Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2009 по делу N А42-6590/2007 ИФНС пришла к ошибочному выводу о незаконности регистрации внесенных в учредительные документы ООО изменений относительно места нахождения, установив факт отсутствия общества по данному адресу, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие ненахождение ООО по указанному адресу на момент проведения регистрации, а кроме того, неверное указание места нахождения юридического лица не является нарушением закона, носящим неустранимый характер.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “от 7 мая 2008 г.“ имеется в виду “от 7 мая 2009 г.“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2008 г. по делу N А42-6590/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М., рассмотрев 05.05.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.01.2009 по делу N А42-6590/2007 (судья Драчева Н.И.),

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция, регистрирующий орган) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Факт“
(далее - Общество) о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Решением от 24.01.2008 в удовлетворении требований Инспекции отказано.

В апелляционном порядке дело не пересматривалось.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.05.2008 решение от 24.01.2008 отменено, дело передано на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела Инспекция уточнила заявленные требования и просила признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области от 18.01.2007 N 101 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц.

Определением от 26.07.2008 к участию в деле привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области.

Определением от 09.09.2008 Общество исключено из числа ответчиков по делу и привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

Решением от 13.01.2009 в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение ввиду нарушения норм материального права и вынести новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя.

Податель жалобы ссылается на то, что Общество при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, представило в регистрирующий орган недостоверные сведения относительно места нахождения юридического лица, что, по мнению Инспекции, является основанием для признания государственной регистрации недействительной.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Тверской области 14.12.2004 принято решение о регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью “Механосборочное производство“ (далее - ООО “Механосборочное производство“) (лист
дела 13). В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ООО “Механосборочное производство“, 20.12.2004 выдано свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе (лист дела 18), единственным учредителем ООО “Механосборочное производство“ является Лавренюк Алексей Геннадьевич.

Между Лавренюком А.Г. и Ф.И.О. заключен договор купли-продажи доли в уставном капитале, на основании которого последний приобрел долю, которая составляет 100% уставного капитала ООО “Механосборочное производство“ (лист дела 19).

Единственным участником ООО “Механосборочное производство“ принято решение от 28.12.2006 об утверждении изменений к уставу ООО “Механосборочное производство“, согласно которым его название изменено на общество с ограниченной ответственностью “Факт“, сокращенное фирменное наименование - ООО “Факт“, изменен адрес места нахождения Общества (лист дела 20).

На основании принятого решения от 28.12.2006 Доботолов С.Н. 11.01.2007 обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (лист дела 23).

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области 18.01.2007 приняла решение N 101 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (лист дела 38), Общество было зарегистрировано по адресу: 183 000, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Челюскинцев, д. 2 “А“, оф. 14 (листы дела 21, 22, 46).

Полагая, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы Общества, осуществлена Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области на основании недостоверных сведений, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявления Инспекция ссылается на то, что в ходе проверки от 16.03.2007 выявлено следующее: Общество не осуществляет деятельность и не находится по адресу, указанному в
учредительных документах: г. Мурманск, ул. Челюскинцев, д. 2 “А“, оф. 14, а в ответ на направленные ею запросы в адресно-справочное бюро Управления внутренних дел Мурманской области о месте жительства руководителя данной организации поступила информация, согласно которой Доботолов С.Н. в Мурманской области не регистрировался.

Кассационная инстанция, изучив доводы жалобы и проверив законность решения, пришла к следующим выводам.

Как следует из подпункта “а“ пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о государственной регистрации), при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что сведения, содержащиеся в учредительных документах и в самом заявлении, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов.

Пунктом 2 статьи 25 Закона о государственной регистрации установлено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Неверное указание места нахождения юридического лица при подаче документов, предусмотренных статьей 14 Закона о государственной регистрации, не является нарушением закона, носящим неустранимый характер. Кроме того, как правильно указал суд, данные осмотра, произведенного 16.06.2007, не могут свидетельствовать о том, что
общество не находилось по вышеприведенному адресу при его создании.

Из пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации следует, что регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган или если юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Поскольку такие основания отсутствовали, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области правомерно приняла решение от 18.01.2007 N 101 о государственной регистрации Общества.

Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекция не представила доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, а также не усмотрел нарушений законодательства при принятии Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества.

Данный вывод суда следует признать правомерным, полностью соответствующим представленным в дело доказательствам.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.01.2009 по делу N А42-6590/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.

Председательствующий

А.А.КУСТОВ

Судьи

О.Г.СОСНИНА

И.М.ТАРАСЮК