Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.12.2008 по делу N А56-54453/2007 Суд отказал в иске о взыскании с ответчика неосновательного обогащения, возникшего в связи с применением при расчете платы за электрическую энергию нерегулируемых (свободных) тарифов, поскольку начисление ответчиком стоимости электроэнергии по нерегулируемым ценам соответствует положениям действующего законодательства в сфере энергоснабжения, а также условиям заключенного между сторонами договора.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2008 г. по делу N А56-54453/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Кирейковой Г.Г. и Кравченко Т.В., при участии от ОАО “Морской порт Санкт-Петербург“ Павлова А.Б. (дов. от 12.11.2008), от ОАО “Петербургская сбытовая компания“ Кудряшовой Н.В. (дов. от 01.01.2008), рассмотрев 09.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО “Морской порт Санкт-Петербург“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2008 (судья Преснецова Т.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008 (судьи Герасимова М.М., Ларина Т.С., Масенкова И.В.) по делу N А56-54453/2007,

установил:

открытое акционерное общество “Морской порт Санкт-Петербург“ (далее
- Порт) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу “Петербургская сбытовая компания“ (далее - Компания) о взыскании с учетом уточнения заявленных требований 3.689.256 руб. 95 коп. неосновательного обогащения и 104.299 руб. 61 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением от 14.05.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008, в иске отказано.

В кассационной жалобе Порт просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права.

Податель жалобы указывает, что срок действия тарифов, утвержденных в установленном порядке и подлежащих применению в соответствии с договором, изменен не был; Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), не предусмотрено их распространение на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Кроме того, не будучи федеральным законом, Правила не являются тем нормативным актом, на основании которого возможно изменение условий договора в одностороннем порядке.

Порт полагает неправомерным отнесение свободных цен, по которым ответчик отпускал электроэнергию, к категории цен, регулируемых Правительством Российской Федерации.

Податель жалобы ссылается также на неисполнение Компанией предусмотренной пунктом 109 Правил обязанности по расчету предельных уровней нерегулируемых цен и по доведению их до покупателя.

Истец считает, что применение энергоснабжающей организацией нерегулируемых (свободных) цен возможно только после вступления в силу раздела XI Правил, то есть с 01.01.2008.

В судебном заседании представитель Порта поддержал жалобу, представитель Компании возразил против ее удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, между открытым акционерным
обществом “Ленэнерго“ (далее - Общество) и Портом заключен договор электроснабжения от 01.01.2001 N 05011-3, согласно которому энергоснабжающая организация (Общество) обязалась подавать Абоненту (Порт) через присоединенную сеть электрическую энергию при определенной договором мощности, а абонент обязался своевременно оплачивать потребленную энергию и мощность, а также соблюдать режим потребления энергии и мощности.

В связи с реорганизацией Общества права и обязанности энергоснабжающей организации по договору перешли к Компании.

В соответствии с пунктом 4.1 договора расчеты за электрическую энергию производятся по тарифам соответствующих групп потребителей, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, на основании показаний приборов учета за расчетный период.

Исковые требования мотивированы тем, что часть электрической энергии, потребленной Портом в период с января по сентябрь 2007 года включительно, Компания предъявила к оплате по нерегулируемым (свободным) ценам, что, по мнению Порта, не соответствует положениям статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), притом что применение нерегулируемых цен возможно только с 01.01.2008, то есть после вступления в силу раздела XI Правил.

Кассационная инстанция находит, что в иске отказано правильно.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Статьей 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических
сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу положений статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Такой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, а цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ (далее - Закон N 35-ФЗ) предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами.

Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. В соответствии со статьей 6 названного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования
тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.

Законом N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации утвердило Правила.

В пункте 106 Правил определено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.

В силу пункта 109 Правил электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 названных Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.

Объем энергии, продаваемой по таким ценам, определяется в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 (пункт 50).

Пунктами 109 - 111 Правил установлен механизм расчета нерегулируемых цен. Из содержания названных пунктов видно, что в переходный период реформирования электроэнергетики законодателем ограничена возможность свободного определения гарантирующим поставщиком условия договора о нерегулируемой цене на электрическую энергию путем установления порядка определения этой цены. В этом
смысле цена, определяемая по правилам пунктов 109 - 111 Правил, не является свободной.

Положения Правил относительно расчетов за электрическую энергию как по регулируемым, так и по свободным ценам в силу статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике“ (далее - Закон N 36-ФЗ) действуют в отношении всех потребителей.

Таким образом, законодателем установлена возможность ограничения свободного определения сторонами некоторых условий договора путем установления обязательных норм, в том числе в отношении цены договора энергоснабжения. Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами. Поскольку заключенный между сторонами договор является публичным, а применение “нерегулируемых“ цен предусмотрено Законом N 36-ФЗ и Правилами, которыми регламентирован порядок определения этой цены, оплата ответчиком стоимости приходящихся на него объемов электроэнергии, указанных в абзаце втором пункта 4 Правил, должна производиться по ценам, определенным с учетом пункта 109 Правил.

В связи с этим применение нерегулируемых тарифов возможно не только по соглашению сторон. Поэтому начисление Компанией стоимости электрической энергии по нерегулируемым ценам соответствует приведенным положениям действующего законодательства в сфере энергоснабжения, положениям статьи 426 ГК РФ и условиям заключенного договора.

Доводы Порта о том, что нормы Правил о применении свободных цен действуют только с 01.01.2008, являются ошибочными. Согласно пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 раздел VII Правил, в котором находятся пункты 106 - 109 Правил, вступил в силу с
01.09.2006.

Обязанность Компании по доведению до покупателей сведений о предельных уровнях нерегулируемых цен исполнена: соответствующая информация размещена в электронном виде на сайте Компании.

По другим основаниям, нежели применение ответчиком наряду с регулируемыми также и нерегулируемых цен, стоимость поставленной в заявленный период электрической энергии, равно как и ее количество, истцом не оспариваются.

В свете изложенного кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008 по делу N А56-54453/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “Морской порт Санкт-Петербург“ - без удовлетворения.

Председательствующий

И.И.КИРИЛЛОВА

Судьи

Г.Г.КИРЕЙКОВА

Т.В.КРАВЧЕНКО