Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14.02.2008 по делу N А19-1274/07-48-14 Требования о признании недействительным постановления мэра о предварительном согласовании места размещения предприятия общественного питания на земельном участке удовлетворены, поскольку материалами дела доказано, что оспариваемое постановление мэра противоречит закону и нарушает права заявителя.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 февраля 2008 г. по делу N А19-1274/07-48-14

Резолютивная часть решения объявлена 11.02.2008

Полный текст решения изготовлен 14.02.2008

Арбитражный суд Иркутской области в составе

судьи Ушаковой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ушаковой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО “Ангарскнефтехимпроект“

заинтересованные лица: Администрация Ангарского муниципального образования, Мэр Ангарского муниципального образования, ООО “Зверево“

о признании недействительным ненормативного правового акта

при участии в заседании:

от заявителя - Рагулин О.В. - дов. от 12.02.07,
от заинтересованных лиц:

Администрация Ангарского муниципального образования - не присутствовала (ув. от 09.01.08);

Мэр Ангарского муниципального образования - не присутствовал (ув. от 09.01.08);

ООО “Зверево“ - не присутствовал (ув. от 10.01.08);

установил:

ОАО “Ангарскнефтехимпроект“
заявлено о признании недействительным постановления мэра Ангарского муниципального образования N 1176 от 07.04.05.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02.04.2007 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 решение от 02.04.2007 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2007 N А19-1274/07-48-Ф02-7655/07 решение от 02.04.200 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.07.07 по данному делу отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Заявление мотивировано тем что, постановление мэра Ангарского муниципального образования N 1176 не соответствует ст. 69 ЗК РФ, ст. 16 ФЗ “О землеустройстве“, абз. 6 п. 10.2, подп. 4 п. 7.5 и п. 9.8 “Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства“.

21.03.07 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Мэр Ангарского муниципального образования.

06.12.07 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО “Зверево“ (665809, г. Ангарск, пос. Зверево).

Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованных лиц.

Выслушав представителя ОАО “Ангарскнефтехимпроект“, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 07.04.05 Мэр Ангарского муниципального образования издал постановление N 1176 (л.д. 11, т. 1) о предварительном согласовании ООО “Зверево“ места размещения предприятия общественного питания - кафе, бара на земельном участке, расположенном: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 85. Указанным постановлением утвержден Акт N 1966 от 07.06.04 выбора и обследования земельного участка (Приложение N 1).

Согласно, акту N 1966 выбора и обследования земельного участка (л.д. 10, т. 1),
земельный участок, расположенный по адресу: г. Ангарск, квартал 85, район пересечения ул. Чайковского и ул. Институтской (перспектива), размещен смежно с территорией ОАО “Ангарскнефтехимпроект“ (с северо-западной стороны).

В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

ОАО “Ангарскнефтехимпроект“ считает, что постановлением мэра от 07.04.2005 N 1176 нарушаются его законные права и интересы, поскольку общество не участвовало в согласовании границ земельного участка, выделяемого ООО “Зверево“, а также, что отводимый ООО “Зверево“ земельный участок перекроет единственный проезд пожарных и спецслужб к центральному входу в здание ОАО “Ангарскнефтехимпроект“.

В соответствии с постановлением Мэра АМО N 2135 от 06.08.03 между Администрацией АМО и ОАО “Ангарскнефтехимпроект“ заключен договор аренды земельного участка N 2189 от 15.09.03 (л.д. 12 - 17), согласно которому ОАО приняло в аренду земельный участок общей площадью 10421 кв.м, с кадастровым номером 38:26:040803:0018, находящийся по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, ул. Чайковского, д. 58 для эксплуатации 1-этажного нежилого здания с двумя 1-этажными пристроями - гаража, нежилого четырехэтажного здания с полуподвалом - здания АНХП (старое), нежилого четырехэтажного здания с полуподвалом - здания АНХП (новое). В соответствии с договором
аренды земельного участка от 15.09.2003 N 2189 и соглашением к нему от 14.04.2006 земельный участок предоставлен ОАО “Ангарскнефтехимпроект“ на срок с 06.08.2003 по 06.08.2020.

16.12.99 Департаментом Иркутской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности ОАО “Ангарскнефтехимпроект“ на нежилое четырехэтажное кирпичное здание с полуподвалом - здание АНХП (новое) (л.д. 20, т. 1).

