Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.09.2008 по делу N А05-1466/2008 Росрегистрация правомерно отказала МУП, в отношении которого открыта процедура конкурсного производства, в регистрации перехода от предприятия права собственности на тепловую сеть, поскольку названное имущество, предназначенное для теплоснабжения жилых домов и участвующее в функционировании систем жизнеобеспечения, относится к социально значимым объектам, а в рамках конкурсного производства торги по продаже данного имущества не назначались и не проводились.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2008 г. по делу N А05-1466/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М., рассмотрев 15.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия “Муниципальное коммунальное предприятие N 1“ на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.04.2008 (судья Макаревич И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 (судьи Виноградова Т.В., Бочкарева И.Н., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-1466/2008,

установил:

муниципальное унитарное предприятие “Муниципальное коммунальное предприятие N 1“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к обществу с ограниченной ответственностью “Транспортное и Техническое Обслуживание Населения - Архангельск“
(далее - Общество) и Управлению Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) с заявлением о признании недействительным отказа Управления в государственной регистрации перехода к Обществу права собственности на тепловую сеть от теплового пункта N 9, расположенную по адресу: г. Архангельск, ул. Титова, д. 4, стр. 1 (дело N А05-1466/2008).

Определением от 19.02.2008 по этому же делу к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование “Город Архангельск“ (далее - Муниципальное образование).

Предприятие также обратилось с заявлениями о признании недействительными отказов Управления в проведении государственной регистрации перехода к Обществу права собственности на следующие объекты:

- тепловую сеть длиной 2811,3 м от пункта АТЭЦ до ЦТП по адресу: г. Архангельск, ул. Мичурина, д. 2 (дело N А05-1468/2008),

- тепловую сеть от теплового пункта N 2 по адресу: г. Архангельск, ул. Ильича, д. 12, стр. 1 (дело N А05-1470/2008),

- тепловую сеть от теплового пункта N 1 по адресу: г. Архангельск, ул. Каботажная, д. 3, стр. 1 (дело N А05-1471/2008),

- тепловую сеть от теплового пункта N 8 по адресу: г. Архангельск, ул. Ударников, д. 26, стр. 1 (дело N А05-2254/2008),

- тепловую сеть от теплового пункта N 12 по адресу: г. Архангельск, ул. 40 лет Великой Победы, д. 2, стр. 1 (дело N А05-2255/2008).

К участию в указанных делах в качестве заинтересованного лица определениями суда от 19.02.2008 и от 14.03.2008 привлечено Муниципальное образование.

Определением от 17.03.2008 дела N А05-1466/2008, N А05-1468/2008, N А05-1470/2008, N А05-1471/2008, N А05-2254/2008, N А05-2255/2008 объединены в одно производство, которому присвоен общий номер - N А05-1466/2008.

Решением от 04.04.2008 в
удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 названное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Предприятие просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - статей 110, 132, 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о несостоятельности (банкротстве)) и нарушение норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, названными статьями не установлен запрет на продажу посредством публичного предложения социально значимых объектов, не проданных с торгов; собранием кредиторов может быть установлен порядок продажи, наиболее привлекательный для потенциальных покупателей, в целях более эффективного удовлетворения требований кредиторов.

15.09.2008 в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа поступило направленное телеграфом ходатайство Муниципального унитарного предприятия “Муниципальное коммунальное предприятие N 1“ об отзыве кассационной жалобы. Учитывая, что данное ходатайство не подписано надлежащим лицом Предприятия и по своему содержанию не соответствует положениям части 1 статьи 282 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанное ходатайство Предприятия отклонено.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Архангельской области от 14.09.2004 по делу N А05-15769/04-27 в отношении Предприятия введено наблюдение; определением от 08.04.2005 по тому же делу - внешнее управление.

В период внешнего управления трижды (21.11.2006, 25.12.2006, 30.01.2007) назначались торги в форме открытого аукциона по продаже сооружений тепловых сетей, которые признаны не состоявшимися ввиду непоступления заявок.

