Определение Нижегородского областного суда от 15.01.2008 по делу N 33-62 Об отмене решения Нижегородского районного суда от 30.10.2007 и направлении на новое рассмотрение дела о признании недействующим постановления Городской Думы города Н.Новгорода от 20.06.2007 N 63 “О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в г. Н.Новгороде“.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2008 г. N 33-62
Судья Голубева О.Н.
15 января 2008 г. судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Погорелко О.В.
и судей Кутыревой Е.Б., Цыпкиной Е.Н.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Погорелко О.В.
дело по кассационным жалобам заявителей и их представителя
с участием заявителей, их представителя, представителей Администрации г. Н.Новгорода и Городской Думы г. Н.Новгорода
на решение Нижегородского районного суда от 30 октября 2007 г.
по делу по заявлению Ш., С., И., К., прокурора г. Н.Новгорода о признании недействительным постановления Городской Думы г. Н.Новгорода от 20.06.2007 года N 63 “О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в г. Н.Новгороде“,
установила:
прокурор г. Н.Новгорода обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия постановления Городской Думы г. Н.Новгорода от 20.06.2007 года N 63 “О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в г. Н.Новгороде“.
Заявители Ш., С., И., К. обратились в суд с аналогичным заявлением.
Определением суда указанные заявления объединены в одно производство.
В обоснование заявлений указано, что оспариваемым постановлением внесены изменения в Правила землепользования и застройки г. Н.Новгорода в части изменения зонирования в границах улиц Новикова - Прибоя - Глеба Успенского - Адмирала Нахимова - проспект Ленина (парк “Дубки“) с зоны парков, набережных Р-2 на зону обслуживания и деловой активности Ц-1.
Согласно ч. 1 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном для подготовки проекта и утверждения правил землепользования и застройки (статьи 31, 32 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом результатов публичных слушаний. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 20 Устава г. Н.Новгорода, проекты правил землепользования и застройки выносятся на публичные слушания.
Кроме того, согласно п. 12 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса и частями 13 и 14 настоящей статьи.
Порядок проведения публичных слушаний по проекту землепользования и застройки определен Положением о публичных слушаниях в городе Нижнем Новгороде, утвержденным постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 21.09.2005 г. N 71.
Прокурор и заявители считают, что при проведении публичных слушаний по указанному выше вопросу имело место нарушение процедуры назначения и проведения публичных слушаний, предусмотренной указанными выше законодательными нормативными актами.
В нарушение требований закона отсутствовало решение главы города Н.Новгорода о проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, перед проведением публичных слушаний 06.05.2007 г. не был подготовлен проект правового акта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в г. Н.Новгороде в части изменения зонирования парка “Дубки“ в связи с чем, у граждан отсутствовала возможность ознакомиться перед публичными слушаниями с проектом муниципального правового акта, не предоставлялась карта градостроительного зонирования, содержащая сведения о границах земельного участка, на котором меняется зонирование, чем нарушено требование п. 4 ст. 28 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в РФ“, а также п. 3 ч. 3 ст. 20 Устава г. Н.Новгорода, ч. 5 ст. 4 Положения о публичных слушаниях в г. Н.Новгороде, ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, с ч. 3 ст. 38 Правил землепользования и застройки в г. Н.Новгороде, утвержденных постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 15.11.2005 г. N 89, изменения частей 2, 3 настоящих Правил, касающиеся границ территориальных зон, видов и предельных параметров разрешенного использования земельных участков, иных объектов недвижимости, могут быть внесены только при наличии положительного заключения органа, уполномоченного в области архитектуры и градостроительства. В соответствии с п. 1.1. Положения о департаменте архитектуры и градостроительства администрации г. Н.Новгорода, утвержденного постановлением администрации г. Н.Новгорода от 17.01.2006 г. N 94, департамент архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Новгорода образован в соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения работы администрации города в области архитектуры, градостроительной деятельности.
Таким образом, одним из обязательных условий внесения изменений в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в г. Н.Новгороде, касающихся границ территориальных зон, является наличие положительного заключения органа уполномоченного в области архитектуры и градостроительства по указанному вопросу, данное департаментом архитектуры и градостроительства администрации.
Вместе с тем, по информации директора департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Н.Новгорода, каких-либо заключений по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки в г. Н.Новгороде, касающихся изменения границ территориальных зон земельных участков, департаментом не давалось, таким образом, при принятии постановления Городской Думы г. Н.Новгорода от 28.02.2007 г. N 23 “О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в г. Н.Новгороде“, были нарушены требования ч. 3 ст. 38 Правил землепользования и застройки в г. Н.Новгороде, а также п. 1 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ.
Итоговый документ о результатах публичных слушаний утвержден не большинством голосов участников публичных слушаний при открытом голосовании, а членами комиссии по землепользованию и застройке на заседании комиссии, чем нарушена ч. 6 ст. 6 Положения о публичных слушаниях в г. Н.Новгороде. Поскольку результаты публичных слушаний надлежащим образом закреплены не были, следовательно, оспариваемое постановление принято без учета результатов публичных слушаний, что нарушает требования ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, ст. 20 Устава г. Н.Новгорода, ст. 8 Положения о публичных слушаниях в г. Н.Новгороде.
