Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2008 по делу N А56-9309/2007 ООО неправомерно предъявило к вычету и применило ставку 0% по НДС, уплаченному в составе стоимости услуг по перевозке вывезенного за пределы таможенной территории РФ реэкспортированного товара, поскольку нормами НК РФ предусмотрено применение налоговой ставки 0% только в отношении товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, и расширительное толкование данных норм недопустимо.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2008 г. по делу N А56-9309/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д. судей Асмыковича А.В. Морозовой Н.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу Нерчука И.Н. (доверенность от 02.09.2008), рассмотрев 12.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “МегаАльянс“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2007 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2007 (судьи Петренко Т.И., Будылева М.В., Горбачева О.В.) по делу N А56-9309/2007,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “МегаАльянс“ (далее - ООО “МегаАльянс“, общество) обратилось в
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 20.03.2007 N 144.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2007 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным пункт 2 резолютивной части решения в отношении указания на необоснованное применение ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) 0% по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 219 252 907 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2007 решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований обществу отказано полностью.

ООО “МегаАльянс“ обжаловало принятые по делу судебные акты в кассационном порядке.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.12.2007 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2007 отменено. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2007 отменено в части отказа в удовлетворении заявленных ООО “МегаАльянс“ требований о признании недействительным пункта 1 резолютивной части решения налоговой инспекции от 20.03.2007 N 144. Решение налоговой инспекции от 20.03.2007 N 144 в этой части признано недействительным. В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2007 оставлено в силе.

Постановлением кассационной инстанции от 15.10.2008 постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.12.2007 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, жалоба ООО “МегаАльянс“ рассматривается в настоящем судебном заседании.

В кассационной жалобе ООО “МегаАльянс“ просит решение от 19.07.2007 и постановление от 11.09.2007, вынесенные, по его мнению, с нарушением норм материального права, отменить и удовлетворить заявленные требования.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного
о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции просил оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции как законное и обоснованное.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с дистрибьюторским договором от 10.03.2006, заключенным с компанией “Samsung Electronics Overseas B.V.“ (Нидерланды), ООО “МегаАльянс“ приобрело и ввезло на таможенную территорию Российской Федерации телефонные аппараты компании “Samsung“ (далее - товар) для целей “дальнейшей перепродажи розничным или оптовым покупателям“. Впоследствии часть ввезенного товара реализована обществом компании “ASTOR ALLIANS LLP“ (Великобритания) на основании договора от 10.04.2006 N 04-06 и в соответствии с пунктом 2 статьи 156 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оформлена в таможенном режиме “реэкспорт“.

Общество 20.12.2006 представило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за ноябрь 2006 года, согласно которой им применена ставка налога 0% в отношении налоговой базы, исчисленной от стоимости ввезенных и вывезенных в режиме реэкспорта товаров на сумму 219 252 907 руб., и заявлен налоговый вычет по этому налогу в сумме 283 724 руб. в связи с применением ставки 0% в отношении стоимости услуг по перевозке вывезенного за пределы таможенной территории Российской Федерации реэкспортированного товара.

Налоговая инспекция провела камеральную проверку полученной декларации, по результатам которой вынесла решение от 20.03.2007 N 144 об отказе в возмещении 283 724 руб. НДС, а также о признании необоснованным применение ставки 0% по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 219 252 907 руб. и составила мотивированное заключение от 21.03.2007.

Основанием для вынесения решения послужили выводы налогового органа о неправомерном применении ООО
“МегаАльянс“ ставки 0% и налоговых вычетов по НДС за ноябрь 2006 года, поскольку товар вывозился с территории Российской Федерации в таможенном режиме “реэкспорт“, а не “экспорт“.

Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обжаловал его в судебном порядке.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования частично: оспариваемое решение ответчика от 20.03.2007 N 144 признано недействительным в части указания на необоснованное применение ставки 0% по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 219 252 907 руб.

Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований - в отношении применения заявителем налогового вычета в сумме 283 724 руб., суд указал на то, что общество неправомерно применило ставку НДС 0% и налоговый вычет в отношении стоимости транспортных услуг по вывозу за пределы таможенной территории Российской Федерации товара, поскольку товар вывозился не в режиме экспорта, а в режиме реэкспорта.

Суд апелляционной инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, мотивировал свою позицию тем, что положения подпункта 3 пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 151, подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исключают возможность применения налоговой ставки 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме реэкспорта, а также возмещение НДС в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

Суд кассационной инстанции считает такой вывод апелляционного суда правильным.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложение НДС производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговый орган документов, приведенных в
статье 165 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом 2 “Таможенные режимы“ раздела II “Таможенные процедуры“ Таможенного кодекса Российской Федерации, и соблюдать этот таможенный режим.

