Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.10.2008 по делу N А56-12061/2008 Суд отменил постановление Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) о привлечении ООО к административной ответственности, предусмотренной законодательством Санкт-Петербурга в сфере благоустройства, за установку без оформления ордера в ГАТИ временного строительного ограждения для производства работ по капитальному ремонту здания, поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления ООО не вело работы на данном объекте и после их завершения ограждение было демонтировано.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2008 г. по делу N А56-12061/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Клириковой Т.В., Подвального И.О., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Сити Инвест Строй“ Сергеева Д.Г. (доверенность от 03.04.2008 N 014/08), от Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга Неволина А.В. (доверенность от 09.01.2008 N 01-04-6/08), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Сити Инвест Строй“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2008 (судья Цурбина С.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 (судьи Лопато И.Б., Петренко Т.И., Фокина Е.А.) по делу
N А56-12061/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Сити Инвест Строй“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга (далее - ГАТИ) от 02.04.2008 N 837 о назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. на основании пункта 2 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 29.05.2003 N 239-29 “Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге“ (далее - Закон N 239-29).

К участию в деле привлечен Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (далее - Университет).

Решением от 11.06.2008 суд признал незаконным названное постановление ГАТИ в части взыскания 50 000 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказал.

Постановлением от 28.07.2008 апелляционная инстанция оставила решение от 11.06.2008 без изменения.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты.

В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ГАТИ просил оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными.

Университет о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, ГАТИ постановлением от 23.01.2008 N 43 привлекла Общество к административной ответственности по пункту 2 статьи 12 Закона N 239-29 в виде штрафа в размере 40 000 руб. за установку без оформления ордера ГАТИ временного строительного ограждения по адресу: Санкт-Петербург, улица 7-я Красноармейская, дом 6-8, для работы по государственному контракту
от 01.06.2007 N 1-10/064, заключенному между Обществом и Университетом. Общество не обжаловало данное постановление и уплатило штраф.

Кроме того, ГАТИ 23.01.2008 вынесло предписание N 43 об устранении Обществом данного правонарушения в срок до 10.02.2008 путем оформления соответствующего ордера на установку ограждения или его демонтаж.

Административный орган 03.03.2008 провел проверку территории, на которой было установлено ограждение, и выявил, что предписание об устранении нарушений в установленный срок Общество не исполнило, о чем были составлены акт от 03.03.2008 и протокол об административном правонарушении от 07.03.2008 N 54053, а постановлением ГАТИ от 02.04.2008 N 837 Общество привлечено к административной ответственности по пункту 2 статьи 9 Закона N 239-29 в виде штрафа в сумме 100 000 руб.

Считая данное постановление незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.

Как следует из материалов дела, в соответствии с государственным контрактом от 01.06.2007 N 1-10/064, заключенным между Обществом (подрядчик) и Университетом (заказчик), Общество обязалось выполнить работы по завершению капитального ремонта здания и инженерных сетей и сдаче в эксплуатацию учебного корпуса, расположенного по указанному адресу (л.д. 11 - 15). На период выполнения работ строительная площадка на основании ордера ГАТИ от 16.11.1994 N К 1994 1213 была ограждена временным строительным ограждением. В августе 2007 года подрядчик завершил работы по государственному контракту и сдал их заказчику на основании акта о приемке в эксплуатацию учебного корпуса от 31.08.2007 (л.д. 16). Окончание работ на объекте подтверждается также справкой о стоимости выполненных работ и затрат, составленной по форме N КС-3 (л.д. 17). Из акта от 22.01.2008 следует, что на момент завершения работ временное строительное ограждение было демонтировано, но по
распоряжению заказчика заменено на другое временное ограждение для безопасного временного складирования строительных материалов (л.д. 18). Необходимость получения ордера в ГАТИ для производства работ, связанных с нарушением благоустройства городских территорий Санкт-Петербурга, установлена действовавшими в спорный период Правилами производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением ГАТИ от 24.11.2005 N 50 (далее - Правила). Постановлением от 02.04.2008 N 837 Общество привлечено к административной ответственности за невыполнение предписания от 23.01.2008 N 43 об устранении выявленного ГАТИ правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 12 Закона N 239-29.

В силу части 2 статьи 9 Закона N 239-29 действия по неисполнению в срок письменного предписания органа контроля об устранении нарушения законодательства о благоустройстве, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному наказанию за одно из правонарушений, предусмотренных Законом N 239-29, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Однако доказательства того, что на момент вынесения предписания N 43 Общество вело работы на указанном объекте и имело какие-либо права на данное ограждение, в материалах дела отсутствуют. Взаимоотношения между Обществом и Университетом по контракту прекращены в связи с его исполнением и произведением расчетов, а работы на указанном объекте Обществом не ведутся, о чем Общество сообщало ГАТИ в письме от 24.03.2008 N 193 (л.д. 19). При этом, как усматривается из материалов дела, Общество обращалось к Университету с предложением о сносе ограждения, на что получило категорическое возражение (л.д. 154).

При таком положении, принимая во внимание, что выполнение предписания ГАТИ от 23.01.2008 N 43 невозможно без волеизъявления стороннего лица,
оно теряет для заявителя характер исполнимости, в связи с чем постановление от 02.04.2008 N 837, вынесенное ГАТИ за невыполнение данного предписания, по мнению кассационной инстанции, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене. Ссылка суда на то, что получение ордера либо демонтаж ограждения могли быть согласованы Обществом с Университетом (заказчиком), приведенная в качестве обоснования наличия у Общества возможности исполнить предписание и правомерности оспариваемого постановления ГАТИ, кассационная инстанция считает необоснованной и противоречащей правовому смыслу предписания, исключающему зависимость его исполнения от чьей-либо воли.

Таким образом, судебные акты, которыми отказано Обществу в удовлетворении заявленных им требований, подлежат отмене в связи с неправильным применением норм права, а требования о признании оспариваемого постановления ГАТИ незаконным и отмене - удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу N А56-12061/2008 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга от 02.04.2008 N 837.

Председательствующий

Е.О.МАТЛИНА

Судьи

Т.В.КЛИРИКОВА

И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