Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.12.2008 по делу N А05-4102/2008 Суд удовлетворил иск о взыскании с МУП задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую природную среду, поскольку у предприятия, осуществляющего хозяйственную деятельность по забору воды из поверхностных водных объектов, ее очистке до стандартных показателей и транспортировке до источников потребления по водопроводным сетям, имеется задолженность по указанным платежам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2008 г. по делу N А05-4102/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. О.А., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А., при участии от муниципального унитарного предприятия “Водоканал“ Ашурковой Е.М. (доверенность от 01.07.2008), Голишевской О.Г. (доверенность от 27.05.2008), рассмотрев 23.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия “Водоканал“ на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.07.2008 по делу N А05-4102/2008 (судья Бабичев О.П.),

установил:

Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Архангельской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного
предприятия “Водоканал“ (далее - Предприятие) 28 151 227 руб. 35 коп. задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого квартала 2005 года по четвертый квартал 2007 года (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением суда первой инстанции от 23.07.2008, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 (судьи Зайцева А.Я., Писарева О.Г., Романова А.В.), заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение суда первой инстанции, фактически обжалуя и постановление суда апелляционной инстанции, и в удовлетворении заявления отказать. По мнению подателя жалобы, отсутствие у Предприятия прибыли освобождает его от обязанности осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

В письменных возражениях на жалобу Управление просит оставить судебные акты без изменения.

В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Жалоба рассмотрена без участия представителя Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что Предприятие, осуществляя хозяйственную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, имеет задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно расчету, представленному Управлением, по состоянию на 01.01.2008 задолженность Предприятия за период с первого квартала 2005 года по четвертый квартал 2007 года составляет 28 151 227 руб. 35 коп.

Неисполнение Предприятием требования от 27.03.2008 N 05-10АП/1870 об уплате задолженности явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявление, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у Предприятия в силу осуществляемой им деятельности обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и обоснованности представленного Управлением расчета.

Кассационная коллегия, изучив материалы дела
и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно статье 16 названного Федерального закона, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), которым установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.

В соответствии с указанным Порядком Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации
26.01.1993 утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, по которым производится расчет платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, непосредственно и через свои территориальные органы выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В рассматриваемом случае Управлением установлено, что Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность по забору воды из поверхностных водных объектов, ее очистке до стандартных показателей и транспортировке до источников потребления по водопроводным сетям, а также по перекачке хозфекальных и производственных сточных вод города Архангельска на очистные сооружения. У Предприятия имеется выданное в установленном порядке разрешение на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты со сроком действия с 11.03.2005 до 01.01.2008.

Следовательно, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у Предприятия в силу осуществляемой им деятельности обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Из расчета, представленного Управлением по состоянию на 01.01.2008, усматривается, что платеж за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2005 года в размере 37 059 руб. 68 коп. оплачен Предприятием платежным поручением от
21.04.2005 N 145 в полном объеме. Вместе с тем, в сумме задолженности данная сумма не учтена.

Поскольку у Предприятия имеется задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за период со второго квартала 2005 года по четвертый квартал 2007 года, размер которой не оспаривается, а также учитывая, что требование Управления от 27.03.2008 N 05-10АП/1870 не исполнено, суды правомерно удовлетворили заявление о взыскании задолженности с природопользователя.

Судами первой и апелляционной инстанций правильно не принят во внимание довод Предприятия об отсутствии прибыли, за счет которой, по мнению плательщика, должны производиться платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду. Как правильно указано судами, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ не предусмотрено такого основания для освобождения от их внесения, как отсутствие прибыли или убыточность деятельности природопользователя.

Кассационная коллегия считает необоснованной ссылку подателя жалобы на положения статьи 5 названного Федерального закона, как наделяющие Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка платежей при отсутствии прибыли.

Согласно указанной норме, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду, а не установление оснований для освобождения от внесения платы.

При указанных обстоятельствах оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.07.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 23.09.2008 по делу N А05-4102/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия “Водоканал“ - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи

Т.В.КЛИРИКОВА

Л.А.САМСОНОВА