Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2008 по делу N А56-7737/2008 ИФНС неправомерно отказала ООО в возмещении НДС, уплаченного при приобретении железнодорожных платформ по счетам-фактурам, выставленным с нарушением установленных НК РФ сроков, поскольку названные документы оформлены на основании товарных накладных от тех же чисел и за теми же номерами, а согласование сторонами сделки срока выставления счетов-фактур с даты подписания акта выполненных работ не свидетельствует о нарушении ООО требований НК РФ и не может служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2008 г. по делу N А56-7737/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. А.В., судей Абакумовой И.Д., Морозовой Н.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области Шевченко К.В. (доверенность от 25.12.2007 N 1955), рассмотрев 22.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2008 (судья Глумов Д.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 (Протас Н.И., Будылева М.В., Згурская М.Л.) по делу N А56-7737/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Стура Транспорт“ (далее
- Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 26.11.2007 N 652/1361 в части отказа в возмещении 1 855 830 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за июнь 2007 года (с учетом уточнения требований).

Решением суда первой инстанции от 12.05.2008 заявление Общества удовлетворено.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 решение суда от 12.05.2008 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 12.05.2008 и постановление от 28.07.2008, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, договор купли-продажи бывших в употреблении железнодорожных платформ из инвентарного парка открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“) от 02.10.2006 N ST-02/10 заключен обществом с ограниченной ответственностью “АС Логистикс“ (Продавец; далее - ООО “АС Логистикс“) и заявителем (Покупатель) с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Налоговый орган считает, что Общество имело возможность приобрести железнодорожные платформы по более низкой цене напрямую у ОАО “РЖД“. Кроме того, Инспекция указывает на то, что счета-фактуры выставлены ООО “АС Логистикс“ с нарушением срока установленного пунктом 3.7 договора и содержат недостоверные сведения о продавце (пункт 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункт 5 статьи 169 НК РФ).

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.

Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых
судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС за июнь 2007 года, согласно которой заявило к возмещению из бюджета 6 965 866 руб. налога. Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной налогоплательщиком декларации, по результатам которой составила акт от 19.10.2007 N 729/232 и приняла решение от 26.11.2007 N 652/1361 о возмещении Обществу 5 110 036 руб. НДС и об отказе в возмещении 1 855 830 руб. налога. Инспекция в ходе проверки установила, что Общество в проверенном периоде осуществляет деятельность, связанную с реализацией транспортно-экспедиционных услуг по перевозке в принадлежащих ему железнодорожных вагонах (платформах) грузов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, то есть оказывает услуги, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ и облагаемые по налоговой ставке 0 процентов. В решении от 26.11.2007 N 652/1361 Инспекция подтвердила реализацию Обществом услуг, облагаемых НДС по ставке 0 процентов.

Инспекция также установила, что Общество с ООО “АС Логистикс“ заключило договор от 02.10.2006 N ST-02/10, в соответствии с пунктом 1.1 которого продавец обязался продать Обществу железнодорожные платформы - бывшие в употреблении модели 13-401, 13-402, с истекшими и с неистекшими нормативными сроками службы, приобретенные продавцом в установленном порядке из инвентарного парка ОАО “РЖД“, в количестве 180 штук.

В обоснование принятого по результатам камеральной проверки решения Инспекция указала на то, что в представленных налогоплательщиком счетах-фактурах ООО “АС Логистикс“ неправильно заполнена графа “грузоотправитель и его адрес“. Согласно договору от 02.10.2006 N ST-02/10 ремонт и передача товара осуществляются
на путях Северо-Кавказской железной дороги. Следовательно, по мнению налогового органа, грузоотправителем в счетах-фактурах, выставленных ООО “АС Логистикс“, должна быть указана Северо-Кавказская железная дорога - филиал ОАО “РЖД“. Поскольку представленные налогоплательщиком для возмещения НДС счета-фактуры содержат недостоверные сведения о продавце, то они не могут являться обоснованием права на возмещение данного налога (пункт 5 статьи 169 НК РФ). Кроме того, Инспекция считает, что счета-фактуры на реализованные Обществу платформы выставлены ООО “АС Логистикс“ с нарушением сроков, установленных пунктом 3 статьи 168 НК РФ.

Не согласившись с указанным решением налогового органа в части отказа в возмещении 1 855 830 руб. НДС, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции сделал вывод о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в возмещении НДС в проверенном периоде.

Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.

Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами
налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ, вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны в том числе наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, согласно пункту 6 той же статьи счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и
выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

В подтверждение факта приобретения товара (платформ) и проведения работ по их комплектации и капитальному ремонту налогоплательщиком представлены в материалы дела товарные накладные от 18.02.2007 N 6, от 13.03.2007 N 9, от 23.04.2007 N 10, от 24.04.2007 N 11, акты приема-передачи грузовых вагонов от 09.01.2007 и 10.01.2007, подписанные после выполнения работ по комплектации и капитальному ремонту вагонов в соответствии с договором от 02.10.2006 N ST-02/10. В товарных накладных в графах “поставщик“ и “грузоотправитель“ указано ООО “АС Логистикс“, являющееся продавцом по договору от 02.10.2006 N ST-02/10. Стоимость товара, указанная в товарных накладных, соответствует стоимости, определенной сторонами в пунктах 4.1 и 4.2 названного договора. Оплата за поставленные железнодорожные вагоны производилась Обществом непосредственно ОАО “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“) в соответствии с поручением ООО “АС Логистик“ (Приложение N 1 к делу, листы 198 - 212). Налоговый орган не отрицает факт приобретения Обществом товара, его оплату и принятия его к учету.

На основании товарных накладных от 18.02.2007 N 6, от 13.03.2007 N 9, от 23.04.2007 N 10, от 24.04.2007 N 11 ООО “АС Логистикс“ выставило Обществу на оплату приобретенных им платформ счета-фактуры от 18.02.2007 N 6, от 13.03.2007 N 9, от 23.04.2007 N 10 и от 24.04.2007 N 11. В
графах “продавец“, “грузоотправитель и его адрес“ названных счетов-фактур поименовано ООО “АС Логистикс“.

Судебные инстанции обоснованно отклонили доводы Инспекции о недостоверности сведений о грузоотправителе и его адресе, указанные в счетах-фактурах, на основании которых Общество применило налоговые вычеты. Инспекция не представила доказательств того, что грузоотправителем действительно являлась Северо-Кавказская железная дорога - филиал ООО “РЖД“. Суд первой инстанции, проанализировав содержание договора поставки от 02.10.2006 N ST-02/10, пришел к обоснованному выводу о том, что Общество (Покупатель) в лице его представителей осуществляет приемку платформ, результатов ремонтных работ непосредственно у Продавца - ООО “АС Логистикс“ на станции ремонта, согласованной сторонами (пункты 3.2 и 3.7 договора).

Следовательно, спорные счета-фактуры содержат сведения о продавце и грузоотправителе, соответствующие условиям договора от 02.10.2006 N ST-02/10 и товарным накладным.

Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о соответствии представленных Обществом в подтверждение налоговых вычетов счетов-фактур требованиям статьи 169 НК РФ.

Судебные инстанции признали ошибочными доводы Инспекции о нарушении налогоплательщиком пункта 3 статьи 168 НК РФ. Судами установлено и Инспекцией в кассационной жалобе не отрицается, что счета-фактуры от 18.02.2007 N 6, от 13.03.2007 N 9, от 23.04.2007 N 10 и от 24.04.2007 N 11 выставлены Обществу на основании товарных накладных от тех же чисел и за теми же номерами.

В силу пункта 3 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.

Следовательно, спорные счета-фактуры оформлены с соблюдением срока, определенного пунктом 3 статьи 168 НК РФ.

Согласование Покупателем и
Продавцом в пункте 3.7 договора от 02.10.2006 N ST-02/10 срока выставления счетов-фактур с даты подписания акта выполненных работ не свидетельствует о нарушении налогоплательщиком пункта 3 статьи 168 НК РФ и не может служить основанием для отказа в применении налогового вычета.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ (далее - Постановление N 53) судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Как разъяснено в пункте 6 Постановления N 53, судам необходимо иметь в виду, что использование посредников при осуществлении хозяйственных операций само по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

Судебными инстанциями установлено и это обстоятельство подтверждается материалами дела, что налоговым органом не представлены доказательства наличия у Общества при заключении и исполнении сделки по приобретению платформ у ООО “АС Логистикс“ умысла, направленного на незаконное изъятие из бюджета денежных средств, доказательства согласованных действий Общества и его контрагента, направленных на уклонение от уплаты налогов.

Что касается довода Инспекции о возможности приобретения Обществом платформ по более низкой цене непосредственно у ОАО
“РЖД“, то этот довод не содержится в оспариваемом решении Инспекции, не заявлялся в судах первой и апелляционной инстанций, а следовательно, в силу положений статьи 286 АПК РФ не подлежит оценке судом кассационной инстанции.

Таким образом, судебными инстанциями установлено фактическое исполнение Продавцом и Покупателем обязательств по договору от 02.10.2006 N ST-02/10, наличие реальных товаров, приобретенных для предпринимательской деятельности, что не отрицается налоговым органом, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о выполнении Обществом предусмотренных статьями 171, 172 и 173 НК РФ условий для принятия сумм налога к вычету, в связи с чем оспариваемое решение Инспекции в этой части правильно признано судами недействительным.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу N А56-7737/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

А.В.АСМЫКОВИЧ

Судьи

И.Д.АБАКУМОВА

Н.А.МОРОЗОВА