Подпунктом 22 пункта 1 статьи 11 ТК РФ дано толкование понятия “таможенный режим“: это - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

При этом согласно статье 16 ТК РФ обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товара несет российское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, на основании которой осуществляется перемещение товара через таможенную границу.

Таким образом, исходя из прямого указания закона при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации у лица, осуществляющего эту операцию, возникает обязанность задекларировать товар и выбрать определенный таможенный режим, причем закон позволяет в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его.

Приобретенные ООО “МегаАльянс“ у иностранной компании товары были помещены под таможенный режим реэкспорта. На момент вывоза этих товаров изменение таможенного режима не производилось.

В силу статьи 165 ТК РФ и пункта 28 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“ под экспортом товара
понимается вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства обратного ввоза.

В статье 239 ТК РФ реэкспорт определен как таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Как следует из положений статей 165, 240 ТК РФ, под таможенный режим экспорта могут быть помещены только товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, а таможенный режим реэкспорта применяется лишь в отношении иностранных товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации.

Системное толкование указанных положений позволяет сделать вывод о том, что таможенные режимы экспорта и реэкспорта обладают самостоятельным экономическим и правовым содержанием, действуют в отношении товаров с различными таможенными характеристиками и имеют разное целевое назначение, что исключает их произвольное применение и взаимозаменяемость, в том числе в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 164 НК РФ в отношении реализации товаров, связанной с таможенными режимами (экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов), законодатель установил императивные требования, при соблюдении которых обложение НДС производится по налоговой ставке 0%. Реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме реэкспорта, к числу операций, облагаемых налогом по такой ставке, законом не отнесена. Для иного толкования и применения положений данной статьи правовых оснований не имеется.

В главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации содержатся нормы, связанные и с таможенным режимом экспорта, и с таможенным режимом реэкспорта, но налоговая ставка 0% по НДС
предусмотрена в отношении товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Закон содержит правовую определенность в вопросе экономической поддержки налогоплательщика-экспортера, в связи с чем расширительное толкование подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ невозможно.

Учитывая изложенное, апелляционный суд пришел к правомерному выводу о невозможности применения указанной нормы права по аналогии к правоотношениям, связанным с вывозом товаров в таможенном режиме реэкспорта.

Кроме того, налоговым органом в ходе проверки установлено и отражено в решении от 20.03.2007 N 144, что в отношении спорных иностранных товаров, предназначенных для реализации на внешнем рынке, обществом изначально был заявлен единственный таможенный режим - реэкспорт, который статьей 155 ТК РФ отнесен к одному из видов завершающих таможенных режимов.

Таким образом, заявление названного режима в данном случае означало, что операции с товарами не завершены, товар подлежит обратному вывозу с территории Российской Федерации, являющейся промежуточным этапом транспортировки, поскольку он следует из иностранного государства в иностранное государство.

Между тем пункт 1 статьи 146 НК РФ признает объектом обложения НДС операции по реализации товаров на территории Российской Федерации. Указанная территория считается местом реализации товаров в двух случаях: если товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется; и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации (статья 147 НК РФ).

ООО “МегаАльянс“ был заявлен только режим реэкспорта, что свидетельствует о незавершенности транспортировки товара, поэтому его вывоз с территории Российской Федерации в указанном таможенном режиме нельзя признать началом этой транспортировки.

Следовательно, осуществленные обществом операции по реализации товара, который транспортировался через территорию Российской Федерации, в силу положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации
не являются объектом обложения НДС.

Не противоречит такому выводу и подпункт 3 пункта 1 статьи 151 НК РФ, согласно которому при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и помещении его под таможенный режим реэкспорта НДС не уплачивается. В названной норме речь идет об операциях по ввозу товара на территорию Российской Федерации, а не об операциях по реализации товара на ее территории.

Поскольку осуществленные обществом операции в отношении товаров, вывезенных в таможенном режиме реэкспорта, объектом обложения НДС не являются, на них не распространяются правила о порядке исчисления этого налога, поэтому оснований для применения налоговых вычетов и возмещения налога, предусмотренных статьями 172, 176 НК РФ, нет.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод апелляционного суда о законности решения налогового органа от 20.03.2007 N 144 в полном объеме и не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2007 по делу N А56-9309/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “МегаАльянс“ - без удовлетворения.

Председательствующий

И.Д.АБАКУМОВА

Судьи

А.В.АСМЫКОВИЧ

Н.А.МОРОЗОВА