Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2008 по делу N А26-702/2008 Суд взыскал с ЗАО неустойку за нарушение лесохозяйственных требований при проведении рубок главного пользования по лесорубочным билетам, поскольку освидетельствование мест рубок и заготовленной древесины проводилось в соответствии с процедурой, установленной Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, в присутствии представителя общества, которое не оспаривает факт перечисленных в актах освидетельствования нарушений лесохозяйственных требований и размер начисленной неустойки.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2008 г. по делу N А26-702/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Кадулина А.В. и Константинова П.Ю., при участии от ЗАО “Ладвинский леспромхоз“ Швец И.Н. (доверенность от 09.01.2008), рассмотрев 07.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Ладвинский леспромхоз“ на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.04.2008 (судья Зинькуева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008 (судьи Копылова Л.С., Зайцева Е.К., Масенкова И.В.) по делу N А26-702/2008,
установил:
государственное учреждение Республики Карелия “Ладвинский лесхоз“ (далее - Лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к закрытому акционерному обществу “Ладвинский леспромхоз“ (далее - Общество) о взыскании 40 194 руб. 15 коп. неустойки за нарушение лесохозяйственных требований при проведении рубок главного пользования по лесорубочным билетам.
Определением от 24.03.2008 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена истца на государственное учреждение Республики Карелия “Ладвинское центральное лесничество“ (далее - Лесничество).
Решением от 18.04.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2008, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество просит решение от 18.04.2008 и постановление от 03.07.2008 отменить полностью и принять новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что взыскание неустойки производится судами первой и апелляционной инстанций на основании нормативного акта - Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (далее - Правила), признанного утратившим силу, что противоречит части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Лесхоз надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Лесхоз выдал Обществу лесорубочные билеты N 54, 53, 64, 122, 109, 279, 286, 278, 209, на основании которых Общество приобрело право на осуществление лесопользования с целью заготовки древесины.
Лесхоз извещениями, полученными Обществом 24.04.2007, 26.04.2007, 24.07.2007 и 08.08.2007, уведомил о проведении 08, 18, 31 мая 2007 года, а также 13, 14, 23 и 27 августа 2007 года освидетельствования мест рубок и просил направить представителя для участия в освидетельствовании.
По результатам проверок Лесхоз выявил ряд нарушений лесопользователем порядка заготовки древесины, установленного Правилами, составил акты и, руководствуясь пунктом 72 Правил, начислил Обществу неустойку в размере 40 194 руб. 15 коп.
Поскольку требования Лесхоза о добровольной уплате неустойки Общество не удовлетворило, неустойку не уплатило, Лесхоз обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о доказанности вмененных ответчику нарушений лесохозяйственных требований и обоснованности требований истца как по праву, так и по размеру.
Кассационная инстанция считает, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на полном исследовании обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.
Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.01.1997 N 22-ФЗ) при осуществлении пользования лесным фондом лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации; не оставлять заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; соблюдать условия лесорубочного билета; выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации. Статьей 111 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривалась обязанность граждан и юридических лиц возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Аналогичное правило закреплено в статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
Правоотношения при осуществлении лесопользования по выданным Обществу лесорубочным билетам возникли до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона 04.12.2006 N 201-ФЗ). В силу статьи 42 того же Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.01.1997 N 22-ФЗ) осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда; лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ статья 42 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.01.1997 N 22-ФЗ) действует до 1 января 2009 года в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ.
Как следует из части 3 статьи 16 и части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ), порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется в том числе правилами заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.
В переходный период порядок и основания применения к лесопользователям, допустившим нарушения лесохозяйственных требований, такой меры ответственности, как неустойка и ее размеры, устанавливались Правилами, которые утратили силу только 31.03.2008.
В соответствии с пунктами 62, 63, 64, 66 Правил лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований Правил; после окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев; о дне освидетельствования лесопользователь должен быть извещен лесхозом письменно; в случае выявления нарушений требований Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования о добровольной уплате неустойки в месячный срок. Если в указанный срок лесопользователем добровольная уплата неустоек не произведена, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустоек в принудительном порядке.
Составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок акт служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил.
Как усматривается из материалов дела, Лесхоз провел освидетельствование мест рубок в соответствии с установленной Правилами процедурой, в присутствии представителей лесопользователя. Факт совершения перечисленных в актах освидетельствования нарушений лесохозяйственных требований и размер начисленной неустойки Общество не оспаривает.
Суды первой и апелляционной инстанций проверили расчет размера предъявленной к взысканию неустойки и установили, что он соответствует положениям пункта 72 Правил.
Кассационная инстанция согласна с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.04.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008 по делу N А26-702/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Ладвинский леспромхоз“ - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.М.РУДНИЦКИЙ
Судьи
А.В.КАДУЛИН
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