Кроме того, заявители указывают, что оспариваемое постановление нарушает права на благоприятную окружающую среду и здоровье и противоречит ст. 61 ФЗ “Об охране окружающей среды“, поскольку на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Парк “Дубки“ является остатком уникальных природно-исторических мест произрастания дубово-широколиственных лесов.
Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 30 октября 2007 г. в удовлетворении заявлений прокурору г. Н.Новгорода, Ш., С., И., К. отказано.
В кассационных жалобах заявители и их представитель просят отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая прокурору и заявителям в удовлетворении заявлений, суд пришел к выводу, что процедура публичных слушаний по вопросам, принятым оспариваемым постановлением, действительно была нарушена, однако нарушение процедуры не повлекло нарушения каких-либо прав и интересов граждан, публичные слушания состоялись, желающие высказать свое мнение, были выслушаны.
Кроме того, суд сделал вывод, что нарушение при проведении публичных слушаний порядка их проведения, установленного в Положении о публичных слушаниях в городе Нижнем Новгороде и утвержденного постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 21.09.2005 г. N 71, не является основанием для признания недействительным оспариваемого постановления, поскольку постановление Городской Думы г. Н.Новгорода от 21.09.2005 г. N 71 имеет ту же юридическую силу, что и оспариваемый нормативный акт, следовательно, не может иметь преимущественного значения перед оспариваемым постановлением.
Между тем, данные выводы суда не основаны на требованиях закона.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения... о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки.
В соответствии с п. 11 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее, чем десять дней со дня получения такого проекта.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Положения о публичных слушаниях в городе Нижнем Новгороде, утвержденного постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 21.09.2005 г. N 71, глава города назначает публичные слушания по своей инициативе, издавая правовой акт о назначении публичных слушаний.
Между тем, как усматривается из материалов дела, в нарушение требований указанного нормативного правового акта, главой г. Н.Новгорода не было принято решение о проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде.
Таким образом, имеет место нарушение процедуры назначения публичных слушаний, предусмотренной законом.
Кроме того, согласно п. 12 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса и частями 13 и 14 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 20 Устава города Нижнего Новгорода порядок организации проведения публичных слушаний определяется правовым актом Городской Думы г. Н.Новгорода.
Порядок проведения публичных слушаний по проекту землепользования и застройки определен Положением о публичных слушаниях в городе Нижнем Новгороде, утвержденным постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 21.09.2005 г. N 71.
Следовательно, порядок проведения публичных слушаний в г. Н.Новгороде регулируется не только Градостроительным кодексом РФ, но и нормативным правовым актом представительного муниципального органа, что соответствует требованиям п. 12 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ.
В связи с чем, являются не правильными выводы суда о том, Положение о публичных слушаниях в городе Нижнем Новгороде, утвержденное постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 21.09.2005 г. N 71 не может быть принято во внимание при рассмотрении данного дела, как имеющее одинаковую силу с оспариваемым нормативным правовым актом.
Таким образом, суду следовало проверить соблюдение порядка проведения публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в г. Н.Новгороде, проходивших 06.05.2007 г., требованиям указанного выше Положения, а также Градостроительного кодекса РФ и сделать соответствующие выводы.
Лишь после установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела, суд мог сделать вывод относительно законности заявленных требований.
Более того, в соответствии с ч. 3 ст. 38 Правил землепользования и застройки в г. Н.Новгороде изменения частей 2, 3 настоящих Правил, касающиеся границ территориальных зон, видов и предельных параметров разрешенного использования земельных участков, иных объектов недвижимости, могут быть внесены только при наличии положительного заключения органа, уполномоченного в области архитектуры и градостроительства.
Вместе с тем, как установлено судом каких-либо письменных заключений по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки в г. Н.Новгороде, касающихся изменения границ территориальных зон земельных участков, департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Н.Новгорода не давалось.
В связи с чем, вывод суда о том, наличием такого заключения можно признать объяснение директора департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Н.Новгорода Медведева С.А. о том, что департамент ведет работу по рассмотрению материалов и вынесению их на рассмотрение комиссии по землепользованию и застройке, является не правильным и не основанным на требованиях закона.
В нарушение требований ст. 67 ГПК РФ не дана судом надлежащая оценка доводам заявителей и предоставленным им в подтверждение своих доводов доказательствам о том, что оспариваемое постановление вынесено в нарушение ФЗ “Об охране окружающей среды“, т.к. исполнение постановления приведет к вырубке уникальных природно-исторических мест произрастания дубово-широколиственных лесов и окажет негативное воздействие на указанные территории.
Таким образом, судом допущено нарушение норм материального и процессуального права, судом не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, решение суда является не законным и подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для дела и вынести решение в строгом соответствии с законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 30 октября 2007 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе судей.