.

Следуя предписаниям закона, истец в октябре - декабре 2004 года оказал транспортные услуги в городском сообщении г. Иркутска с предоставлением льгот, установленных ФЗ “О социальной защите инвалидов“ N 181-ФЗ от 24.11.1995 данным категориям граждан по заниженной цене, в связи с чем, понес определенные расходы.

Федеральный закон Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

В соответствии с пунктом 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров или багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. В этой части материальные потери истца являются убытками, которые подлежат возмещению в силу статьи 15 Гражданского кодекса
Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с требованиями ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В абзаце 1 пункта 12 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 указано, что ответчиком по делам данной категории должна признаваться Российская федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Пунктом 1 статьи 126
Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Состав государственной казны определен пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье казну Российской Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, на закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Отношения сторон по возмещению расходов, связанных с предоставлением инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг относятся к гражданско-публично-правовым отношениям, регулирование которых осуществляется нормами гражданского права.

В связи с отсутствием утвержденного порядка определения размера расходов, истец осуществил расчет расходов, понесенных в связи с исполнением ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, на основании следующей методики.

Постановлением мэра г. Иркутска от 31.12.2003 N 031-06-1708/3 “О тарифах на перевозку пассажирским транспортом г. Иркутска“ установлен тариф на проезд на муниципальном транспорте г. Иркутска в размере 6 рублей.

Численность инвалидов как категории граждан, обладающих правом на получение льготы в виде бесплатного проезда, установлена на основании справки Департамента по социальной защите населения Свердловского района г. Иркутска: в 2004 году - 10724 инвалида.

Количество поездок на
одного инвалида в месяц, установленное Постановлением Госкомстата РФ от 31.10.2002 N 207, составляет 50 поездок.

Указанным Постановлением Госкомстата РФ также утверждена Инструкция по составлению статистической отчетности по автомобильному транспорту, которой установлен порядок определения количества перевезенных пассажиров.

Законом Иркутской области “Об областном бюджете на 2004 год“ в приложении 11 определен объем субвенций, выделяемых из областного бюджета в 2004 году местным бюджетам на возмещение льгот по оплате ЖКУ в соответствии с ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг в размере 268 540 тыс. руб., в том числе бюджету МО г. Иркутск - 89 197 тыс. руб.

Таким образом, обязанность Иркутской области по перечислению денежных средств, выделенных из фонда компенсации федерального бюджета в 2004 году для реализации льгот, предусмотренных ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“ выполнена в полном объеме.

Суд проверил расчет суммы расходов, понесенных истцом и считает их подлежащими удовлетворению, поскольку все используемые в этом расчете показатели подтверждаются соответствующими документами уполномоченных органов и ответчиком не оспорены.

По мнению ответчика, не подлежит применению Инструкция по заполнению форм государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденная Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 31.10.2002 N
207.

Как указал представитель ответчика данная Инструкция не является нормативно-правовым актом.

Суд соглашается с доводом ответчика и полагает, что Инструкция не является нормативным правовым актом федеральных органов исполнительной власти, так как не прошла государственную регистрацию в установленном законом порядке.

Вместе с тем, по мнению суда, с учетом отсутствия в спорный период порядка возмещения транспортными организациями расходов, понесенных в связи с исполнением ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ и специфики возникших правоотношений, истец правомерно определил расходы на основании методики существовавшей на тот период.

Данная позиция нашла свое подтверждение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 1476/07 от 23.04.2007.

Учитывая, что в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ истец недополучил возмещение, а именно - плату за оказанные услуги, требования истца о взыскании убытков в размере 18 410 985 руб. подлежат взысканию с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Расходы по уплате государственной пошлины, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия “Иркутскавтотранс“ 18 410 985
руб. убытков.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета РФ госпошлину по иску в сумме 103 554 руб. 93 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

С.Ю.ИБРАГИМОВА