Кассационное определение Костромского областного суда от 11.02.2008 по делу N 33-139 в исковых требованиях о перерасчете пенсии и взыскании недополученной суммы пенсии с индексацией отказано правомерно, поскольку суд обоснованно учел, что до момента приведения размера получаемой истцом пенсии в соответствие с действующим законодательством ему необоснованно выплачивали и повышали размер пенсии.
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУДКАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 февраля 2008 г. по делу N 33-139
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда, рассмотрев по докладу Ш. гражданское дело по иску К. к военному комиссариату Костромской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной суммы пенсии с индексацией,
установила:
К. обратился в суд с иском к военному комиссариату Костромской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной суммы пенсии с индексацией.
Требования мотивировал тем, что с 1992 года является пенсионером Министерства обороны РФ. При увольнении его пенсия была исчислена из оклада по последней занимаемой им должности, которая была тарифицирована по 8 разряду. В 2006 году размер пенсии был занижен без предварительного уведомления об этом. На его письменные заявления военный комиссариат Костромской области, который выплачивает ему пенсию, сообщил, что пенсия пересчитана исходя из тарификации занимаемой им на момент увольнения должности по 5 разряду, с чем он не согласен. Просит признать отказ военного комиссариата в восстановлении ему прежнего размера пенсии незаконным, признать за ним право на получение пенсии, исчисленной по 8 тарификационному разряду, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии и взыскать с него задолженность в виде недополученной части пенсии с учетом индексации.
В судебном заседании К. требования поддержал. Уточнил, что просит произвести перерасчет пенсии и взыскать задолженность с 1 декабря 2005 года. В обоснование требований пояснил, что не согласен с тем, что ответчик произвел перерасчет назначенной ему в 1992 году пенсии по нормативным актам, изданным после его увольнения, поскольку они ухудшают его положение по сравнению с тем, которое было до их принятия.
Представитель ответчика Е. исковые требования не признал, пояснив, что во исполнение действующих нормативных актов, обязывающих привести оклады по воинским должностям в соответствие с должностными окладами государственных служащих, Министерством обороны РФ был издан Приказ от 29.07.2003 года N 40, которым были утверждены перечень воинских должностей и их тарифные разряды. Согласно этому Приказу должность, обязанности которой исполнял истец перед увольнением на пенсию, определенная по военно-учетной специальности и коду должности, указанным в личном деле истца, тарифицируется по 5 разряду, в связи с чем в 2005 году его пенсия была приведена в соответствие с указанным тарифом, по которому и выплачивается в настоящее время. Снижение размера получаемой им пенсии произошло в связи с тем, что приведение пенсии в соответствие с Федеральным законом “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот“ и принятыми в его исполнение нормативными актами в связи с большим объемом работ осуществлялось постепенно, и до 2005 года пенсия истцу выплачивалась и индексировалась по 8 разряду, исходя из которого была изначально назначена. Если бы пересмотр пенсии был сделан своевременно, этого бы не произошло, так как по 8 разряду на 01.07.2002 года она составляла 1386 руб. 15 коп., а по 5 разряду - 2375 руб. 18 коп.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 10.12.2007 г. в удовлетворении иска К. отказано.
В кассационной жалобе К. просит решение суда отменить.
Указывает, что пенсия ему была назначена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941. Так как он уволен в запас в 1992 г. до выхода приказов МО РФ, которыми введена новая тарификация должностей и окладов, то полагает, что ответчик нарушил п. 9 Постановления Правительства РФ N 941. В законе нет указания о необходимости пересмотра пенсий военнослужащим, уволенным ранее издания приказов МО РФ. Ссылка на ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 г. не обоснована, поскольку в ней перечислены исчерпывающие основания пересмотра и в сторону увеличения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав К., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворений исковых требований.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона и материалам дела, оснований для признания его неправильным не имеется.
Решение суда основано на правильно примененных нормах права, перечень и анализ которых подробно приведен в мотивировочной части решения.
