Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Тыва от 23.01.2008 N 3/6-2008 О признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 28 мая 2002 года N 1401 “О государственном долге Республики Тыва“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 января 2008 г. N 3/6-2008

Верховный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Аал-оол Ч.Д.

при секретаре О.А.Н.

с участием представителя заявителя по доверенности М. и представителя Правительства Республики Тыва по доверенности А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 января 2008 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 28 мая 2002 года N 1401 “О государственном долге Республики Тыва“ в части,

установил:

Заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 28 мая 2002 года
N 1401 “О государственном долге Республики Тыва“ в части, указывая на то, что в соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 4 указанного выше закона долговые обязательства Республики Тыва могут существовать в форме договоров и соглашений о получении Республикой Тыва ссуд и кредитов из федерального бюджета.

Данные положения Закона РТ противоречат части 3 статьи 99 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ), в соответствии с которым долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством долговые обязательства субъектов Российской Федерации в форме договоров и соглашений о получении ссуд от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации не предусмотрены.

В соответствии со статьей 13 Закона РТ ответственность за нарушение настоящего Закона наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.

Данные положения Закона РТ также вошли в противоречие с федеральным законодательством по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 7 Бюджетного кодекса РФ установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации входит в полномочия федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно статье 8 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений только в случае и в порядке, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем Бюджетным кодексом РФ и другими
федеральными законами не предусмотрено, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать ответственность за нарушение бюджетного законодательства в сфере регулирования вопросов о государственном долге субъектов Российской Федерации.

Применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва “О государственном долге Республики Тыва“ нарушает интересы Российской Федерации, поскольку вышеназванные нормы Закона Республики Тыва противоречат федеральному законодательству.

Заместитель прокурора Республики Тыва просит также обязать заинтересованное лицо после вступления в законную силу решения опубликовать сообщение о нем в газете “Тувинская правда“.

В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва М. заявление заместителя прокурора Республики Тыва полностью поддержала и просила признать оспариваемые положения Закона Республики Тыва “О государственном долге Республики Тыва“ противоречащими федеральному законодательству и недействующими по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности А.М. требование признал.

От представителей Законодательной палаты и Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 4 Закона Республики Тыва от 28.05.2002 N 1401 “О государственном долге Республики Тыва“ долговые обязательства Республики Тыва могут существовать в форме договоров и соглашений о получении Республикой Тыва ссуд и кредитов из федерального бюджета.

Согласно части 3 статьи 99 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ), долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, положения абзаца 4 части 1 статьи 4 Закона Республики Тыва “О
государственном долге Республики Тыва“, устанавливающие существование долговых обязательств Республики Тыва в форме ссуд из федерального бюджета находятся в противоречии с федеральным законодательством.

Текст документа приведен в соответствии с оригиналом.

Статьей 13 Закона Республики Тыва “О государственном долге ответственность за нарушение Закона наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Тыва. Однако согласно ст. 7 Бюджетного кодекса РФ установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации входит в полномочия федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим кодексом и иными федеральными законами.

Кроме того, в силу ст. 8 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений только в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем ни Бюджетным кодексом РФ, ни другими федеральными законами не предусмотрено положений, предусматривающих право субъектов Российской Федерации устанавливать ответственность за нарушение бюджетного законодательства в сфере регулирования вопросов о государственном долге субъектов Российской Федерации.

Из вышесказанного следует, что статья 13 Закона Республики Тыва “О государственном долге Республике Тыва“ в части установления наступления ответственности за нарушение Закона в соответствии с действующим законодательством Республики Тыва противоречит федеральному законодательству.

Таким образом, заявление заместителя прокурора Республики Тыва обоснованно и подлежит удовлетворению.

Следует признать недействующими с момента вступления решения в законную силу абзац 4 части 1 статьи 4 в части слов “ссуд“, статью 13 в части слов “Республики Тыва“ Закона Республики Тыва от 28 мая 2002 г. N 1401 “О
государственном долге Республики Тыва“.

В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете “Тувинская правда“.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 28 мая 2002 года N 1401 “О государственном долге“ в части удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления решения в законную силу абзац 4 части 1 статьи 4 в части слов “ссуд“ и статью 13 в части слов “Республики Тыва“ Закона Республики Тыва от 28 мая 2002 г. N 1401 “О государственном долге Республики Тыва“.

Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете “Тувинская правда“.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня оглашения через Верховный суд Республики Тыва.

Председательствующий

Ч.Д.ААЛ-ООЛ