Решения и определения судов

Постановление Президиума Ярославского областного суда от 06.02.2008 N 4-г-7/08 Закон Ярославской области о мерах социальной поддержки многодетных семей предусматривает финансирование указанных мер за счет средств областного бюджета.

ПРЕЗИДИУМ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 февраля 2008 г. N 4-г-7/08

Президиум Ярославского областного суда рассмотрел по надзорным жалобам Администрации Ярославской области, департамента финансов Ярославской области дело по иску О. к Администрации Ярославской области, департаменту финансов Ярославской области, администрации городского округа г. Рыбинск, Министерству финансов Российской Федерации, управлению Федерального казначейства по Ярославской области о возмещении ущерба, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Ярославского областного суда, президиум

установил:

О. обратилась в суд с иском к администрации городского округа г. Рыбинск, Администрации Ярославской области о взыскании денежной компенсации в связи с непредоставлением мер социальной поддержки в сумме 42524 рубля, компенсации морального вреда в сумме 100000 рублей, судебных
расходов. В обоснование своих требований истица указала, что является матерью троих несовершеннолетних детей: сына А., <...> года рождения, дочери Н., <...> года рождения, дочери В., <...> года рождения, ее семья относится к категории многодетной семьи, с 1998 года ее семье не предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные Указом Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, в виде бесплатной выдачи лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатного проезда детей на всех видах внутригородского транспорта, бесплатного двухразового питания; бесплатного обеспечения в соответствии с установленными нормативами школьной формой или заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой.

В ходе рассмотрения дела О. исковые требования неоднократно уточняла путем предъявления дополнительных исковых заявлений, в которых просила взыскать денежную компенсацию за непредоставление мер социальной поддержки за 2004, 2005, 2006 годы, указывала в качестве ответчиков департамент финансов Ярославской области, Министерство финансов РФ, управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Ярославской области.

В судебном заседании О. отказалась от исковых требований о взыскании денежной компенсации за лекарства, просила взыскать с Министерства финансов РФ денежную компенсацию за 2004 год за проездные билеты в сумме 1960 рублей и за питание в сумме 5004 рубля, с департамента финансов Ярославской области денежную компенсацию за 2005 - 2006 годы за проездные билеты в сумме 5380 рублей и за питание в сумме 6606 рублей, поддержала исковые требования о взыскании компенсации морального вреда.

Представители ответчиков - администрации городского округа г. Рыбинск по доверенности Х., Администрации Ярославской области по доверенности Ч.,
управления Федерального казначейства по Ярославской области по доверенности Д. в судебном заседании исковые требования не признали.

Представитель департамента финансов Ярославской области в судебном заседании не участвовал.

Определением Рыбинского городского суда Ярославской области от 7 июня 2007 года прекращено производство по делу в части исковых требований О. о взыскании денежной компенсации за непредоставление лекарственных препаратов в связи с отказом истицы от указанных исковых требований.

Решением Рыбинского городского суда Ярославской области от 8 июня 2007 года постановлено:

“Взыскать с Администрации Ярославской области за счет казны департамента финансов по Ярославской области в пользу О. в счет возмещения ущерба 18940 рублей, расходы по оказанию юридической помощи - 500 рублей, в остальной части иска отказать“.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

В надзорной жалобе департамента финансов Ярославской области ставится вопрос об отмене решения в связи с существенным нарушением судом норм процессуального права, указывается, что департамент финансов Ярославской области не был извещен о времени и месте рассмотрения дела.

В надзорной жалобе Администрации Ярославской области ставится вопрос об отмене решения в связи с существенным нарушением судом норм материального права. Указывается, что финансирование мер социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренных Указом Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431, на субъекты Российской Федерации не возложено. Законом Ярославской области N 63-з от 21 декабря 2004 года “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ установлен иной объем мер социальной поддержки многодетным семьям. Меры социальной поддержки многодетным семьям на территории Ярославской области предоставляются в соответствии с Законом Ярославской области от 7 декабря 2004 года N 51-з “О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области по решению вопросов социальной
поддержки и социального партнерства, организации и осуществления опеки и попечительства“.

Дело истребовано в Ярославский областной суд.

Определением судьи Ярославского областного суда от 18 января 2008 года дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Ярославского областного суда в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, президиум находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручения адресату.

Согласно ч. 2 ст. 167 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.

Указанные нормы процессуального права судом нарушены.

В решении суд указал, что представитель департамента финансов Ярославской области надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо данные, свидетельствующие о том, что судебное извещение на 7 июня 2007 года направлялось департаменту финансов Ярославской области. В определениях суда о принятии дополнительных исковых заявлений от 18 апреля 2007 года и от 28 апреля 2007 года (л.д. 125, 130) и в решении суда от 8 июня 2007 года департамент финансов Ярославской области в качестве ответчика судом не указан.

Таким образом, довод надзорной жалобы о том, что департамент финансов Ярославской области не был извещен о месте и времени рассмотрения дела, материалами дела не опровергается.

Рассмотрев
дело в отсутствие представителя департамента финансов Ярославской области, не извещенного о времени и месте судебного заседания, суд лишил данного ответчика представлять свои возражения по существу заявленных требований.

Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что финансирование мер социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренных Указом Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, осуществляется за счет средств бюджета Ярославской области в соответствии со ст. 4 Закона Ярославской области от 21 декабря 2004 года N 63-з “О мерах социальной поддержки многодетных семей“.

Данный вывод суда является ошибочным, поскольку ст. 4 Закона Ярославской области от 21 декабря 2004 года N 63-з “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ предусматривает финансирование за счет средств областного бюджета мер социальной поддержки многодетных семей, установленных настоящим законом.

Перечень мер социальной поддержки, установленных ст. 2 вышеназванного закона, отличается от перечня мер социальной поддержки, предусмотренных п. 1 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

Применяя к спорным правоотношениям Закон Ярославской области от 21 декабря 2004 года N 63-з “О мерах социальной поддержки многодетных семей“, суд не учел, что данный Закон вступил в силу с 03.01.2005 (ст. 5), а истицей были заявлены требования о взыскании денежных средств, в том числе и за 2004 год.

Разрешая спор, суд не оставил без внимания доводы представителя Администрации Ярославской области о том, что меры социальной поддержки многодетным семьям на территории Ярославской области предоставляются в соответствии с Законом Ярославской области от 7 декабря 2004 года N 51-з “О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской
области по решению вопросов социальной поддержки и социального партнерства, организации и осуществления опеки и попечительства“.

Вместе с тем данные доводы заслуживали внимания.

Постановлением Администрации Ярославской области от 15 марта 2005 года N 50 был утвержден порядок финансирования субвенций на реализацию Закона Ярославской области “О мерах социальной поддержки многодетных семей“, определяющий механизм направления муниципальным образованиям области денежных средств, выделяемых из областного бюджета в виде субвенций на реализацию вышеуказанного Закона Ярославской области.

Выводы о том, что денежные средства для оказания мер социальной поддержки многодетным семьям в органы местного самоуправления из областного бюджета не поступали, а также выводы суда о размере причиненного истице ущерба в связи с непредоставлением истице меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда на внутригородском транспорте, сделаны судом без исследования данных обстоятельств, а также без ссылки на доказательства, в связи с чем решение суда не отвечает требованиям ч. 4 ст. 198, ст. 195 ГПК РФ.

Допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, привели к неправильному разрешению дела, поэтому решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 8 июня 2007 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.