Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.11.2008 по делу N А66-534/2008 Суд удовлетворил заявление ООО о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом субъекта РФ, выразившихся в принятии распоряжения о предоставлении в аренду другому юридическому лицу под строительство части земельного участка, ранее согласованного ООО, поскольку на момент вынесения оспариваемого распоряжения процедура предоставления части указанного участка с предварительным согласованием места размещения объекта комитетом не была соблюдена.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 ноября 2008 г. по делу N А66-534/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю. и Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью “ЭОЛ“ директора Соболева Г.З. (протокол общего собрания учредителей от 05.03.2007 N 2), от общества с ограниченной ответственностью “Орион пищепром“ Буслика И.И. (доверенность от 02.10.2008), Юрасова В.С. (доверенность от 16.10.2007), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “ЭОЛ“ на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.05.2008 (судья Басова О.А.)
и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 (судьи Бочкарева И.Н., Богатырева В.А., Пестерева О.Ю.) по делу N А66-534/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Орион пищепром“ (далее - ООО “Орион пищепром“) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет), направленных на заключение с обществом с ограниченной ответственностью “ЭОЛ“ (далее - ООО “ЭОЛ“) договора аренды земельного участка и выразившихся в вынесении распоряжения от 06.07.2007 N 1219 “О предоставлении земельного участка под строительство“.

ООО “ЭОЛ“ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением от 07.05.2008 оспариваемые действия Комитета признаны незаконными как не соответствующие требованиям Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО “Орион пищепром“ путем отмены распоряжения от 06.07.2007 N 1219 в десятидневный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу.

Постановлением апелляционного суда от 17.07.2008 решение от 07.05.2008 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ООО “ЭОЛ“ просит отменить названные судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

В отзыве на кассационную жалобу ООО “Орион пищепром“ просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель ООО “ЭОЛ“ поддержал доводы жалобы и попросил суд кассационной инстанции отменить обжалуемые судебные акты и
направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Представители ООО “Орион пищепром“ подтвердили доводы, приведенные в отзыве на жалобу.

Комитет, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в 2006 году ООО “Орион пищепром“ обратилось в администрацию города Твери, осуществлявшей в городе Твери до 01.07.2006 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с заявлением о предоставлении под строительство предприятия по производству кондитерских изделий земельного участка площадью 10 га по ул. Паши Савельевой в Заволжском районе города Твери.

Комиссия по инвестициям, земельным отношениям и размещению производительных сил администрации города Твери на заседании 15.06.2006, рассмотрев данное заявление, приняла решение предоставить ООО “Орион пищепром“ испрашиваемый земельный участок с оформлением акта выбора площадки в установленном порядке (выписка из протокола заседания комиссии в т. 2, л.д. 75).

В период с июня по декабрь 2006 года акт выбора площадки для строительства был согласован в установленном порядке с соответствующими государственными органами и организациями Тверской области и города Твери (т. 1, л.д. 14 - 17) и передан для утверждения в администрацию Тверской области, к которой на основании Закона Тверской области от 22.06.2006 N 66-ОЗ “О распоряжении отдельными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена“ перешли с 01.07.2006 полномочия по распоряжению названными участками в городе Твери.

Комиссия при администрации Тверской области по согласованию актов о выборе земельных участков для
строительства и реализации проектов утвердила 19.04.2007 акт выбора и обследования площадки для проектирования и строительства ООО “Орион пищепром“ предприятия по производству кондитерских изделий.

Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери распоряжением от 26.09.2007 N 1985 по заявлению ООО “Орион пищепром“ утвердил проект границ земельных участков из земель населенных пунктов в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100013, образованных из земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0100013:0019 и 69:40:0100013:0020, в том числе общей площадью 100 001 кв.м по улице Паши Савельевой для проектирования и строительства предприятия по производству кондитерских изделий.

На основании заявления ООО “Орион пищепром“ Комитет распоряжением от 19.10.2007 N 1816 предварительно согласовал заявителю место размещения предприятия по производству кондитерских изделий по указанному адресу на земельном участке площадью 100 001 кв.м в кадастровом квартале 69:40:0100013 в указанных целях и утвердил акт о выборе земельного участка в соответствии с проектом границ.

