Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.03.2008 по делу N А19-4547/07-7-4 Суд удовлетворил требования о признании недействительным размещения государственного заказа на разработку рабочего проекта, поскольку материалами дела доказано, что размещение заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса проведено с нарушением положений ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 марта 2008 г. по делу N А19-4547/07-7-4

Резолютивная часть решения объявлена 20.03.2008. Полный текст решения изготовлен 24.03.2008.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

Судьи Бучневой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рупаковой Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области

к Агентству по государственному заказу Иркутской области

3-и лица: ГУ “Управление капитального строительства администрации Иркутской области“, ООО “Зодчий“

о признании недействительным размещения государственного заказа

при участии в судебном заседании:

от истца: Быкова Р.В. - дов. от 16.01.2008 N 077-9, уд. N 0565

от ответчика: Ветрова В.С. - дов. от 25.07.2007 N 3

от 3-х лиц: не явились,
извещены надлежаще

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось в суд с иском к Агентству по государственному заказу Иркутской области о признании недействительным размещения государственного заказа Иркутской области по лоту N 3 на разработку рабочего проекта “Детская деревня“ для специальной коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в р.п. Квиток Тайшетского района Иркутской области.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Государственное учреждение “Управление капитального строительства администрации Иркутской области“ и ООО “Зодчий“.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22.05.2007 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2007 решение Арбитражного суда Иркутской области от 22.05.2007 оставлено без изменения.

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.10.2007 N А19-4547/07-Ф02-7943/07 решение от 22.05.2007 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2007 по данному делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Истцом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнены заявленные требования, истец просит признать размещение заказа путем проведения открытого конкурса на разработку рабочего проекта “Детская деревня“ для специальной коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в р.п. Квиток Тайшетского района Иркутской области по лоту N 3 (реестровый номер торгов 00954-ОК/06), проведенным Агентством по государственному заказу Иркутской
области недействительным.

В обоснование заявленного требования истец указал, что 20.11.2006 Агентством по государственному заказу Иркутской области в газете “Областная“ было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 00954-ОК/06 на выполнение проектных работ по капитальному ремонту отделения детской кардиохирургии Иркутской областной клинической больницы (начальная цена контракта 283 524 руб.). Впоследствии, 27.11.2006 было опубликовано извещение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса, в котором были указаны в наименовании конкурса пять лотов, в том числе лот N 3 - открытый конкурс на разработку рабочего проекта “Детская деревня“ для специальной коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в р.п. Квиток, Тайшетского района Иркутской области.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в ходе внеплановой проверки соблюдения законодательства о размещении заказов для государственных нужд установило нарушение при проведении конкурса по лоту N 3, а именно: в нарушение ч. 3 ст. 24 ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ внесение изменений в извещение о проведении конкурса по сути повлекло изменение как предмета, так и цены контракта, а также в нарушение ч. 1 ст. 21 указанного Федерального закона извещение по лоту N 3 было опубликовано менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов.

Данные обстоятельства
послужили основанием для обращения с настоящим требованием в суд.

Возражая против требования истца, ответчик сослался на то, что опубликование извещения о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса проведено уполномоченным органом в соответствии с ч. 3 ст. 24 ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, согласно которой уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе внести изменения в конкурсную документацию не позднее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. При этом, по утверждению ответчика, предмет конкурса не изменялся, а был лишь дополнен несколькими лотами. При таких обстоятельствах, ответчик в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

Третье лицо - ГУ “Управление капитального строительства администрации Иркутской области“, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явилось, в отзыве на иск просило в удовлетворении заявленных требований отказать.

Третье лицо - ООО “Зодчий“, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явилось, отзыв на иск не представило.

Дело рассматривается в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела и выслушав доводы сторон, арбитражный суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению
по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 20.11.2006 Агентством по государственному заказу Иркутской области в газете “Областная“ было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на выполнение проектных работ по капитальному ремонту отделения детской кардиохирургии Иркутской областной клинической больницы, под реестровым номером торгов 00954-ОК/06 (начальная цена контракта 283 524 руб.).

27.11.2006 в той же газете опубликовано объявление о внесении изменений в извещение о проведении указанного открытого конкурса, в соответствии с которым предметом данного конкурса дополнительно указаны лоты, в том числе и лот N 3 - открытый конкурс на разработку рабочего проекта “Детская деревня“ для специальной школы-интерната в р.п. Квиток Тайшетского района Иркутской области (начальная цена контракта 3 192 540). Реестровый номер вновь объявленного лота также 00954-ОК/06.

Таким образом, размещение заказа было осуществлено путем проведения торгов в форме открытого конкурса.

Согласно положениям Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, предмет конкурса формируется заказчиком до момента размещения заказа путем проведения конкурса.

В силу п. 4 ч. 4 ст. 21 ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (в редакции, действовавшей в спорный период) в извещении о проведении открытого конкурса должен быть указан предмет государственного или муниципального контракта с указанием
количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг и кратких характеристик такого товара, таких работ, услуг.

