Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 21.01.2008 по делу N 3-9/08 О признании недействующими пп. 1 п. 4 раздела 4, абзаца 2 п. 4 раздела 4, п. 9 раздела 4 (в части) “Положения о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых...“, утв. постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 16.03.2007 ГС N 2119-III.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 января 2008 г. по делу N 3-9/08

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Колесник Н.А., с участием прокурора РС(Я) Федоровой Р.Е., представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Слепцовой Н.А., Кириллина Н.Д., представителя Государственного комитета РС(Я) по геологии и недропользованию Скрябина В.В., представителя ФГУ “Ленского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства“ Шеметова Л.Ю., представителя Ленского бассейнового водного управления Слепцова П.П., при секретаре Захаровой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске “21“ января 2008 г. гражданское дело по заявлению

Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пп.
1 п. 4 раздела 4, абзаца 2 п. 4 раздела 4, п. 9 раздела 4 (в части) Положения о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16.03.2007 г. ГС N 2119-Ш,

установил:

Прокурор РС(Я) обратился в суд с данным заявлением указывая, что оспариваемые нормы Положения о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16.03.2007 г. ГС N 2119-Ш, приняты с превышением полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

В судебном заседании представитель Прокуратуры РС(Я) прокурор Федорова Р.Е. поддержала заявленные требования в полном объеме, просит признать пп. 1 п. 4 раздела 4, абзаца 2 п. 4 раздела 4, п. 9 раздела 4 (в части) оспариваемого Положения РС(Я) противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

Представитель ФГУ “Ленского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства“ Шеметова Л.Ю. поддержал требования, заявленные прокурором, суду пояснил, что оспариваемым Положением РС(Я) нарушаются права ФГУ, т.к. необоснованно подвергаются административным штрафам за отсутствие лицензии на реализацию песчано-гравийной смеси, поднимаемой со дня реки при производстве путевых работ. Расчистка дна реки не относится к добыче полезных ископаемых, является технологическим процессом. При добыче песка ФГУ оформляет лицензию в соответствии
с федеральным законом.

Представители Государственного Собрания (Ил Тумэн) Слепцова Н.А. и Кириллин Н.Д., представитель Государственного Комитета РС(Я) по геологии и недропользованию Скрябин В.В., считают требования прокурора не правомерными, пояснили, что оспариваемые прокурором нормы Положения РС(Я) имеют цель урегулировать отношения в области недропользования, не расширяют, а конкретизируют отдельные положения ФЗ “О недрах“, приняты в пределах полномочий субъекта РФ. Указывают, что добываемый ФГУ песок относится к общераспространенным полезным ископаемым, является государственной собственностью, и, в соответствии с ФЗ “О недрах“ не может отчуждаться самовольно предприятием. Кроме того, Водный кодекс РФ предусматривает, что изъятый грунт при расчистке дна реки, должен идти на укрепительные работы по безопасности судоходства, а не изыматься безвозвратно.

Представитель Ленского бассейнового водного пароходства Слепцов П.П. поддержал представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я), также считает, что часть земной коры ниже дна водоемов является недрами, и пользование ими регулируется ФЗ “О недрах“. Согласны с тем, что работы по изменению дна водных объектов должны быть согласованы с Ленским БВУ.

Выслушав представителя прокуратуры РС(Я) Федорову Р.Е., представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Слепцову Н.А., Кириллина Н.Д., представителя Государственного комитета РС(Я) по геологии и недропользованию Скрябина В.В., представителя ФГУ “Ленского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства“ Шеметова Л.Ю., представителя Ленского бассейнового водного управления Слепцова П.П., представителя ГУ МЮ по Дальневосточному федеральному округу - эксперта Куркутова В.С, поддержавшим заявление прокурора, судебные прения, Верховный Суд РС(Я) находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Правительством Республики Саха (Якутия) принято и опубликовано в официальных средствах массовой информации Положение о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также
участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16.03.2007 г. ГС N 2119-Ш.

Предметом регулирования данного Постановления являются общественные отношения, в области владения, пользования и распоряжения недрами.