09.12.99 Департаментом Иркутской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности ОАО “Ангарскнефтехимпроект“ на нежилое четырехэтажное кирпичное здание с полуподвалом - здание АНХП (старое) (л.д. 21, т. 1).

09.10.01 Департаментом Иркутской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности ОАО “Ангарскнефтехимпроект“ на 1-этажное кирпичное нежилое здание с двумя 1-этажными кирпичным и гипсоблочным пристроями - гараж (л.д. 24, т. 1).

Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу
ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Из представленного в материалы дела, Технического заключения на акт N 1966 от 07.06.04 (л.д. 65 - 66, т. 2) следует, что в настоящее время к зданию ОАО “Ангарскнефтехимпроект“ имеются два проезда:

1) внешний проезд от ул. Институтской к внешним (уличным) фасадам, который обеспечивает доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в помещения, имеющие окна на внешних фасадах;

2) внутренний противопожарный проезд от ул. Институтской через двор комплекса существующих зданий ОАО “АНХП“ к внутренним (дворовым) фасадам, который обеспечивает доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в помещения, имеющие окна на внутренних фасадах здания ОАО “АНХП“.

В случае строительства кафе единственный существующий внешний противопожарный проезд не сможет эксплуатироваться и пожарные будут лишены доступа с автолестниц или автоподъемников в помещения ОАО “АНХП“, имеющие окна на внешних фасадах зданий.

Согласованное, постановлением Мэра N 1176 от 07.04.05 и Актом выбора и обследования земельного участка N 1966 от 07.06.04, размещение нового объекта нарушает следующие обязательные нормативные требования в области пожарной безопасности и строительства:

1) требование абз. 2 п. 6.19 СНиП 2.07.01-89, согласно которому расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин;

2) требование п. 2* Приложения N 1 к СНиП 2.07.01-89, согласно которому, при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин
к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение;

3) требование п. 23 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 “Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)“, согласно которому, дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда;

4) требование п. 115 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 “Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)“, согласно которому, возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований противопожарных правил, нормативов.

Принятое Постановление мэра Ангарского муниципального образования N 1176 от 07.04.05 нарушает права заявителя, как собственника объектов недвижимости, в области противопожарной безопасности, а именно в случае возникновения пожара, в здание принадлежащее ОАО “Ангарскнефтехимпроект“, пожарные машины будут лишены доступа с автолестниц или автоподъемников в помещения ОАО “АНХП“.

Вопросы нарушения перечисленных нормативных требований в Акте N 1966 выбора и обследования земельного участка не рассмотрены, компенсирующие мероприятия Актом не предусмотрены, разрешений органов, утвердивших нормативные документы, на отступление от нормативных требований Акт не содержит.

Таким образом, Постановление мэра Ангарского муниципального образования N 1176 от 07.04.05 и Акт N 1966 выбора и обследования земельного участка нарушают права заявителя в области пользования и распоряжения зданием принадлежащим ОАО “Ангарскнефтехимпроект“ на праве собственности.

Как видно из материалов дела, мэр г. Ангарска не
приводил обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, а также не доказал соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, что является обязательным в соответствии с требованиями, установленными статьей 200 АПК РФ.

Таким образом, Постановление мэра Ангарского муниципального образования N 1176 от 07.04.05 не соответствует ч. 1, 2, 3 ст. 209 Гражданского кодекса РФ.

Согласно п. 1, 4, 7 ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 ФЗ “О землеустройстве“ образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства осуществляются на основе сведений государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства определяются: местоположение границ объектов землеустройства, в том числе границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; варианты использования земель с учетом размеров земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; площади объектов землеустройства и (или) ограниченных
в использовании частей объектов землеустройства; иные характеристики земель.

Как следует из писем N 01/1-1854 от 22.06.04 и N 7-2389 от 09.08.04 ОАО “Ангарскнефтехимпроект“ было не согласно с границами земельного участка отводимого под строительство кафе, в связи с тем, что общество лишалось права на проезд к своему зданию.

При принятии Постановления мэра Ангарского муниципального образования N 1176 от 07.04.05, Акта N 1966 выбора и обследования земельного участка не было учтено мнение смежного землепользователя ОАО “Ангарскнефтехимпроект“. При подготовке Ангарским муниципальным образованием постановления N 1176 ОАО “Ангарскнефтехимпроект“ для участия в согласовании границ земельного участка не вызывалось, данных о согласовании с ним границ выделяемого участка в материалах дела не имеется.