Однако в последующем Комитет распоряжением от 01.11.2007 N 2007 внес изменения в распоряжение от 19.10.2007 N 1816, дополнив его пунктами 4 и 5 следующего содержания: “пункт 4. Предупредить ООО “Орион пищепром“, что земельный участок, указанный в пункте 1 настоящего распоряжения, обременен правами других лиц; пункт 5. Настоящее распоряжение не влечет за собой изменение, прекращение или ограничение прав третьих лиц на земельный участок, указанный в пункте 1 настоящего распоряжения“.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 21.11.2007 N 01/157/2007-025 на земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100013:0020 площадью 51 778 кв.м, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Паши Савельевой, в ЕГРП зарегистрировано обременение названного земельного участка
правом аренды ООО “ЭОЛ“ сроком до 12.09.2012 на основании заключенного Комитетом и ООО “ЭОЛ“ договора аренды земельного участка от 13.07.2007 N 0289-3/07.

Основанием для заключения договора аренды является распоряжение Комитета от 06.07.2007 N 1219 о предоставлении ООО “ЭОЛ“ в аренду данного земельного участка под строительство офсетной типографии сроком на 5 лет и 2 месяца.

ООО “Орион пищепром“ обратилось с настоящим заявлением в суд, ссылаясь на то, что действия Комитета по принятию распоряжения от 06.07.2007 N 1219 и предоставлению ООО “ЭОЛ“ в аренду части земельного участка, согласованного заявителю распоряжением от 19.10.2007 N 1816, противоречат земельному законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности.

Суды обеих инстанций, всесторонне и полно исследовав доводы участвующих в деле лиц, пришли к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания незаконными оспариваемых действий Комитета.

Кассационная инстанция согласна с данным выводом.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.

Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату принятия Комитетом оспариваемого распоряжения, включает следующие этапы: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина
или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В последующем исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, которое в свою очередь является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (пункт 7 статьи 30, пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в силу пункта 8 статьи 31 и статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка для строительства не может быть принято без решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Акт выбора и обследования площадки под проектирование и строительство офсетной типографии на земельном участке по улице
Паши Савельевой в Заволжском районе для ООО “ЭОЛ“ был утвержден постановлением администрации города Твери от 23.05.2003 N 1355. Этим же постановлением ООО “ЭОЛ“ предварительно согласовано место размещения проектируемой типографии на земельном участке площадью 5,5 га по улице Паши Савельевой в Заволжском районе города Твери в кадастровом квартале 69:40:0100013 сроком на 3 года.

Пунктом 4 данного постановления ООО “ЭОЛ“ предупреждено о том, что постановление от 23.05.2003 N 1355 утратит силу в случае невыполнения названным обществом в течение 3 лет условий пункта 3, которым на ООО “ЭОЛ“ возлагается обязанность выполнить проектную документацию в соответствии с заданием Управления архитектуры и градостроительства, условиями на присоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям, а также мероприятиями по охране окружающей среды.

Постановлением главы города Твери от 04.09.2003 N 2137 принято решение предоставить ООО “ЭОЛ“ в аренду земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100013:0020 площадью 51 778 кв.м, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Паши Савельевой, под проектирование и строительство офсетной типографии на срок до 31.12.2052, которое в силу пункта 2 данного постановления являлось основанием последующего заключения ООО “ЭОЛ“ и администрацией города договора аренды земельного участка.

Однако в связи с невыполнением ООО “ЭОЛ“ пункта 3 постановления от 23.05.2003 N 1355 оно признано утратившим силу постановлением главы города Твери от 13.06.2006 N 2274.

Постановлением главы города Твери от 30.01.2006 N 245 также признано недействительным постановление главы города Твери от 04.09.2003 N 2137 в связи с невыполнением его пункта 2 о заключении ООО “ЭОЛ“ с администрацией города договора аренды земельного участка.

Постановления от 13.06.2006 N 2274 и от 30.01.2006 N 245 не оспорены и не
признаны недействительными в установленном порядке.

Кроме того, по смыслу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта как основание последующего принятия решения о предоставлении земельного участка действует только в течение трех лет.

