Решение Тверского областного суда от 25.01.2008 по делу N 3-19/2008 По заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании частично недействующим Положения о комитете по управлению имуществом Тверской области, утвержденного Постановлением Администрации Тверской области от 07.12.2005 N 325-па (в редакции Постановления от 14.11.2006 N 276-па).
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУДИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 января 2008 г. по делу N 3-19/2008
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Аксеновой О.В.
при секретаре Коваленко С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери
с участием прокурора Павлова Д.С., представителя Администрации Тверской области Сафронова В.А., представителя Комитета по управлению имуществом Тверской области Смялковского П.Е. гражданское дело по заявлению Заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании частично недействующим Положения о Комитете по управлению имуществом Тверской области, утвержденного Постановлением администрации Тверской области от 7 декабря 2005 г. N 325-па (в редакции Постановления от 14 ноября 2006 г. N 276-па).
Судебная коллегия
установила:
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора в порядке статьи 251 ГПК РФ обратился в Тверской областной суд с заявлением о признании частично недействующим Положения о Комитете по управлению имуществом Тверской области, утвержденного Постановлением администрации Тверской области от 7 декабря 2005 г. N 325-па (в редакции Постановления от 14 ноября 2006 г. N 276-па).
В обоснование заявленных требований указано, что Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в рамках надзора за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации проведена проверка Положения о Комитете по управлению имуществом Тверской области, утвержденного Постановлением Администрации Тверской области от 7 декабря 2005 г. N 325-па, действующего в последней редакции от 14 ноября 2006 г.
Нормативный правовой акт опубликован в газете “Тверская жизнь“ от 13 декабря 2005 г. N 228.
Пункты 3.1.25., 3.1.28. указанного Положения не соответствуют требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах.
Соответствующие функции осуществляются Федеральной регистрационной службой на основании Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315, и его Управлением в Тверской области.
Вопреки указанным нормам федерального законодательства, пункт 3.1.25. Положения о Комитете по управлению имуществом Тверской области в числе функций Комитета предусматривает осуществление в установленном порядке государственной регистрации права государственной собственности Тверской области на имущество, в том числе земельные участки, на которые у Тверской области возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с частью 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласование действий по распоряжению соответствующими земельными участками с органами государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации законодательством не предусмотрено.
В нарушение указанных требований пункт 3.1.28. Положения к функциям Комитета относит осуществление предварительного согласования органам местного самоуправления действий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.
В представлении Волжского межрегионального природоохранного прокурора от 23 мая 2007 г., внесенном в Администрацию Тверской области, указывалось на несоответствие пункта 3.1.25. Положения требованиям федерального законодательства.
Из ответа на представление Губернатора Тверской области (письмо от 4 июля 2007 г. N 68/4070-01) следует о несогласии с доводами прокуратуры. Вместе с тем, признается возможность двоякого толкования оспариваемой нормы, в связи с чем сообщается о намерении внести изменения в Положение в третьем квартале 2007 г. Однако до настоящего времени соответствующее решение не принято.
В связи с изложенным в заявлении содержится требование о признании не действующими с момента вступления решения суда в законную силу пунктов 3.1.25. и 3.1.28. Положения о Комитете по управлению имуществом Тверской области, утвержденного Постановлением Администрации Тверской области от 7 декабря 2005 г. N 325-па, действующего в редакции Постановления администрации Тверской области от 14 ноября 2006 г. N 276-па.
В судебном заседании представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Павлов С.Д. заявленные требования поддержал в полном объеме по приведенным выше основаниям.
Представители Администрации Тверской области Сафронов В.А. и Комитета по управлению имуществом Тверской области Смялковский П.Е. заявленные требования не признали, пояснив, что в соответствии с пунктом 3.1.25 Положения Комитет по управлению имуществом Тверской области осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию права государственной собственности Тверской области на имущество, в том числе земельные участки, на которые у Тверской области возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Реализация полномочий, предусмотренных пунктом 3.1.25 Положения в контексте норм Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ не подразумевает осуществление Комитетом действий, направленных на совершение юридических актов признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Данное полномочие, отраженное в Положении, предполагает, что Комитет по управлению имуществом Тверской области выступает от имени Тверской области при государственной регистрации:
- права собственности Тверской области на недвижимое имущество, в том числе составляющее казну Тверской области, и сделок с ним;
- права собственности Тверской области на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами, в том числе при разграничении государственной собственности на землю.
Такое понимание данного пункта Положения подтверждается также тем обстоятельством, что в функциях Комитета отсутствуют такие полномочия, которые характеризовали бы деятельность Комитета как органа государственной власти, предусмотренного Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, например, ведение и внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдача документов, подтверждающие проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Таким образом, пункт 3.1.25 Положения не противоречит федеральному законодательству.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ установлены полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность не разграничена. Данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления в порядке, установленном земельным законодательством.
Полномочие, установленное пунктом 3.1.28 Положения, не возлагает обязанность на органы местного самоуправления по представлению в Комитет каких-либо документов по распоряжению земельными участками для предварительного согласования. Оспариваемая норма не устанавливает нарушения легитимности действий органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками в случае отсутствия предварительного согласования Комитета.
Таким образом, данный пункт, устанавливая компетенцию Комитета, не содержит обязательных предписаний для органов местного самоуправления по совершению определенных действий, направленных на предварительное согласование каких-либо процедур, следовательно, не нарушает установленного порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В связи с изложенным пункт 3.1.28 Положения не противоречит нормам абзацу второму пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия находит требования Заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора частичному подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, а также прокурор в пределах свой компетенции, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что Постановлением Администрации Тверской области от 7 декабря 2005 г. N 325-па (действующим на момент рассмотрения дела в редакции Постановления Администрации Тверской области от 14 ноября 2006 г. N 276-па) утверждено Положение о Комитете по управлению имуществом Тверской области.