Как видно из материалов дела, К. является пенсионером Министерства обороны РФ, был уволен в запас по выслуге лет с должности начальника склада роты материального обеспечения в 1992 г. По штату войсковой части занимаемая им должность была тарифицирована по 8 разряду. Истцу была назначена пенсия, которая неоднократно повышалась в соответствии с законом.
В целях приведения денежного содержания военнослужащих в соответствие с денежным содержанием государственных служащих 07.05.2002 года был принят Федеральный закон N 49-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот“.
Названным Законом пункт 2 ст. 12 ФЗ “О статусе военнослужащих“ был изложен в новой редакции и определено, что размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждаются Президентом Российской Федерации. Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
Оклады по другим (нетиповым) должностям устанавливаются Министром обороны Российской Федерации применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом.
Указом Президента РФ от 01.06.2002 г. N 537 “О денежном довольствии военнослужащих“ утверждены с 1 июля 2002 года Табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы, табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих, табель соответствия воинских званий. Правительству РФ предписано установить с 1 июля 2002 года размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, исходя из утвержденных настоящим Указом табеля соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и табеля соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 26.06.2002 г. N 462 “Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих“ с 1 июля 2002 года установлены размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Пунктом 2 Постановления предписано руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, установить исходя из окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, указанных в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Постановлению, и с учетом сроков, предусмотренных в пункте 1 настоящего Постановления, размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям соответствующих категорий военнослужащих.
Поэтому с июля 2002 г. возникли основания для перерасчета К. пенсии в соответствии с п. “б“ ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 и п. 14 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941.
Суд правильно отметил, что МО РФ Приказами от 28.06.2002 г., 05.02.2005 г. и от 28.07.2003 г. утвердил размеры месячных окладов военнослужащих в соответствии с занимаемыми воинскими должностями. Занимаемая истцом на момент увольнения должность в настоящее время тарифицируется по 5 разряду, что послужило основанием к приведению получаемой им пенсии в соответствие с установленным тарифным разрядом.
Поскольку размер пенсии К. был приведен в соответствие с действующим законодательством, суд обоснованно признал несостоятельными доводы истца о нарушении при таком приведении размера пенсий ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, а также о том, что указанные выше нормативные акты приняты после его выхода на пенсию, изменяют тарифный разряд в сторону уменьшения и к нему не могут быть применены.
Несостоятелен и довод жалобы о том, что в нормативных актах и приказах МО РФ нет указаний на необходимость пересмотра ранее назначенных (до выхода приказов) пенсий. Такое прямое указание содержится в абзаце 8 пункта 2 Приказа МО РФ от 28.06.2002 г. N 245 и п. 2 Приказа МО РФ от 05.02.2005 г. N 33.
Суд при принятии решения обоснованно учел, что до момента приведения размера получаемой истцом пенсии в соответствие с действующим законодательством (с 01.12.2005 г.), К. необоснованно выплачивали и повышали размер пенсии, исходя из 8 разряда, несмотря на принятие выше указанных Закона, Указа, Постановления и Приказов N 245 и N 33. В этой части обоснован и вывод суда, что при применении новой тарификации с 01.07.2002 г. размер пенсии истца не уменьшился (до 01.07.2002 г. по 8 разряду - 1 386 руб. 15 коп., с 01.07.2002 г. по 5 разряду - 2 375 руб. 18 коп.). Судом правильно проверено и соответствие занимаемой истцом на момент увольнения должности и штатной категории 5 тарифному разряду по МО РФ N 025 - 1994 г. и N 040 - 2003 г.
Доводы кассационной жалобы К. по изложенным выше основаниям не могут быть признаны обоснованными и влекущими отмену принятого решения.
Размер пенсии К., приведенной в соответствие с 5 тарифным разрядом, судом проверен, расчет приведен в мотивировочной части решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Костромы от 10 декабря 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу К. - без удовлетворения.-----------