Решения и определения судов

Решение Пермского краевого суда от 09.01.2008 по делу N 3-10-2008 О признании недействующим в части Закона Пермского края “Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края“ от 30.07.2007 N 80-ПК.

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 9 января 2008 г. по делу N 3-10-2008

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в лице председательствующего судьи Васильевой О.А., при секретаре Невидимовой Е.А., с участием прокурора Бабкиной А.В., представителя Законодательного Собрания Пермского края Епановой Н.Б. рассмотрел 9 января 2008 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим в части Закона Пермского края “Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края“ от 30.07.2007 N 80-ПК,

установил:

Законодательным Собранием Пермского края 19.07.2007 принят Закон Пермского края “Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных
нужд на территории Пермского края“. Закон подписан губернатором Пермского края 30.07.2007 за N 80-ПК и опубликован в газете “Звезда“ 02.08.2007.

В соответствии со ст. 4 Закона для получения права заготовки древесины по договору купли-продажи гражданами, проживающими на территории Пермского края, подаются заявления в соответствующие лесхозы (лесничества). К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствующую потребность в древесине. Перечень представляемых гражданином документов определяется уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края в области лесных отношений.

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующей данной правовой нормы в части второго и третьего предложений, полагая, что в этой части закон края принят с превышением полномочий субъекта Российской Федерации в области лесных отношений.

В силу ч. 5 ст. 30 и ч. 4 ст. 82 Лесного кодекса РФ к полномочиям субъекта Российской Федерации относится утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.

На основании частей 3, 5 ст. 77, ст. 30 Лесного кодекса РФ порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений утверждается Правительством Российской Федерации, а порядок заключения договора определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установление условий возникновения у граждан права на заключение договора органам государственной власти субъекта Российской Федерации не делегировано. Действия граждан по подаче заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд производятся в рамках процедуры подготовки к заключению договора и установлены Правилами подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 N 406. Обязанность граждан по представлению кроме заявления иных документов для заключения договора федеральным законодательством не предусмотрена.

В
судебном заседании участвующий в деле прокурор Бабкина А.В. требование поддержала.

Представитель Законодательного Собрания Пермского края Епанова Н.Б., действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась, полагая, что закон края в оспариваемой части принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации. Оспариваемой нормой регулируется порядок заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, установление которого отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Заслушав объяснения прокурора, представителя заинтересованного лица, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 5 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 06.10.1999 N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. “к“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие лесные отношения, не могут противоречить настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу п. 60 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ
от 06.10.1999 к полномочиям субъектов РФ относится утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.

Частью 5 статьи 30 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в силу ч. 4 ст. 82 Лесного кодекса РФ относятся утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.

На основании ч. 3 ст. 77 Лесного кодекса РФ граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 77 Лесного кодекса РФ порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 406 утверждены Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 13 этих Правил гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, подает в органы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, заявление о заключении договора о купле-продаже лесных насаждений для собственных нужд, в котором указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность;

б) наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений;

в) требуемый объем древесины и ее качественные показатели.

В соответствии с п. 14 данных Правил заявление, указанное в пункте 13 настоящих Правил,
рассматривается органами, указанными в пункте 3 настоящих Правил, в течение 15 календарных дней с даты его получения. По результатам рассмотрения выносится решение о подготовке проекта договора либо заявление возвращается гражданину на следующих основаниях:

а) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаемым законом субъекта Российской Федерации, в границах территории которого расположено лесничество (лесопарк);

б) отсутствие в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями.

Статьей 4 Закона Пермского края “Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края“ в оспариваемой части установлена обязанность граждан по представлению к заявлению о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд документов, подтверждающих потребность в древесине, а также предусмотрено, что перечень представляемых гражданином документов определяется уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края в области лесных отношений.

Между тем действия граждан по подаче заявлений о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд производятся в рамках подготовки к заключению такого договора и не относятся к порядку заключения договора либо к утверждению порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд. Как указано выше, порядок подготовки договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждается Правительством Российской Федерации и не относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правилами подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 N 406, не предусмотрено обязанности граждан по представлению кроме заявления о заключении
договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд иных документов.

Таким образом, второе и третье предложения статьи 4 закона Пермского края противоречит федеральному законодательству, в связи с чем в указанной части данная правовая норма подлежит признанию недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать статью 4 Закона Пермского края “Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края“ от 30.07.2007 N 80-ПК недействующей в части второго и третьего предложений со дня вступления решения суда в законную силу.

После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете “Звезда“.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано либо на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд.

Председательствующий п.п.

О.А.ВАСИЛЬЕВА

Судья краевого суда

О.А.ВАСИЛЬЕВА