Постановление президиума Свердловского областного суда от 06.02.2008 по делу N 44-Г-11/2008 Выводы суда о том, что родители погибших военнослужащих имеют право на меры социальной поддержки только при условии признания их нетрудоспособными, с точки зрения пенсионного законодательства являются ошибочными, необоснованно ограничивающими права лиц, для которых Федеральным законом “О ветеранах“ предусмотрено исключение из общего правила.
ПРЕЗИДИУМ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2008 г. по делу N 44-Г-11/2008
Президиум Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Хрущелева В.В.,
членов президиума Крутько Г.А.,
Кризского Г.И.,
Курченко В.Н.,
Смагиной И.Л.,
рассмотрев по надзорной жалобе Х. дело по иску Х. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богдановиче о признании права на ежемесячную денежную выплату по Федеральному закону “О ветеранах“,
установил:
Х. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богдановиче о признании за ней, как матерью военнослужащего Д., погибшего 7 ноября 1999 г. при исполнении обязанностей военной службы, права на льготы и меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, в том числе права на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 21 указанного Федерального закона.
В обоснование заявленных требований Х. пояснила, что вступившим в законную силу решением Богдановичского городского суда от 18 декабря 2006 г. установлено, что ее сын Д. погиб 7 ноября 1999 г. при исполнении обязанностей военной службы.
7 марта 2007 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, предъявив все необходимые для этого документы. 9 марта 2007 г. ответчик отказал ей в назначении такой выплаты, указав, что право на получение выплаты у нее возникнет только при получении любого вида пенсии.
С отказом в назначении ежемесячной денежной выплаты не согласна, считает, что в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“ родители военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, имеют право на льготы, установленные данной статьей, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида заработка и пенсии, в связи с чем отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты является незаконным.
Представитель ответчика исковые требования не признал, ссылаясь на то, что решение пенсионного органа является законным, поскольку назначение ежемесячной денежной выплаты возможно только в случае нетрудоспособности Х.
Решением Богдановичского городского суда Свердловской области от 22 июня 2007 г. в удовлетворении иска Х. отказано.
В кассационном порядке указанное решение суда не обжаловано.
В надзорной жалобе, поступившей 18 октября 2007 г., Х. просит решение суда отменить как незаконное, ссылаясь на ст. 18 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В надзорной жалобе заявитель ссылается на неправильное применение судом п. 1 ст. 21 и неверное истолкование п. 2 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“, что повлекло нарушение права Х. на получение ежемесячной денежной выплаты, подтвержденное выданным ей удостоверением “О праве на льготы“ от 13 февраля 2007 г. серии СО N 04657, в котором указано, что она имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей погибших военнослужащих, предусмотренные ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“.
Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“ родители военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, имеют право на меры социальной поддержки независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах“ (в ред. от 22 августа 2004 г.) на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне. Аналогичная норма содержится в ст. 25 Федерального закона “О статусе военнослужащих“.
Таким образом, ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“ связывает возникновение права на меры социальной поддержки только с исполнением погибшим обязанностей военной службы, а не с трудоспособностью или нетрудоспособностью родителей погибшего военнослужащего независимо от их возраста или наличия основания для назначения какого-либо вида пенсии.
Такую позицию занимают Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (эта позиция изложена в письме от 3 апреля 2006 г. N 1611-ВС “О праве родителей и вдов погибших военнослужащих на меры социальной поддержки“), а также Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Находя доводы надзорной жалобы заслуживающими внимания, судья областного суда определением от 30 октября 2007 г. истребовала дело и после его изучения определением от 9 января 2008 г. передала дело для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Свердловского областного суда.
Заслушав доклад судьи Звягинцевой Л.М., проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум считает обжалуемое судебное постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
В силу ст. 363 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными в случае, если суд не применил закон, подлежащий применению, либо применил закон, не подлежащий применению, или неправильно истолковал закон.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд указал в решении, что п. 2 ст. 21 указанного Федерального закона по аналогии с п. 5 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ лишь выделяет указанных в нем нетрудоспособных лиц - родителей и супругов погибшего (умершего) - из числа других членов семьи, имеющих право на получение пенсии по потере кормильца, указанных в п. 2 ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ, и освобождает их от обязанности доказывать факт нахождения на иждивении погибшего (умершего), а также то, что они, кроме права на указанные меры социальной поддержки, также имеют право и на получение пенсии, и на получение другого дохода, то есть осуществление трудовой деятельности.
Следовательно, по мнению суда, родители погибших военнослужащих имеют право на меры социальной поддержки при условии признания их нетрудоспособными с точки зрения пенсионного законодательства.
Поскольку Х., 1961 года рождения, является трудоспособной и не является получателем пенсии, ей пенсионным органом обоснованно отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной подп. 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“.
