Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.09.2008 по делу N А56-40605/2006 Поскольку при таможенном оформлении ввезенной на территорию РФ говядины мороженой ЗАО уплатило таможенные платежи с применением пониженных ставок на основании разовой лицензии, выданной на ввоз названных товаров и впоследствии признанной недействительной в связи с превышением обществом установленного объема ввоза, таможня правомерно направила ЗАО требование об уплате таможенных платежей и пеней ввиду отсутствия у него оснований для применения пониженных ставок таможенных пошлин.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2008 г. по делу N А56-40605/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Алешкевича О.А. и Михайловской Е.А., при участии от закрытого акционерного общества “ВнешЭконом Группа“ Скрипчика А.Л. (доверенность от 17.10.2007), от Балтийской таможни Пилипенко А.В. (доверенность от 18.02.2008 N 15-05/2907), Першина А.С. (доверенность от 02.06.2008 N 04-19/591), рассмотрев 17.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “ВнешЭконом Группа“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2008 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 (судьи Фокина Е.А., Лопато И.Б., Шульга Л.А.) по делу N А56-40605/2006,
установил:
закрытое акционерное общество “ВнешЭконом Группа“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Балтийской таможни (далее - Таможня) от 18.08.2006 N 206 об уплате 11 043 573 руб. 95 коп. таможенных платежей и 2 062 868 руб. 52 коп. пеней.
Определением от 19.12.2006 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) первой инстанции суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - статей 350 и 361 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). По мнению подателя жалобы, организационно-правовая форма Общества в требовании указана неправильно, а таможенные платежи и пени исчислены неверно. Кроме того, заявитель считает, что неправомерно изменение Таможней кода товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД) при отсутствии решения о классификации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Таможни возражали против ее удовлетворения.
Минэкономразвития РФ о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Общество как получатель и декларант в 2005 году на основании внешнеторгового контракта ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары (“говядина мороженая“) в количестве 1 000 000 кг в таможенном режиме “выпуск для внутреннего потребления“. При этом Общество применило тарифные преференции, предоставленные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 878 “О регулировании импорта говядины мороженой в 2005 году“ (далее - Постановление N 878). На основании Постановления N 878 Минэкономразвития РФ выдало Обществу разовую лицензию от 18.05.2005 N 747505507852 на ввоз товаров (“лопатка шейно-лопаточная часть и грудинка обваленные, мороженые“), классифицируемых в группе 02, кроме включенных в подсубпозицию 0202 30 500 3 ТН ВЭД. Срок действия выданной Обществу лицензии определен до 31.12.2005.
При таможенном оформлении ввезенных товаров на основании данной лицензии Общество уплатило таможенные платежи в полном объеме с применением пониженных ставок. Впоследствии приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.2006 N 211 вышеназванная лицензия признана недействительной со дня ее выдачи в связи с превышением установленного объема ввоза товаров. Письмом Федеральной таможенной службы от 08.08.2006 N 05-11/27552 соответствующим таможенным органам предложено принять меры по принудительному взысканию таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате в связи с признанием лицензий недействительными, в том числе и лицензии, выданной Обществу.
Таможня, проверив в порядке статьи 361 ТК РФ документы и сведения, представленные Обществом при оформлении ввоза товаров по спорной лицензии, выявила наличие у декларанта задолженности по уплате таможенных платежей. По результатам проверки Таможня направила Обществу требование от 18.08.2006 N 206 об уплате таможенных платежей и пеней.
Общество оспорило требование Таможни в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования, указав на то, что Таможня обоснованно направила декларанту спорное требование об уплате таможенных платежей и пеней ввиду отсутствия у заявителя оснований для применения пониженных ставок таможенных пошлин, а также на несущественный характер нарушений, допущенных Таможней при оформлении спорного требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ (далее - Закон “О таможенном тарифе“) ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона “О таможенном тарифе“ при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде:
- установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации;
- освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:
- происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;
- происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.
Для целей статьи 36 Закона “О таможенном тарифе“ под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода. К товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации на уровнях, достаточных для обеспечения эффективности тарифной квоты и достижения целей, установленных пунктом 4 статьи 36 Закона “О таможенном тарифе“.
В силу пункта 4 статьи 36 Закона “О таможенном тарифе“ тарифные квоты на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации в целях стимулирования сельскохозяйственного производства, обеспечения необходимого объема потребления сельскохозяйственных товаров на территории Российской Федерации, а также в целях содействия развитию международной торговли. Объем тарифной квоты, устанавливаемой на ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на территории Российской Федерации и объемом производства аналогичного российского товара.
Ставки ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственные товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифной квоты, определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 36 Закона “О таможенном тарифе“).
Подпунктом “г“ пункта 1 Постановления N 878 утверждены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении говядины мороженой, ввозимой в объеме и порядке, указанных в дополнительных примечаниях 1 и 2 Таможенного тарифа Российской Федерации к группе 02 ТН ВЭД. Согласно названным примечаниям в соответствующие подсубпозиции включаются товары, суммарный объем ввоза которых в Российскую Федерацию в 2005 году составляет в отношении говядины - 430 тыс. тонн (при наличии лицензии, выданной компетентным органом).
В результате проведенной Минэкономразвития РФ проверки выявлены случаи выдачи лицензий участникам внешнеэкономической деятельности по их заявлениям на ввоз говядины в 2005 году и использования таких лицензий для ввоза указанных товаров с превышением объемов тарифных квот, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 878, в связи с чем указанные лицензии, в том числе и лицензия N 747505507852, выданная заявителю, приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.2006 N 211 признаны недействительными (полностью или частично) с момента их выдачи.
Правовые основания для приостановления и аннулирования лицензий в связи с обстоятельствами, возникшими после их выдачи, установлены пунктом 13 Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1996 N 1299, а также пунктом 11 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 N 364.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии у Общества правовых оснований для применения пониженных ставок таможенных пошлин.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты. Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
Вследствие установления факта неуплаты Обществом таможенных платежей в размере, предусмотренном законом, Таможня правомерно до применения мер принуждения выставила оспариваемое Обществом требование об уплате этих платежей.
Кассационная инстанция не принимает доводы жалобы Общества о несоответствии оспариваемого требования действующему законодательству.
Представленным в материалы дела доказательствам судами первой и апелляционной инстанций дана оценка в их совокупности по правилам статей 65 и 71 АПК РФ.
Факт неуплаты заявителем таможенных платежей установлен таможенным органом 08.08.2006, в день издания Федеральной таможенной службой России письма от 08.08.2006 N 05-11/27552 “о взыскании таможенных платежей“, при этом оспариваемое требование направлено Обществу 18.08.2006, то есть с соблюдением установленного статьей 350 ТК РФ срока.
Отсутствие решения таможенного органа о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД в силу положений таможенного законодательства не может являться основанием для освобождения участника внешнеэкономической деятельности от уплаты таможенных платежей.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества, доводы которой направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами в результате всесторонней и объективной оценки представленных в ходе судебного разбирательства доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 по делу N А56-40605/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества “ВнешЭконом Группа“ - без удовлетворения.
Председательствующий
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