Решением
Арбитражного суда Архангельской области от 06.04.2007 по делу N А05-15769/04-27 Предприятие признано несостоятельным (банкротом); в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год.

Решением собрания кредиторов от 01-06.08.2007 утверждено Положение об условиях и порядке продажи имущества должника, согласно которому продажа имущества осуществляется на торгах в форме открытого аукциона; информация о продаже опубликовывается в “Российской газете“; в случае если первые торги не состоятся, проводятся повторные торги на тех же условиях; если и повторные торги не состоятся, проводятся торги со снижением начальной цены продажи на десять процентов; в случае, если имущество не будет продано в установленном порядке, порядок реализации имущества устанавливается собранием кредиторов. Имущество, продажа которого осуществлялась в процедуре внешнего управления и торги по продаже которого трижды были назначены и не состоялись в связи с отсутствием заявок, не подлежит повторной продаже посредством торгов, а реализуется посредством публичного предложения.

Конкурсным управляющим в период конкурсного производства в газетах “Правда Севера“ и “Российская газета“ несколько раз были опубликованы сообщения о продаже по прямому договору по цене предложения имущества Предприятия, участвующего в производстве и передаче тепловой энергии, с указанием на то, что заявки принимаются в течение 30 дней со дня опубликования сообщения.

Протоколом от 10.09.2007, составленным по результатам рассмотрения заявок на покупку имущества Предприятия, зафиксировано поступление одной заявки от Общества; комиссией принято решение о продаже имущества Обществу - единственному участнику, заявившему за весь период продажи имущества (более одного года) предложение о покупке имущества.

Предприятие в лице конкурсного управляющего (продавец) и Общество (покупатель) заключили договор от 17.09.2007 купли-продажи тепловых сетей, находящихся в муниципальной собственности и принадлежащих Предприятию на праве хозяйственного
ведения, в том числе:

- тепловой сети от теплового пункта N 9 по адресу: г. Архангельск, ул. Титова, д. 4, стр. 1,

- тепловой сети длиной 2811,3 м от пункта АТЭЦ до ЦТП по адресу: г. Архангельск, ул. Мичурина, д. 2,

- тепловой сети от теплового пункта N 2 по адресу: г. Архангельск, ул. Ильича, д. 12, стр. 1,

- тепловой сети от теплового пункта N 1 по адресу: г. Архангельск, ул. Каботажная, д. 3, стр. 1,

- тепловой сети от теплового пункта N 8 по адресу: г. Архангельск, ул. Ударников, д. 26, стр. 1,

- тепловой сети от теплового пункта N 12 по адресу: г. Архангельск, ул. 40 лет Великой Победы, д. 2, стр. 1.

По акту приема-передачи от 17.09.2007 имущество передано от продавца к покупателю.

Стороны договора 19.09.2007 обратились в Управление за государственной регистрацией перехода права собственности на объекты, отчуждаемые по названному договору.

Общество и Муниципальное образование заключили соглашение от 25.10.2007 о содержании и обеспечении эксплуатации и использования в соответствии с целевым назначением объектов.

Уведомлениями от 19.11.2007 и от 11.12.2007 Управление сообщило об отказе в государственной регистрации перехода права по договору от 17.09.2007 на основании пункта 2 статьи 19, абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о государственной регистрации) в связи с несоблюдением при заключении договора от 17.09.2007 требований Закона о несостоятельности (банкротстве), поскольку социально значимые объекты проданы без проведения конкурса.

Предприятие, ссылаясь на то, что спорные объекты отчуждены по договору от 17.09.2007 в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве), согласно статье 110
которого в случае, если торги по продаже имущества неоднократно не состоялись, допускается продажа имущества посредством публичного предложения, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа от государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.

Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.

