Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 28.01.2008 по делу N 3-8/08 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей части 2 статьи 1 Закона РС(Я) от 11.10.2006 373-З N 759-III “О Президенте Республики Саха (Якутия)“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 января 2008 г. по делу N 3-8/08

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей Семеновой М.Н., с участием прокурора Машковой И.Г. при секретаре Никифоровой Е.И. рассмотрев в открытом судебном заседании 28 января 2008 года в г. Якутске

Дело по заявлению первого заместителя Прокурора РС(Я) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими ч. 2 ст. 1 Закона РС(Я) “О Президенте Республики Саха (Якутия)“ от 11.10.2006 373-З N 759-III, суд

установил:

В официальном тексте документа, видимо, допущены опечатки: Закон РС(Я) от “О Президенте Республики Саха (Якутия)“ издан 11.10.2006, а не 11.10.2008 и опубликован 26.10.2006, а не 26.10.2008.

Государственным Собранием (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия) был принят Закон Республики Саха (Якутия) “О Президенте Республики Саха (Якутия)“ 11 октября 2008 году и было опубликовано в газете “Якутия“ от 26 октября 2008 года.

Первый заместитель прокурора РС(Я) обратился в суд с заявлением о признании ч. 2 ст. 1 Закона РС(Я) “О Президенте Республики Саха (Якутия)“ противоречащим федеральному закону и недействующим.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2 статьи 1, а не пункт 2 части 1.

В судебном заседании прокурор поддержала заявление и при этом пояснила, что в п. 2 ч. 1 Закона РС(Я) противоречит федеральным законам, поэтому просит признать оспариваемую норму недействующей.

Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Оконешников В.Ю. и представитель Администрации Президента и Правительства РС(Я) Захарова О.И. с заявлением прокуратуры РС(Я) не согласились, просят в удовлетворении заявления отказать. При этом представили свой отзыв.

Выслушав пояснение участников судебного процесса, исследовав представленный письменный материал, суд приходит к следующему выводу.

Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я) был вправе принимать подобные акты, носящие правовой нормативный характер. Однако при этом согласно ст. 76 ч. 5 Конституции РФ и ст. 3 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Статья 1 ч. 2 Закона РС(Я) предусматривает, что Президент Республики Саха (Якутия) выступает гарантом национально-государственного статуса и территориальной целостности Республики Саха (Якутия), соблюдения Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и законов Республики Саха (Якутия), а также принятых ею межрегиональных и международных
обязательств по соответствующим соглашениям и договорам об осуществлении внешнеэкономических и международных связей.

Первый заместитель Прокурора РС(Я) оспаривает данную норму в части выступления Президентом РС(Я) гарантом территориальной целостности РС(Я) на том основании, что федеральными законами полномочия гарантировать сохранность территории субъекта Российской Федерации к числу полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не отнесены. Таким образом, считают, что данная норма противоречит федеральному закону.

Согласно ст. 5 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Статьей 67 ч. 1 установлено, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов. То есть территория субъекта Республики Саха (Якутия) является составной частью территории Российской Федерации.

Следовательно, Конституция Российской Федерации закрепила право субъекта иметь свою исторически сложившуюся территорию согласно географическому месторасположению, что не является границей государства Российской Федерации в прямом его понятии, а лишь является границей субъекта Российской Федерации. Более того, Конституцией РФ установлен принцип неприкосновенности границ субъектов Российской Федерации. Однако изменение границ допустимо только при взаимном согласии субъектов.

Статья 5 ч. 2 п. “л“ ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ закрепляет, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения.

При этом согласно ст. 68 ч. 2 Конституции Республики Саха (Якутия) Президент Республики Саха (Якутия) выступает гарантом национально-государственного статуса и территориальной целостности Республики Саха (Якутия), соблюдения Конституции и законов Республики Саха (Якутия), а также принятых ею межреспубликанских и международных обязательств.

В соответствии со ст. 18 ч.
7 Федерального закона N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации выполняет определенные полномочия, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, Конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

При этом суд считает, что отнесение к иным полномочиям, полномочие Президента РС(Я) выступать гарантом территориальной целостности обоснованно и не противоречит требованиям федерального закона.

Таким образом, утверждение прокурора о том, что к полномочиям высшего должностного лица субъекта выступать гарантом за сохранение территории субъекта Российской Федерации не отнесено к полномочиям, приведенном в ст. 18 ч. 7 ФЗ-184, не состоятельно.

Согласно статьи 1 ч. 2 Закона РС(Я) Президент Республики Саха (Якутия) выступает гарантом национально-государственного статуса и территориальной целостности Республики Саха (Якутия).

Из анализа данной нормы следует, что Президент РС(Я) не является гарантом, а лишь выступает в защиту целостности республики, обеспечивает сохранение территории республики в пределах установленных для нее административно-территориальных границ, недопущение ее разделения, отхождения части территории республики к другим субъектам или государствам, либо образования в ее пределах нового субъекта Российской Федерации.

Потому необходимо отметить, что полномочие Президента РС(Я) в управлении собственной территорией относится к вопросам определения административно-территориального устройства и действия распространяется только на территории республики, где он выступает его гарантом.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявления не имеется, потому заявление считаю подлежащим к отказу.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ

решил:

Заявление первого заместителя Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании ст. 1 ч. 2 Закона Республики Саха (Якутия) “О Президенте Республики Саха (Якутия)“ от 11 октября 2006 года подлежит
отказу.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующая

СЕМЕНОВА М.Н.

Справка: Решение суда вступило в силу 8 февраля 2008 года.