Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.12.2008 по делу N А26-6622/2008 В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение правил заготовки древесины отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден материалами дела, процедура административного производства и права общества соблюдены.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 декабря 2008 г. по делу N А26-6622/2008

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2008 года. Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Лазарева А.Ю., при ведении протокола помощником судьи Михайловой А.В. и участии в судебном заседании от Общества с ограниченной ответственностью “Медвежьегорский леспромхоз“ Ф.И.О. (доверенность от 25.06.2007 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 декабря 2008 года дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Медвежьегорский леспромхоз“ об оспаривании постановления N 045/08 от 22.10.2008 года о назначении административного наказания,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Медвежьегорский леспромхоз“ (далее - заявитель, ООО “Медвежьегорский леспромхоз“,
общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению Республики Карелия “Медвежьегорское центральное лесничество“ (далее - ответчик, учреждение, ГУ РК “Медвежьегорское центральное лесничество“) о признании незаконным и отмене постановления N 045/08 от 22.10.2008 года о привлечении к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение правил заготовки древесины в виде 10 000 рублей штрафа.

В обоснование требований заявитель ссылается на отсутствие состава вменяемого в вину правонарушения; при производстве по делу об административном правонарушении допущены нарушения процессуального законодательства.

В отзыве на заявление ответчик требования не признал, указав, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением требований процессуального законодательства в рамках предусмотренной законом компетенции.

Ответчик о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

С учетом положений части 3 статьи 156, части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителей ответчика.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Заслушав представителя заявителя, исследовав имеющиеся доказательства и материалы административного дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью “Медвежьегорский леспромхоз“ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021001010029 и расположено по адресу: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Заводская, д. 3.

Из материалов дела следует, что на основании лесорубочных билетов N N 113, 115 от 07.07.2008 года, N N 127, 128 от 18.07.2008 года, N 117 от 09.07.2008 года, N 119 от 15.07.2008 года, N 96 от 20.06.2008 года,
N 32 от 20.03.2008 года общество осуществляло лесозаготовительные работы на территории Пиндушского участкового лесничества.

В ходе проведения проверки качества разработки лесосек сотрудниками ГУ РК “Медвежьегорское центральное лесничество“ установлено, что обществом при проведении работ по заготовке леса на части делянок оставлены завышенные пни.

По результатам контрольных мероприятий составлены акты, в которых зафиксированы выявленные нарушения.

На основании имеющихся материалов проверки 13.10.2008 года в отношении ООО “Медвежьегорский леспромхоз“ составлен протокол N 045/08 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении рассмотрено 22.10.2008 года заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Республики Карелия Ф.И.О. По результатам рассмотрения вынесено постановление N 045/08 о привлечении общества к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, за нарушение правил заготовки древесины.

Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.

Проанализировав в соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения заявителя к административной ответственности, суд приходит к следующим выводам.

В силу пунктов “д“ и “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды, лесное, административное законодательство.

В соответствии с пунктом 36 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора).

Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление государственного лесного контроля и надзора.

Лесной
кодекс Российской Федерации не определяет, в какой организационно-правовой форме должен функционировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий контрольно-надзорные функции. Не урегулирован данный вопрос и Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 года N 394.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.25 КоАП РФ, относится к компетенции органов, уполномоченных в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (статья 23.24 КоАП РФ). От имени названных органов рассматривать дела об административных правонарушениях вправе, в том числе, заместители старших государственных лесных инспекторов в лесничествах и лесопарках.

В соответствии со статьей 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Ранее данные функции выполняли лесхозы.

Статьей 11 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 года “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ предусмотрено, что до 1 января 2008 года лесхозы должны быть преобразованы в соответствии с гражданским законодательством.

На основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 22.11.2007 года N 417р-П произведена реорганизация лесхозов, в результате которой образовано ГУ РК “Медвежьегорское центральное лесничество“. Согласно пункту 12 данного распоряжения, основной целью деятельности лесничества является осуществление функций территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В соответствии с Приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия N 155 от 04.04.2008 года государственный лесной контроль и надзор вправе осуществлять,
в том числе, заместители старших государственных лесных инспекторов в лесничествах и лесопарках Республики Карелия в пределах своих полномочий.

Пунктом 1.5 Приказа Министерства лесного комплекса Республики Карелия N 178 от 14.04.2008 года установлено, что в полномочия центральных лесничеств, в том числе входит, привлечение в установленном порядке арендаторов лесного фонда к административной ответственности за нарушение законодательства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Системный анализ приведенных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление принято уполномоченными лицами в пределах установленной компетенции.

Анализ административного производства свидетельствует о соблюдении ответчиком срока давности привлечения заявителя к административной ответственности; процессуальные документы составлены уполномоченными должностными лицами; о времени и месте проведения процессуальных действий привлекаемое лицо извещалось надлежащим образом, следовательно, возможность реализации обществом гарантированных КоАП РФ процессуальных прав в ходе производства по делу об административном правонарушении была обеспечена, в связи с чем, суд не усматривает процессуальных нарушений, самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления.

Оценивая доводы сторон по существу спора, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 2007 года, под заготовкой древесины понимается предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса. В силу части 9 указанной статьи правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.

Приказом Министерства природных
ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 года N 184 утверждены Правила заготовки древесины (далее - Правила заготовки древесины), устанавливающие требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации. Пунктом 9 названных правил предусмотрено, что при заготовке древесины высота оставляемых пней не должна превышать одной трети диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 сантиметров - 10 сантиметров. Допускается оставление пней большей высоты при осуществлении заготовки древесины с применением многооперационной техники в соответствии с техническими условиями ее эксплуатации, а также в лесах, произрастающих в поймах рек.

Имеющимися в деле актами промежуточной проверки качества разработки лесосек от 07-08.10.2008 года подтверждается, что обществом при производстве лесозаготовительных работ в квартале 119 (делянки 1, 2), в квартале 124 (делянки 1в, 1а, 2), в квартале 147 (делянки 1-3), выдел 22 (трасс), в квартале 148 (делянка 1), в квартале 120 (делянка 1), в квартале 121 (делянка 2), в квартале 96 (делянка 1), в квартале 118 (делянка 1) оставлены завышенные пни, что является нарушением пункта 9 Правил заготовки древесины и влечет привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела подтверждается, что правонарушение совершено в результате осуществления лесозаготовительных работ, но заявителем не были приняты все зависящие от него меры
по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, отсутствуют какие-либо доказательства, исключающие вину общества.

Указанные в статье 2.9 КоАП РФ основания для освобождения заявителя от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, по мнению суда, отсутствуют. Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования.

Учитывая, что факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, подтвержден материалами дела, процедура административного производства и права ООО “Медвежьегорский леспромхоз“ соблюдены, административный орган действовал в рамках предписанных законом полномочий и в полном соответствии с законом, а доводы заявителя в ходе судебного разбирательства признаны несостоятельными, суд считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью “Медвежьегорский леспромхоз“, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021001010029 и расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Заводская, д. 3, об оспаривании постановления Государственного учреждения Республики Карелия “Медвежьегорское центральное лесничество“ от 22.10.2008 года N 045/08 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде 10 000 рублей штрафа, отказать полностью.

2. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в
течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

А.Ю.ЛАЗАРЕВ