Таким образом, Постановление мэра Ангарского муниципального образования N 1176 от 07.04.05 не соответствует ст. 69 Земельного кодекса РФ, ст. 16 ФЗ “О землеустройстве“.

27.03.07 представитель мэра Ангарского муниципального образования заявил о пропуске срока исковой давности для обращения с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта.

В порядке ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Как пояснил представитель мэра АМО, постановление мэра АМО N 1176 от 07.04.05 было опубликовано в газете “Вся неделя. Ангарск“ в номере 46 от 28.06.2005, следовательно, с даты публикации, т.е. с 29.06.2005, начинает течь срок давности. Заявление ОАО “Ангарскнефтехимпроект“ подано в Арбитражный суд Иркутской области 16.01.07, таким образом, по мнению представителя мэра АМО срок исковой давности на момент подачи
заявления истек.

Возражая на пропуск срока исковой давности, заявитель пояснил, что до 19.06.2006 Уставом АМО не было определено печатное издание, в котором официально публиковались бы акты Ангарского муниципального образования, в связи с чем, заявитель не знал и не мог знать о публикации оспариваемого акта государственного органа.

Оспариваемое постановление было опубликовано в печатном издании “Вся неделя. Ангарск“ от 26.06.05 N 46 (л.д. 60 - 65, т. 1). Рассмотрев материалы дела, суд установил что, в указанном издании, содержится текст оспариваемого постановления без приложения.

Приложением является акт выбора земельного участка и приложенная к нему выкопировка из топоплана, ситуационного плана (л.д. 23, т. 1). Как считает заявитель, ему стало известно о нарушении его прав оспариваемым постановлением только после получения перечисленных приложений.

05.10.06 ОАО “Ангарскнефтехимпроект“ обратилось с письмом N 01/3-4792 (л.д. 3, т. 3) к руководителю аппарата администрации АМО с просьбой выдать копию постановления мэра АМО N 1176 от 07.04.05 и сопутствующих документов, на основании которых принято запрашиваемое постановление.

18.10.06 письмом N 8970/06-1 (л.д. 4, т. 3) ОАО “Ангарскнефтехимпроект“ было отказано в выдаче указанных документов и было предложено обратиться в архив Департамента архитектуры и градостроительства.

ОАО “Ангарскнефтехимпроект“ получило постановление Мэра АМО N 1176 от 07.04.05 из архива Департамента архитектуры и градостроительства 23.10.06 (вх. N 5730, л.д. 5 - 10, т. 4). Копия ситуационного плана и Приложения N 1, утвержденного Постановлением Мэра АМО N 1176 от 07.04.05 (проект границ), были получены заявителем 26.10.06 (вх. N 5854, л.д. 9 - 10, т. 4).

Таким образом, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ, трехмесячный срок на подачу заявления заявителем не пропущен.

Согласно ч. 2 ст. 201
АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что оспариваемое постановление мэра Ангарского муниципального образования N 1176 от 07.04.05 противоречит закону, а именно ч. 1, 2, 3 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, ст. 69 Земельного кодекса РФ, ст. 16 ФЗ “О землеустройстве“ и нарушает права заявителя, в связи с чем, подлежит признанию недействительным.

Расходы по уплате государственной пошлины, в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на Администрацию Ангарского муниципального образования, с учетом государственной пошлины за апелляционное и кассационное рассмотрение дела. При подаче заявления заявитель государственную пошлину оплатил в размере 2 000 руб. 00 коп., за апелляционное рассмотрение дела в размере 1 000 руб. 00 коп., за кассационное рассмотрение дела в размере 1 000 руб. 00 коп., итого государственная пошлина составила 4 000 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить:

- признать Постановление Мэра Ангарского муниципального образования N 1176 “О предварительном согласовании ООО “Зверево“ места размещения предприятия общественного питания - кафе, бара на земельном участке, расположенном: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 85“ не соответствующим ч. 1, 2, 3 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, ст. 69 Земельного кодекса РФ, ст. 16 ФЗ “О землеустройстве“;

- обязать Мэра Ангарского муниципального образования, в срок в течение одного месяца, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Администрации Ангарского муниципального образования в пользу ОАО “Ангарский институт по проектированию предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности“ 4 000 руб. 00 коп. возврат государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в четвертый Арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья

О.В.УШАКОВА