Возможность внесения изменений в предмет конкурса Федеральным законом “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ в спорный период времени предусмотрена не была.

Доводы ответчика о том, что первоначальный предмет конкурса не был изменен, а были внесены изменения в конкурсную документацию путем дополнения лотами, являются необоснованными.

На основании ч. 1 ст. 22 ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (в редакции, действовавшей в спорный период) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В соответствии с частью 4 вышеназванной статьи конкурсная документация должна содержать:

1) требования к содержанию и форме заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - электронный документ), и инструкцию по ее заполнению;

2) требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик;

3) требования к сроку
и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работ, услуг, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара (при необходимости);

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) порядок формирования цены контракта, в том числе с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

6) сведения о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (исполнителями, подрядчиками);

7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате заключенного государственного или муниципального контракта;

8) сведения о праве заказчика в одностороннем порядке изменить объем выполняемых по контракту работ, оказываемых услуг в соответствии с частью 5 статьи 9 настоящего Федерального закона;

9) порядок, место, даты начала и окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в соответствии с пунктом 9 части 4 статьи 21 настоящего Федерального закона;

10) требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона;

11) порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки. При этом срок отзыва заявок на участие в конкурсе устанавливается в соответствии с частью 9 статьи 25 настоящего Федерального закона;

12) формы, порядок, даты начала и окончания срока представления участникам
размещения заказа разъяснений положений конкурсной документации в соответствии с частью 1 статьи 24 настоящего Федерального закона;

13) место, порядок, даты и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Даты и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе устанавливаются в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона;

14) критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частями 4 - 6 статьи 28 настоящего Федерального закона;

15) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;

16) срок со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в течение которого победитель конкурса должен подписать проект государственного или муниципального контракта. Указанный срок должен составлять не менее чем десять дней.

Согласно ч. 3 ст. 24 ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе внести изменения в конкурсную документацию не позднее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. В течение пяти
рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения опубликовываются и в течение двух дней размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса, и направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была представлена конкурсная документация.

Исходя из содержания указанных правовых норм, внесение изменений в конкурсную документацию не предусматривает возможность изменения самого предмета конкурса в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 24 ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

Между тем, внесение изменений в извещение о проведении конкурса в рамках данного спора непосредственно касается предмета конкурса, поскольку в извещении от 20.11.2006 объявлялся конкурс на выполнение проектных работ по капитальному ремонту отделения детской кардиохирургии Иркутской областной клинической больницы, а в извещении от 27.11.2006 был указан лот N 3 - открытый конкурс на разработку рабочего проекта “Детская деревня“ для специальной коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в р.п. Квиток, Тайшетского района Иркутской области.

Следовательно, предмет конкурса был изменен.

Кроме того, по вновь включенному лоту также допущены нарушения установленных ч. 1 ст. 21 ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд“ сроков опубликования извещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Как видно из материалов дела извещение о проведении открытого конкурса по лоту N 3 на разработку рабочего проекта “Детская деревня“ для специальной коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в р.п. Квиток, Тайшетского района Иркутской области, было опубликовано в газете “Областная“ 27.11.2006.

Согласно представленному в материалы дела протоколу вскрытия конвертов N 954/1 процедура вскрытия конвертов по открытому конкурсу N 00954-ОК/06, в том числе и по лоту N 3, была проведена 19.12.2006.

Таким образом, с момента опубликования извещения о проведении конкурса по лоту N 3 до дня вскрытия конвертов прошло менее 30 дней.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что размещение государственного заказа по лоту N 3 (реестровый номер торгов 00954-ОК/06) на право заключения государственного контракта на разработку рабочего проекта “Детская деревня“ для специальной коррекционной школы интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в р.п. Квиток Тайшетского района Иркутской области, проведено с нарушением требований Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, что выразилось в изменении предмета объявленного конкурса и в несоблюдении срока между опубликованием извещения о проведении конкурса и моментом вскрытия конвертов.

В силу ч. 5 ст. 10 ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Учитывая, что размещение заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса на разработку рабочего проекта “Детская деревня“ для специальной коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в р.п. Квиток Тайшетского района Иркутской области по лоту N 3 (реестровый номер торгов 00954-ОК/06), проведено Агентством по государственному заказу Иркутской области с нарушением положений ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, то заявленные требования о признании недействительным размещения заказа подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3 000 руб., из которых: 1 000 руб. - за кассационное рассмотрение дела, 2 000 руб. - за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать размещение заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса на разработку рабочего проекта “Детская деревня“ для специальной коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в р.п. Квиток Тайшетского района Иркутской области по лоту N 3 (реестровый номер торгов 00954-ОК/06) от 20.12.2006, проведенного Агентством по государственному заказу Иркутской области, недействительным.

Взыскать с Агентства по государственному заказу Иркутской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 3 000 руб.

На решение может быть подана жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.

Судья

Н.А.БУЧНЕВА