В соответствии с пунктами “в“ и “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, законодательство о недрах относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с подпунктом “б“ пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 1.1 Закона Российской Федерации “О недрах“ субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

Таким образом, Положение о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16.03.2007 г. ГС N 2119-Ш принято в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и компетенции Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации.

Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства, пп. 1 п. 4 раздела 4, абзаца 2 п. 4 раздела 4, п. 9 раздела 4 (в части) Положения о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16.03.2007 г. ГС N 2119-Ш противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.

Подпунктом 1 пункта 4 раздела 4 Положения установлено, что не требуется оформление лицензии на пользование участком недр при сооружении и эксплуатации судовых ходов.

Также, абзацем 2 пункта 4 раздела 4 Положения определено, что если при проведении указанных в настоящем пункте работ добытые из недр общераспространенные полезные ископаемые используются в коммерческих целях (в целях реализации другим организациям), то такая деятельность является недропользованием, требует оформления правоустанавливающих документов в виде лицензии в порядке, установленном настоящим Положением, и подлежит налогообложению в соответствии с ч. 1 ст. 336 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, пунктом 9 раздела 4 Положения установлено, что ведение строительных, дноуглубительных, землечерпательных и других работ на участках недр, расположенных на дне водоемов и в водоохранных зонах, производится по согласованию с Ленским бассейновым водным управлением Росводресурсов.

В случае использования получаемого от дноуглубительных, землечерпательных работ минерального сырья в коммерческих целях (в целях реализации другим организациям), относящегося к общераспространенным полезным ископаемым, предприятию необходимо получить в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением, лицензию на пользование участком недр (отвалом), на котором находится минеральное сырье. В
других случаях указанная деятельность юридических и физических лиц рассматривается как самовольное недропользование, а вред, причиненный государству указанной деятельностью, подлежит возмещению в соответствии со статьей 51 Федерального закона “О недрах“.

Согласно ч. 3 ст. 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в целях обеспечения безопасности судоходства работы по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений на них осуществляются без специальных разрешений на проведение путевых работ.

Абзацем 14 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации путевые работы определены как дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях.

Одновременно, ч. 1 ст. 61 Водного кодекса Российской Федерации гласит, что проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

Также следует отметить, что в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации “О недрах“ недра предоставляются в пользование для: регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр; геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; разведки и
добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости); сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Следовательно, сооружение и эксплуатация судовых ходов не является недропользованием в силу того, что не содержится в перечне видов пользования недрами и является частью технологического процесса, поэтому и указание в оспариваемом прокурором Положении на то, что данная деятельность является добычей из недр общераспространенных полезных ископаемых и регулируется ФЗ “О недрах“, неправомерно.

Этот вид деятельности регулируется законодательством, в области охраны окружающей среды и градостроительной деятельности, а также в целях обеспечения безопасности осуществляется без специальных разрешений.

Одновременно с этим в соответствии с ч. 1 ст. 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации содержание водных путей, в том числе проведение путевых работ осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также других не запрещенных законом источников. В Республике Саха (Якутия) таким органом является Федеральное государственное учреждение “Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства“.

Анализируя доказательства в их совокупности, суд считает, что оспариваемые прокурором пп. 1 п. 4 раздела 4, абзаца 2 п. 4 раздела
4, п. 9 раздела 4 (в части) Положения о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16.03.2007 г. ГС N 2119-Ш противоречат федеральному законодательству, поскольку возлагают на республиканские органы государственные власти не свойственные им полномочия, относящиеся к ведению федерального органа исполнительной власти, расширяют полномочия субъекта Российской Федерации по вопросам недропользования, и, подлежат признанию недействующими.

Статьей 76 Конституции РФ установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

По изложенному, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд РС(Я)

решил:

заявление Прокурора РС(Я) удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному закону и недействующими пп. 1 п. 4 раздела 4, абзаца 2 п. 4 раздела 4, п. 9 раздела 4 (в части) Положения о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16.03.2007 г. ГС N 2119-Ш с момента вступления решения суда в законную силу.

Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через
суд, вынесший решение.

Председательствующий

КОЛЕСНИК Н.А.