Первоначальная редакция Положения официально опубликована в газете “Тверская жизнь“ N 228 от 13 декабря 2005 г., а последние изменения - в газете “Тверская жизнь“ N 213 от 18 ноября 2006 г.
В соответствии с пунктом 3.1.28. указанного Положения к функциям Комитета отнесено осуществление предварительного согласования органам местного самоуправления действий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.
Между тем, в соответствии с частью 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
При этом ни указанный Федеральный закон, ни какой-либо иной нормативный акт, регулирующий земельные правоотношения и принятый Ф.И.О. не предусматривает возможности наделения исполнительного органа субъекта Российской Федерации полномочием согласовывать органам местного самоуправления действия последних по распоряжению соответствующими земельными участками.
При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами представителей заинтересованных лиц о том, что выполнение действий по согласованию для Комитета является не правом, а обязанностью, такой же, как и обязанность рассматривать любые обращения граждан и организаций, и, соответственно, для органов местного самоуправления обращение за таким согласованием не является обязанностью.
Вне зависимости от того, является ли рассматриваемое полномочие Комитета по управлению имуществом правом или обязанностью, оно в любом случае изменяет порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, установленный Федеральным законом, а именно, органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов без согласований с какими-либо органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из сказанного следует, что оспариваемые прокурором пункты 3.1.28 Положения о Комитете по управлению имуществом Тверской области, утвержденного Постановлением администрации Тверской области от 7 декабря 2005 г. N 325-па (в редакции Постановления от 14 ноября 2006 г. N 276-па), находится в противоречии с Федеральным законом, принятым по вопросу совместного ведения.
В соответствии со статьей 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В судебном заседании представитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора Павлов Д.С. пояснил, что в прокуратуре не имеется сведений о том, что действием оспариваемых пунктов Порядка были нарушены чьи-либо субъективные права и охраняемые законом интересы, в связи с чем достаточным будет признание оспариваемых правовых норм недействующими только на будущее время.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым признать пункт 3.1.28 Положения о Комитете по управлению имуществом Тверской области, утвержденного Постановлением администрации Тверской области от 7 декабря 2005 г. N 325-па (в редакции Постановления от 14 ноября 2006 г. N 276-па) недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Вместе с тем, при анализе содержания пункта 3.1.25 того же Положения судебная коллегия не усматривает в нем противоречия федеральному закону, исходя при этом из следующего.
В соответствии с пунктом 3.1.25 Положения, Комитет по управлению имуществом Тверской области осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию права государственной собственности Тверской области на имущество, в том числе земельные участки, на которые у Тверской области возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
По мнению заявителя, употребление в анализируемой норме выражения “осуществляет государственную регистрацию“ означает наделения Комитета по управлению имуществом Тверской области полномочием регистрирующего государственного органа, поэтому в нем усматривается противоречие статье 9 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Однако судебная коллегия не может согласиться с таким толкованием пункта 3.1.25 Положения, поскольку оно сделано в отрыве от содержащегося в том же пункте указания на то, что такая регистрация осуществляется “в установленном порядке“.
При этом следует принять во внимание основанную на буквальном толковании оспариваемой нормы ссылку представителей заинтересованных лиц Сафронова В.А. и Смялковского П.Е. на то, что наделение Комитета полномочием в установленном порядке регистрировать право собственности Тверской области на недвижимое имуществом (в том числе и земельные участки) означает лишь указание на возможность реализации этим государственным органом исполнительной власти полномочия участвовать в регистрационном правоотношении в качестве представителя субъекта Российской Федерации как правообладателя, а не в качестве органа, осуществляющую регистрацию прав от имени государства.
В пользу правильности именно такого толкования оспариваемого пункта 3.1.25 Положения свидетельствует и признание представителем прокуратуры Павловым Д.С. того обстоятельства, что прокуратура не располагает данными о совершении Комитетом по управлению имуществом Тверской области самостоятельных регистрационных действий без участия территориального подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения требования о признании недействующим пункта 3.1.25 Положения о Комитете по управлению имуществом Тверской области, утвержденного Постановлением администрации Тверской области от 7 декабря 2005 г. N 325-па (в редакции Постановления от 14 ноября 2006 г. N 276-па).
Руководствуясь ст. 194, 196 - 199, 253 ГПК РФ, судебная коллегия
решила:
заявление Заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании частично недействующим Положения о Комитете по управлению имуществом Тверской области, утвержденного Постановлением администрации Тверской области от 7 декабря 2005 г. N 325-па (в редакции Постановления от 14 ноября 2006 г. N 276-па), удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 3.1.28 Положения о Комитете по управлению имуществом Тверской области, утвержденного Постановлением администрации Тверской области от 7 декабря 2005 г. N 325-па (в редакции Постановления от 14 ноября 2006 г. N 276-па).
В признании противоречащим федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению пункта 3.1.25 Положения о Комитете по управлению имуществом Тверской области, утвержденного Постановлением администрации Тверской области от 7 декабря 2005 г. N 325-па (в редакции Постановления от 14 ноября 2006 г. N 276-па) - отказать.
На решение может быть принесена кассационная жалоба или кассационное представление в течение десяти дней в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд с исчислением указанного срока со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
О.В.АКСЕНОВА