В соответствии со статьей 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В силу статьи 13 названного Закона при проведении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимости, соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства, отсутствие других оснований для отказа или приостановления регистрационных действий.

Как установлено судом и
подтверждается материалами дела, имущество, отчужденное по договору от 17.09.2007, относится к социально значимым объектам, поскольку предназначено для теплоснабжения жилых домов, то есть участвует в функционировании систем жизнеобеспечения. Возражения подателя жалобы в этой части подлежат отклонению, так как иное заявителем не доказано.

Согласно пунктам 4, 6 статьи 139 Закона о несостоятельности (банкротстве) после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах, если названным Законом не установлен иной порядок продажи имущества должника. Продажа предприятия, а также иного имущества должника осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 3 - 8 статьи 110 и статьей 111 того же Закона, с особенностями, предусмотренными правилами, регулирующими процедуру конкурсного производства.

Порядок реализации социально значимых объектов установлен пунктом 4 статьи 132 Закона о несостоятельности (банкротстве). Согласно указанной правовой норме названные объекты продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 упомянутого Закона; обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса определяются собранием кредиторов по предложению органа местного самоуправления. Цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком; средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу. После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.

Последствия, наступающие в случае, если социально значимые объекты не проданы в описанном выше порядке, предусмотрены пунктом 5 статьи 132 Закона о несостоятельности (банкротстве), согласно которому в таком случае имущество подлежит передаче в собственность
соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в пункте 5 статьи 132 Закона о несостоятельности (банкротстве), в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий.

Из положений статей 132, 139 Закона о несостоятельности (банкротстве) в совокупности не следует возможность продажи социально значимых объектов в процедуре конкурсного производства в ином порядке, кроме как на торгах в форме конкурса. При этом статья 110 данного Закона, к которой имеется отсылка в пункте 4 статьи 132 того же Закона, применяется только в части установленного этой статьей порядка проведения торгов.

Из материалов дела видно и Предприятием не оспаривается, что в рамках конкурсного производства торги по продаже спорного имущества не назначались и не проводились.

При таких обстоятельствах Управление, компетенция которого ограничена проверкой соблюдения при оформлении представленных на государственную регистрацию документов требований законодательства, правомерно отказало в государственной регистрации перехода права по договору от 17.09.2007, не соответствующему статье 132 Закона о несостоятельности (банкротстве).

Кроме того, заключение договора купли-продажи на основании сообщения, опубликованного конкурсным управляющим в периодических изданиях, о продаже имущества Предприятия по прямому договору по цене предложения нельзя признать и продажей имущества посредством публичного предложения.

Публичное предложение о продаже имущества по своему смыслу является публичной офертой. Публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Особенность данного способа продажи заключается в том, что установленная начальная
цена имущества по истечении определенных периодов времени последовательно снижается на определенную величину до минимальной цены, ниже которой имущество не может быть продано. Однако в информационных сообщениях конкурсного управляющего не содержалось всех необходимых условий для продажи имущества посредством публичного предложения.

Таким образом, судебные инстанции правомерно посчитали обжалуемый отказ Управления в государственной регистрации соответствующим Закону о несостоятельности (банкротстве) и Закону о государственной регистрации и отказали в удовлетворении требований Предприятия.

Доводы подателя жалобы основаны на ошибочном толковании Закона о несостоятельности (банкротстве), который судом применен правильно.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, поэтому данные судебные акты должны быть оставлены в силе.

При принятии кассационной жалобы к производству Предприятию была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. В связи с окончанием производства по кассационной жалобе, оставленной без удовлетворения, с Предприятия следует взыскать в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по жалобе.

Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.04.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 по делу N А05-1466/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия “Муниципальное коммунальное предприятие N 1“ - без удовлетворения.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия “Муниципальное коммунальное предприятие N 1“ в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.

Председательствующий

П.Ю.КОНСТАНТИНОВ

Судьи

А.В.КАДУЛИН

Г.М.РУДНИЦКИЙ