Новые решения об утверждении ООО “ЭОЛ“ акта выбора и обследования площадки и о предварительном согласовании места размещения проектируемой типографии на земельном участке по улице Паши Савельевой не принимались.

Таким образом, на момент принятия Комитетом распоряжения от 06.07.2007 N 1219 о предоставлении спорного земельного участка в аренду ООО “ЭОЛ“ под строительство типографии процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, предусмотренная пунктом 5 статьи 30, статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации, не была соблюдена.

При изложенных обстоятельствах суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что оспариваемые действия Комитета противоречат статьям 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Правомерным также является вывод судов обеих инстанций о том, что оспариваемые действия Комитета нарушают права и законные интересы ООО “Орион пищепром“ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Процедура предоставления ООО “Орион пищепром“ земельного участка для проектирования и строительства в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, началась с момента принятия Комиссией по инвестициям, земельным отношениям и размещению производительных сил администрации города Твери 15.06.2006 решения о предоставлении участка с оформлением акта выбора. Испрашиваемый ООО “Орион пищепром“ земельный участок был свободен от прав третьих лиц, поскольку ранее принятые в отношении ООО “ЭОЛ“ постановления от 23.05.2003 N 1355 и от 04.09.2003 N 2137 были отменены постановлениями главы города Твери от 30.01.2006 N 245 и от 13.06.2006 N 2274, истек
срок предварительного согласования размещения объекта ООО “ЭОЛ“ и не заключен договор аренды земельного участка с этим обществом.

На основании решения названной Комиссии ООО “Орион пищепром“ согласовало размещение объекта, получило необходимые разрешения, провело работы и экспертизы, связанные с проектированием объекта строительства на земельном участке площадью 10 га. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела (т. 2, л.д. 1 - 75).

Суд первой инстанции правильно указал, что с момента утверждения проекта границ земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта ООО “Орион пищепром“ после формирования земельного участка и его государственного кадастрового учета вправе обратиться в соответствующий исполнительный орган государственной власти с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства в порядке статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Незаконное предоставление в аренду ООО “ЭОЛ“ части земельного участка, согласованного ООО “Орион пищепром“, препятствует дальнейшему осуществлению процедуры по предоставлению земельного участка для строительства.

Ссылка ООО “ЭОЛ“ на пропуск ООО “Орион пищепром“ установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для обжалования действий Комитета не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции.

Оснований считать, что ООО “Орион пищепром“ подало заявление с нарушением трехмесячного срока для оспаривания действий Комитета, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не усмотрели. Апелляционный суд правильно указал, что ООО “Орион пищепром“ стало достоверно известно о нарушении его прав только 05.11.2007, с даты получения копии распоряжения от 01.11.2007 N 2007, а в арбитражный суд с настоящим заявлением названное общество обратилось 05.02.2008 после получения всех документов от администраций города Твери и Тверской области, содержащих сведения о порядке заключения договора аренды с ООО “ЭОЛ“.

Кроме того, кассационная инстанция считает необходимым отметить, что в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обязанность доказывания законности оспариваемых действий и обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возложена на орган, их совершивший, Комитет не представил никаких доказательств, обосновывающих правомерность предоставления ООО “ЭОЛ“ в аренду земельного участка для строительства. В судебные заседания трех инстанций Комитет не направил ни своего представителя, ни возражения по заявленному требованию.

С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что выводы судов об обстоятельствах, подлежащих установлению по данному делу, соответствуют имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального права и не допущено каких-либо нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями для их отмены.

Поэтому решение от 07.05.2008 и постановление от 17.07.2008 следует оставить в силе, а в удовлетворении кассационной жалобы - отказать.

В связи с принятием настоящего постановления подлежит отмене приостановление исполнения решения от 07.05.2008.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 07.05.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 по делу N А66-534/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “ЭОЛ“ - без удовлетворения.

Приостановление исполнения решения от 07.05.2008 отменить.

Председательствующий

И.Л.ГРАЧЕВА

Судьи

П.Ю.КОНСТАНТИНОВ

И.В.СЕРГЕЕВА