Указанные выводы суда основаны на ошибочном толковании норм материального права, предусмотренных пунктом 2 статьи 21 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона “О ветеранах“ (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).
Новая редакция этого Закона принята в результате внесения в него изменений Федеральным законом N 122-ФЗ, отменившим часть натуральных льгот, в том числе предусмотренных подпунктами 2, 5, 6, 8, 11, 13, 14 п. 1 ст. 21 данного Закона; статьи 22 и 23 с принятием новой редакции Закона утратили силу.
В новой редакции Федерального закона “О ветеранах“ предоставляемые ветеранам (членам семей погибших) льготы, предусмотренные статьями 21 и 23.2, а также ежемесячная денежная выплата, предусмотренная ст. 23.1, относятся к мерам социальной поддержки ветеранов, право на получение которых имеют лица, перечисленные в ст. 21 и ст. 23.1 данного Закона.
Согласно пункту 1 ст. 21 Федерального закона Российской Федерации “О ветеранах“ (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Пункт 2 данной статьи изложен следующим образом: “Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего);
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко“.
Таким образом, п. 2 ст. 21 указанного Федерального закона прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки родителям и супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных п. 1 ст. 21 Федерального закона для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).
При этом в п. 3 данной статьи предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей (в ред. Федеральных законов от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ, от 19 июня 2004 г. N 49-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (ред. от 29 декабря 2004 г.)).
Согласно подпункту 7 пункта 1 ст. 23.1 указанного Федерального закона право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. В случае, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (в ред. Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина (п. 2 ст. 23.1).
Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер (п. 3 ст. 23.1).
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 6 ст. 23.1); такая выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п. 7 ст. 23.1); часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления гражданину из числа поименованных в пункте 1 настоящей статьи социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“.
В соответствии с п. 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом “О ветеранах“, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69 (с изменениями, внесенными Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N ГКПИ04-945), права и льготы, установленные Федеральным законом “О ветеранах“, предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 Федерального закона “О ветеранах“, - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209.
Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона “О ветеранах“).
Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить пенсионное удостоверение с отметкой: “Вдова (мать, отец) погибшего воина“, а также справка установленной формы о гибели военнослужащего.
В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона “О ветеранах“.
Как следует из письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. N 1611-ВС “О праве родителей и вдов погибших военнослужащих на меры социальной поддержки“, содержащаяся в п. 2 ст. 21 Федерального закона формулировка “независимо от получения любого вида пенсии“ означает, что право на меры социальной поддержки имеют не только граждане, перечисленные в п. 2 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, получающие различные виды пенсии (по старости, инвалидности и т.д.), но и те из числа указанных граждан, кто не получает какую-либо пенсию.
Поэтому выводы суда о том, что родители погибших военнослужащих имеют право на меры социальной поддержки только при условии признания их нетрудоспособными, с точки зрения пенсионного законодательства являются ошибочными, необоснованно ограничивающими права лиц, для которых самим Федеральным законом предусмотрено исключение из общего правила.
В исковом заявлении Х. просила суд признать за ней, как матерью погибшего при исполнении служебных обязанностей военнослужащего, право на льготы и меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Богдановичу предоставить льготы, установленные ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“.
В судебном заседании исковые требования были уточнены представителем истца Бородиной Н.Т., которая просила суд признать незаконным отказ пенсионного органа в назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 23.1 Федерального закона N 5-ФЗ “О ветеранах“, обязать ответчика назначить ежемесячную денежную выплату в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“ с момента обращения 7 марта 2007 г. к ответчику с заявлением и другими необходимыми документами.
Судом установлено, что истцу предоставляются меры социальной поддержки по линии Управления социальной защиты населения (пакет натуральных льгот) как лицу, указанному в п. 2 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“. Данное обстоятельство подтверждается представленным ею ответчику наряду с другими необходимыми документами удостоверением серии СО N 046057 о наличии права на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих (ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“).
При таких обстоятельствах толкование пенсионным органом, а также судом при рассмотрении данного дела положения, предусмотренного п. 2 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“, лишающее Х. права на получение предусмотренной ст. 23.1 данного Закона ежемесячной денежной выплаты, является необоснованным, в связи с чем обжалуемое судебное постановление подлежит отмене.
Учитывая, что в удовлетворении требования о признании за Х. права на такую выплату отказано, вопрос о назначении ежемесячной денежной выплаты с момента обращения, размере указанной выплаты и задолженности по выплате судом по существу не рассматривался, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь статьями 386 - 388, п. 2 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
постановил:
решение Богдановичского городского суда Свердловской области от 22 июня 2007 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
ХРУЩЕЛЕВ В.В.